Получи документы

Консультация «Русский язык в народном творчестве»

Татьяна Толстых
Консультация «Русский язык в народном творчестве»
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклор всегда считался и считается элементом народной педагогики. За сотни лет накоплен опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Публикация «Консультация „Русский язык в народном творчестве“» размещена в разделах

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

Так что же такое фольклор?

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки, пестушки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

- обогащают словарь,

- развивают артикуляционный аппарат,

- фонематический слух,

- дают образцы для составления описательных рассказов.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их.

Фольклор – это богатство народного творчества, то, самое лучшее, что дошло до наших дней от наших предков. Как мы уже говорили, народное искусство помогает усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи и традиции, его черты характера.

Фольклор – это синтез поэзии, музыки и движения. Он дает возможность в приятной и интересной форме обучить детей тому или иному навыку. У детей развивается чувство ритма, музыкальность, ладовое чувство, музыкальный слух, голосовые возможности. А также становится чище речь, развивается эмоциональная отзывчивость.

Одним из средств духовно-нравственного воспитания является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания.

Многие педагоги, психологи (В. Г. Белинский, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. П. Усова, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Вспомним формы народного фольклора.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку. Главное назначение колыбельных песен выполняется ритмом, и поэтому в очень многих из них сюжет дан лишь в минимальном развитии. Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость, между прочим, очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования).

Пестушки-форма народного фольклора направлена на физическое развитие ребенка. Пестушка – это еще один жанр устного народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей. Пестушка – небольшой стишок или песенка, понятная и интересная для ребенка. От этого слова и произошло понятие «пестовать», но им сегодня уже никто не пользуется. Да и пестушками стишки не называют, хотя они остались, и их постоянно используют родители. В старину считалось, что пестушка не только развивает ребенка, но и укрепляет его здоровье, синхронизирует биоритм ребенка с биоритмом матери и самой Природы.

Прибаутка – небольшой,смешной рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок. Прибаутками называют смешное сочетание слов, которое не обязательно несет в себе определенный смысл. Это жанр фольклора, который очень часто используется с целью придания основным словам шуточный характер. Жанр прибаутки очень древний, он уходит корнями в далекое прошлое наших предков. Сегодня прибаутки употребляются очень редко. Хотя найти и определить прибаутку несложно. Она может быть включена в сказки, стихотворения, рассказы и т. д. Прибаутка перед началом сказки – присказка. Прибаутка лаконична, проста, игрива, интересна.

Пословицы-это своеобразные притчи, уложенные в формат коротенького афоризма поучительные истории. Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображается самые разные стороны жизни людей. Пословицы никуда не записывались, а передавались из уст в уста, поэтому их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой информации.

Загадка -краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать

Кроме того мы используем скороговорки,скоморошины,считалки,заклички,сказки,песни.

Закончить хочется словами академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности.

Публикации по теме:

Консультация «Язык, как общественное явление. Функции языка. Взаимодействие языка и общества» I. Язык как общественное явление С момента возникновения, на всех этапах своего существования, язык неразрывно связан с обществом. Эта.

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Русский язык» Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.

Консультация «Интеллект, язык и речь» Интелект, язык и речь. Речевая патология –это нарушение важных психических функций человека. Такие нарушения в раннем возрасте характерны.

Конспект урока русский язык «Разделительные [Ь] и [Ъ] 2 класс» Урок 13 Тема урока: Разделительные ь и ъ. Цель урока: Развитие умения обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слова.

Консультация для родителей «Русский фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям» Консультация для родителей «Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям» Дошкольное детство.

Консультация для воспитателей «Русский народный костюм губерний России» .

Консультация для воспитателей «Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве». Опыт зарубежных педагогов о детском изобразительном творчестве весьма разнообразен. Некоторые специалисты в США изобразительную деятельность.

Новогодняя игрушка «Ёлочки в народном стиле»Новогодняя игрушка «Ёлочки в народном стиле» Мастер - класс для родителей по изготовлению новогодней игрушки. Цель: Привлечь родителей к оформлению группы к Новому году. Задачи: -Развитие.

Проверочная работа по теме «Слово и словосочетание». 3 класс. Русский язык Проверочная работа по теме «Слово и словосочетание». 3 класс. Русский язык. Вариант 1. 1. Что такое словосочетание? o Два связанных по смыслу.

Внеклассное мероприятие «Великий и могучий русский язык» для старших школьников (8–9 классы) Предлагаю конспект викторины по знанию русского языка. Старалась сделать данное мероприятие интересным. Детям очень понравилось. Внеклассное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Русский язык в народном творчестве»
Опубликовано: 21 февраля 2018 в 23:01
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Русский язык в народном творчестве»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Толстых (УИ 1267169) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД