Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов «Дактильная и жестовая речь в работе с детьми с нарушением слуха». Часть 2

Лисовская Екатерина Юрьевна
Семинар-практикум для педагогов «Дактильная и жестовая речь в работе с детьми с нарушением слуха». Часть 2

Введение

Жестовый язык – естественный язык, знаковая система, при помощи которой осуществляется межличностное общение глухих.

Жестовый язык представляет собой сложную лингвистическую систему, имеющую свои грамматическую структуру, стиль, определенные правила.

Все педагогические системы новейшего времени возникают в ответ на изменения отношения общества к правам и возможностям детей с особыми проблемами. Именно так на современном этапе возникают концепции интеграции (обучении в общем потоке) и билингвизма (двуязычие, который демонстрирует реализацию права неслышащих на собственную культуру, собственный язык (жестовый, собственную систему обучения, ставящую своей целью воспроизводство этой культуры, а не культуры слышащего большинства.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Дактильная и жестовая речь в работе с детьми с нарушением слуха“, Часть 2» размещена в разделах

Сейчас общество готово воспринимать людей с врожденной глухотой не как «неполноценное», а как «культурное» лингвистическое» меньшинство. Этот факт обусловил возможность создания педагогических систем, ориентированных на воспитание глухого как человека, отличного от слышащего, своеобразного и самоценного.

Ранее я уже рассказывала о двух системах обучения, в которых одним из основных речевых средств является жестовая речь, это система: «тотальной коммуникации» и система «билингвистического обучение».

Сторонники «тотальной коммуникации» предлагают использовать в обучении все речевые средства: устную речь (воспринимать как зрительно, так и слухо-зрительно, письменную, дактильную и жестовую речь. Жестовая речь должна быть предоставлена в педагогическом процессе различными ее вариантами: естественными жестами, калькирующей жестовой речью, национальным жестовым языком. Однако главную роль отводиться калькирующей жестовой речи.

Стратегия билингвистического обучения предполагает равный статус национального жестового и словесного языка как средств образовательного процесса. Ставя своей целью создание наиболее благоприятной среды для социально-эмоционального развития глухого ребенка, предоставления ему возможностей реализации своих потребностей и способностей, получения полноценного образования, в том числе хорошего знания национального словесного языка, сторонники этой педагогической системы считают такой средой обстановку словесно - жестового двуязычия. Оба языка выступают в качестве полноправных средств в общении между глухими и слышащими учителями, учениками и родителями. Важные факторы педагогической среды словесно-жестового двуязычия: свободное владение учителями обоими контактирующими языками, участие в педагогическом процессе глухих учителей — носителей жестового языка

Этапы овладения жестовой речью неслышащими детьми и ее роль в образовательном процессе.

С чего же начинается усвоение жестового языка у неслышащих детей?

На начальных этапах психического развития жестовая речь возникает на основе экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств общения: глухие дети прибегают к естественным жестам в сочетании с выразительной мимикой, так как испытывают потребность в общении, стремятся установить контакты с близкими людьми и выразить свои желания. При этом сначала используются указательные жесты, затем — жесты, имитирующие некоторые действия, отражающие соотношения между предметами, драматизацию событий. Жестовая речь развивается во взаимосвязи с успехами глухих людей в познавательной и практической деятельности. Наглядные представления выражаются жестами, которые совершенствуются, все более точно и обобщенно отражают окружающую ребенка действительность. Для обозначения действия применяется его имитация, например, жестом «резать» изображается процесс резания. Этим способом часто обозначаются не только действия, но и предметы, с помощью которых эти действия совершаются («нож» изображается жестом, соответствующим действию «резать»). Для обозначения качества предмета используется имитация переживания, связанного с этим качеством (например, для обозначения качества «кислый» лицу придается выражение, соответствующее ощущению кислого). Еще один способ жестового обозначения заключается в наглядном описании предмета с помощью рисующего или пластического жеста.

Общение при помощи жестов служит своеобразной тренировкой, в процессе которой накапливается опыт четкого исполнения жестов, формируются навыки их зрительного восприятия. Это способствует сравнительно быстрому усвоению такими детьми русского жестового языка (РЖЯ, который является вспомогательным средством общения в детском коллективе специального учреждения, где они начинают учиться.

Глухой ребенок, у которого родители — люди с недостатками слуха, разговаривающие друг с другом на РЖЯ, овладевает этим языком в процессе общения в семье. В этом случае основные закономерности усвоения жестового языка глухим ребенком и словесного языка слышащим малышом во многом совпадают. Это относится к усвоению фонологической структуры языка, лексики, морфологии, к овладению началами синтаксиса. Усваивая структуру жеста, глухой ребенок вначале умеет исполнять лишь некоторые основные конфигурации. Он использует их в тех жестах, составными компонентами которых эти конфигурации действительно являются. Но малыш пользуется ими и в других жестах, заменяя знакомыми уже конфигурациями более сложные, которые ему пока не удаются. Точно так же ведут себя и маленькие слышащие дети: они заменяют звуки, которым уже научились, звуки, которые еще не умеют произносить (например, вместо «рука» — «вука» или «лука» и т. д.).

Первые жесты и одножестовые высказывания глухого ребенка сходны по составу и семантике с первыми словами и однословными высказываниями слышащего малыша. Вначале жесты глухого ребенка включаются в высказывания в начальной форме, морфологические изменения отсутствуют. Специальные исследования показали, что к школьному возрасту дети из семей глухих, как правило, свободно владеют РЖЯ.

Итак, разговорным жестовым языком глухие дети овладевают в процессе непринужденного, неофициального общения с членами коллектива глухих.

Роль жестовой речи в системе образования на сегодняшний день к сожалению, до конца не изучена. На определение принципов использования жестовой речи, ее роли и места в системе речевых средств педагогического процесса на разных этапах развития глухого ребенка направлены будущие исследования в сурдопедагогике. По мнению А. И. Дьячкова, жестовую речь целесообразно использовать в качестве вспомогательного средства, наряду со словесной речью — основным средством обучения и воспитания глухих. С. А. Зыкова, создателя коммуникационной системы обучения языку, вопросы жестовой речи интересовали, прежде всего, в связи с выявлением ее влияния на процесс овладения глухими словесной речью, на процесс обучения языку слов. С. А. Зыков полагал:

1. В общении глухие, которые только начинают обучаться в школе, используют различные невербальные средства общения: мимику, указательные движения, пантомиму и т. д. Эти средства, применяемые и слышащими, являются сопутствующими формирующейся жестовой речи — основному средству коммуникации глухих. «Необходимость и целесообразность употребления названных сопутствующих средств в педагогическом процессе ни у кого никогда не вызывали сомнений.».

2. Жестовый язык — своеобразная языковая система со специфическим словарным составом и грамматическим строем. Но структура языка жестов крайне примитивна, это бедный язык. Поэтому жестовый язык не может служить основой для обучения языку слов.

3. Жестовая речь используется глухими школьниками в общении между собой во внеклассное время. В детских коллективах специальных школ имеет место специфическое словесно-жестовое двуязычие. Обучение словесному языку следует организовать таким образом, чтобы стимулировать развитие «чистого двуязычия». При таком типе двуязычия пользование двумя языками осуществляется без перевода с одного на другой. В этих целях формирование словесной речи должно строиться независимо от жестовой речи и представлять собой процесс овладения новой для глухих языковой структурой.

4. В интересах формирования словесной речи и создания в этих целях речевой среды «во всей организованной работе с глухими детьми жестовая речь должна уступить место словесной речи» учеников учащихся.

Общение при помощи жестового языка. Отличие калькирующей жестовой речь от русской жестовой речи.

Глухие в общении друг с другом используют две совершенно различные речевые системы: калькирующую речь и средства национального жестового языка.

Калькирующая жестовая речь – КРЖ – система общения, в которой жесты сопровождают устную речь говорящего. Глухие собеседники чаще всего произносят слова без голоса. Жесты в КРЖ выступают как эквиваленты слов, а порядок их следования соответствуют расположению с лов в обычном предложении.

Например. Глухой рассказчик, сообщая собеседнику о расположении мебели в комнате, одновременно произносит устно и использует жестовые высказывания:

устная речь В ближнем левом углу комнаты стоит стул// над стулом торшер.

КРЖ -в- БЛИЗКО ЛЕВЫЙ УГОЛ КОМНАТЫ СТОЯТЬ СТУЛ // НАД СТУЛ ТОРШЕР

Жесты в высказывании КРЖ используются в начальном значении, в РЖК нет собственной грамматики, она калькирует структуру словестного языка (русского, английского, немецкого и т. д., поэтому является вторичной знаковой системой. Именно в этом принципиальное отличие КРЖ от русской жестовой речи, которая устроена совсем иначе.

Русская жестовая речь – РЖК - это система общения при помощи русского жестового языка. Своеобразная лингвистическая система, обладающая собственной лексикой и грамматикой.

Словосочетания «русский жестовый язык» и «русская жестовая речь» используются для названия системы общения глухих живущих в России.

Чем же отличается РЖЯ и КРЖ?

Приведем пример того же высказывания, что было выше.

В высказывании КЖР используются 10 жестов (столько, сколько слов в предложении, но в КРЖ, чтобы донести смысл высказывания, участвую только два жеста, исполняющиеся одновременно двумя руками: жест СТУЛ исполняется левой рукой, а жест ТОРШЕР – правой. Жесты отображают реальное положение торшера и стула, исполняются левее и ближе к рассказчику.

СТУЛ (одновременно)

ТОРШЕР

Устная речь отсутствует т. к. не возможно одновременно произнести два слова.

Компоненты жеста.

Стоку выделил три главных компонента из которых состоит (как слово из фонем) каждый жест:

Конфигурация, пространственное положение и движение. Рассмотрим пример на двух жестах: МАТЬ и ОТЕЦ.

Жесты используются правой рукой, все пальцы которой сложены, как при показе дактелемы В (В-конфигурация, около лица; кисть руки при исполнении жеста МАТЬ касается сначала правой щеки, затем левой. Движение руки справа на лева.

При показе жеста ОТЕЦ места исполнение жеста не меняется, конфигурация та же, однако рука подносится с начало ко лбу, затем к подбородку, движение руки снизу вверх.

Компонент конфигурации характеризуется в одноручных жестах положением пальцев и кистей руки, в двуручной – положением пальцев и кистей каждой руки и взаимном расположении обеих рук. При использовании одних жестов конфигурация правой и левой руки одинакова (ПОРЯДОК, УВАЖАТЬ, в других различна (ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОРУЧАТЬ)

В большинстве случаев конфигурация руки совпадает с конфигурацией руки при показе соответствующей буквы дактильного алфавита и дактильного обозначения цифры.

Компонент движение характеризуется местом исполнения жеста (локализацией, направлением, и качеством движения.

Примеры:

МАТЬ – В - конфигурация, одна рука; жест исполняется около лица; справа налево; движение плавное, непрерывное;

РАССКАЗЫВАТЬ – Р - конфигурация; жест исполняется в нейтральном пространстве (перед корпусом говорящего, где естественно и свободно движутся руки); движение от говорящего; большой и средний пальцы совершают щелчкообразное, повторяющиеся движение;

ДИРЕКТОР – П – конфигурация; жест исполняется с правой стороны корпуса; рука касается талии; движение отсутствует;

ОБЯЗАННОСТЬ – двуручный жест; левая рука; В – конфигурация (ладонь обращена вверх и влево); жест исполняется в нейтральном пространстве; движение отсутствует; 1-конфигурация; жест исполняется в нейтральном пространстве; круговое движение, затем движение вверх и сверху вниз, на левую руку.

Практическая часть.

Перевод слов на КЖЯ

Перевод фраз на КЖЯ

Вспомнить дактильную азбуку.

P.S: Данный семинар является продолжением первой части представленной ниже.

Так же прилагаются презентация к 1 и 2 части семинара.

Прикреплённые файлы:

zhestovaja-rech-2_m663s.pptx | 5021,95 Кб
 
Публикации по теме:

Семинар — практикум для родителей «Использование мнемотехники в работе с детьми» Семинар – практикум для родителей Тема: «Использование мнемотехники в работе с детьми» МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих.

Семинар-практикум для педагогов «Повышение мастерства педагогов ДОУ в организации работы по ФЭМП у дошкольников» Семинар-практикум «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы педагогов в процессе формирования элементарных математических.

Семинар-практикум для педагогов ДОО «Использование лего-конструирования в образовательной работе с дошкольниками» Семинар-практикум «Использование LEGO-конструирования в образовательной работе с дошкольниками» Конструирование любимый вид деятельности.

Семинар-практикум для педагогов «Общение с детьми»Семинар-практикум для педагогов «Общение с детьми» Семинар – практикум с педагогами на тему «Общение с детьми» Цель: Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия.

Семинар-практикум для педагогов. «Современные технологии общения педагогов с родителями» Цель: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Поиск резервов для более эффективных форм работы, выделение причин возможных.

Семинар-практикум для родителей «Мы играем — речь развиваем» Ход семинар-практикума. 1. Развитие речи детей 4-5 лет в норме. Результаты обследования устной речи детей средних групп. Учитель-логопед:.

Семинар-практикум для родителей с детьми с ОНР «Особенности физического воспитания детей с нарушением речи»Семинар-практикум для родителей с детьми с ОНР «Особенности физического воспитания детей с нарушением речи» Семинар-практикум для родителей «Особенности физического воспитания детей с нарушением речи» Цели: • коррекция речевых нарушений детей через.

Семинар-практикум: «Проектная деятельность по экологическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста и их родителям» Цель: закрепить и систематизировать знания педагогов о методе проектов. Ход семинара: Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра.

Семинар — практикум «Развиваем речь детей, играя» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности дошкольников направленную на развитие речи.

Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства для детей с Нарушением слуха дошкольного возраста» ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учитель – дефектолог: Арбузова Наталья Владимировна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Дактильная и жестовая речь в работе с детьми с нарушением слуха». Часть 2
Опубликовано: 2 октября 2019 в 02:27
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД