Лучший педагог года

Самообразование «Активизация словаря дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»

Марина Красноруцкая
Самообразование «Активизация словаря дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Динской район "Детский сад общеразвивающего вида № 29"

План по самообразованию педагога

Красноруцкая Марина Александровна

(Ф. И. О. педагога)

Тема: «Активизация словаря дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»

Должность: воспитатель

Возрастная группа: средняя

Начало изучения темы: 1 сентября 2016 года

Окончание изучения темы: 31 мая 2017 года

Публикация «Самообразование „Активизация словаря дошкольников при ознакомлении с художественной литературой“» размещена в разделах

Общие сведения педагоге

Ф. И. О. педагога: Красноруцкая Марина Александровна

Дата рождения: 25 августа 1996 год

Стаж работы: 2,5 года

Образование (название учебного заведения и год окончания) : Кубанский Государственный Университет, профиль: «Начальное образование; Дошкольное образование (НОДО)», студентка, до 2018года.

Общие сведения по теме самообразования

Актуальность темы:

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по активизации словаря дошкольников в условиях внедрения художественной литературы.

Цели: разработка методики использования художественной литературы и применение её на практике для формирования у детей дошкольного возраста правильной речи.

Задачи:

1. Сформировать интерес к художественной литературе.

2. Расширять и активизировать словарный запас детей.

3. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

4. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

5. Обращать внимание детей на изобразительно - выразительские средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

6. Развивать интерес к литературе, развивать творческие способности у детей.

Литература по теме :

1. Базовая программа: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией

Н. Е. Веракса

2. «Программа развития речи у детей дошкольного возраста»

О. С. Ушакова

3. «Знакомство дошкольников с литературой»

О. С. Ушакова, И. В. Гавриш

4. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду»

М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко

5. «Художественное слово в воспитании детей» Н. С. Каримская

6. Интернет – ресурсы

Личный перспективный план

По самообразованию 2016 – 2017 год

Сроки проведения итогов по теме самообразования : сентябрь 2016 – май 2017г.

Месяц Направления работы Способы достижения Анализ достижений

Сентябрь

Приёмы обучения пересказыванию Подбор литературы

(русские народные сказки, рассказы знакомые детям) Дети легко повторяют реплики из произведений, интонацией выделяют слова героев. Так же строят пересказ по аналогии с прочитанным, с включением другого героя

Октябрь

Обучение детей рассказыванию Подбор литературы, выбор тем для размышления детей Дети правильно излагают мысли, в своём рассказе. Держаться определённой темы, речь внятная, насыщенна прилагательными, что даёт рассказу выразительность

Ноябрь Развитие речи дошкольников в сказкотерапии Сказкотерапия:

«Лиса и заяц», «Гуси-лебеди», «Коза-дереза», «У страха глаза велики»

Консультация для родителей «Особенности сказкотерапии» Дети могут представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; выразительно передают в мимике и движениях эмоциональное состояние. Умеют составлять словесные описания

Декабрь Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста «Расскажи по-разному», «Продолжи сказку», «Медленно-быстро», «Шипящие звуки» У детей формируется речевой слух, навыки чёткой, правильной и выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Дети контролируют темп, силу голоса, дикцию

Январь Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам Рассматривание иллюстраций к художественным произведениям и составление рассказов по ним Дети могут без туда выделять на картинке её главные характеристики; производят анализ и синтез, после чего составляют связный рассказ по картинке с опорой на образец воспитателя

Февраль Составление загадок. Работа с загадками. Подбор загадок для детей среднего возраста.

Помощь в составлении загадок, придуманных детьми. Викторина: «В мире загадок» У детей без труда получается сравнивать и анализировать, видеть мир в многообразных связях и зависимостях. Воспитанники могут связать предметы по ассоциации с другими предметами

Март Работа над развитием речи через выразительность речи, интонацию и дикцию Заучивание стихотворений

А. Барто, чтение рассказов

К. Чуковского

Игры: «Тихо-громко», «Большая и маленькая дудочка», «Кошка и котёнок»

Упражнение: «Произнеси по-разному» У детей сформировались навыки различать и произносить слова с разной интонацией и тональностью. Вызванный интерес к поэзии привёл к тому, что дети с легкостью запоминают и рассказывают стихотворения выразительно друг другу

Апрель Работа над активизацией словаря дошкольников через театральную деятельность Инсценировки сказок: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка».

Использование пальчикового и настольного театра. У детей сформировалась творческая самостоятельность, эстетический вкус в передаче образов; развитие речи детей, эмоциональной направленности

Май Обучение составлению сказок и рассказов Учить детей составлять сказки и рассказы по модели – схеме У детей сформировался навык последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки и рассказы; придумывать названия, сюжет подбирать признаки предметов. Поднялся интерес к художественной литературе

Анализ темы по самообразованию за 2016/2017 год.

У детей появилась эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним; развивается способность слушать текст и активно реагировать на его содержание; вырабатывается умение слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает; у детей сформировались навыки выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок; дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании; у детей появилась способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений; дети рассматривают иллюстрации, узнают в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций; дети дошкольного возраста следят за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением.

Задачи, поставленные в исследовании, были решены:

Изучена литература по проблеме использования художественных произведений для развития речи дошкольников. Использование художественных произведений, сказок, для развития связной речи детей.

Есть положительные результаты. Недостатками можно назвать малое количество времени, отведенное на индивидуальные занятия. Но, несмотря на данные недостатки, у детей средней группы выделены положительные тенденции. Предполагаю, что дальнейшая работа по использованию художественных произведений, способствующая формированию связной речи у дошкольников даст более четкие положительные результаты. Целенаправленное и систематическое использование художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста способствует наиболее эффективному развитию их связной речи.

Публикации по теме:

Использование элементов ИКТ в ознакомлении дошкольников с детской литературой Аббревиатура ИКТ ныне широко пользуются, этот термин имеет разные значения, в зависимости от ситуации. На слайде можно увидеть вариант толкования.

«Развитие познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с художественной литературой» Работа со сказкой Первый этап Наглядные модели в процессе пересказывания детьми русских народных сказок Цель: научить с помощью заместителей выделять самые.

Игровые формы работы, направленные на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Березина Светлана.

Использование метода проектов при ознакомлении старших дошкольников с татарским народным костюмом Комплекс народного костюма испокон веков нес в себе особый духовный смысл, в котором проявлялась психология каждого народа. В коллективном.

Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Ознакомление ребёнка с художественной литературой начинается с младенческого возраста. Мама, качая ребёнка, читает малышу пестушки, потешки.

Обогащение и активизация словаря дошкольников с нарушениями речи в игре Обогащение и активизация словаря дошкольников с нарушениями речи в игре Подготовила Власенко Наталья Павловна Воспитатель высшей квалификационной.

Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении родным городом» Введение Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Проблемы патриотического воспитания.

Роль семьи в ознакомлении детей с художественной литературой. Современное поколение детей легко и быстро привыкают к телевизору, компьютеру, мобильному телефону и другим достижениям прогресса. Но вот.

Социоигровая технология Букатова В. М. при ознакомлении дошкольников с художественной литературой Программа «От рождения до школы» предусматривает проведение непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой,.

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности БОД ДПО (ПК) С «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ» МИНОБРАЗОВАНИЯ Кафедра дошкольного образования Эссе на тему «Активизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Активизация словаря дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»
Опубликовано: 13 сентября 2017 в 10:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД