МААМ-картинки

Семинар-практикум «Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников»

Светлана Суфранович
Семинар-практикум «Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников с учетом индивидуализации образовательного процесса»

провела: Суфранович С. А.

2019 г.

г. Каменск-Шахтинский

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам психолого-педагогической поддержки детей ОВЗ.

Задачи:

· активизировать мотивационный компонент в работе и потребность в профессиональном совершенствовании педагогов;

Публикация «Семинар-практикум „Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников“» размещена в разделах

· уточнить знания педагогов о понятиях «психолого-педагогическое сопровождение», «ребёнок с ОВЗ», «инклюзивное обучение», «адаптированная образовательная программа»;

· повысить уровень знаний педагогов ДОУ о трудовых функциях по оказанию психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в соответствии с профессиональным стандартом педагога;

· расширить представления о возможностях ведения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ;

· уточнить знаний педагогов по часто проявляющимся особенностям дошкольников с ОВЗ и задачам коррекции, развития детей с ОВЗ;

· формировать у педагогов толерантное отношение и сотрудничество при решении практических задач по психолого-педагогической поддержке детей ОВЗ и их семей.

· способствовать повышению самооценки и профессиональному росту педагогов;

План семинара – практикума :

1. Коммуникативное приветствие «Клубочек дружбы».

2. Упражнение «Уточнение понятий».

3. Мини-лекция

4. Упражнение «Котёнок».

5. Упражнение «Родители ребёнка с ОВЗ».

6. Рефлексия. Подведение итогов.

«Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях».

Жан-Жак Руссо

1. Коммуникативное приветствие «Клубочек дружбы».

Цель: объединить педагогов, создание положительного настроя в коллективе.

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в круг. Передавая клубочек по часовой стрелке, приветствуйте друг друга, называя своё имя и отчество, и ДОУ в котором вы работаете.

- Здравствуйте! Меня зовут Светлана Александровна. Я – педагог МБДОУ детский сад № 2.

2. Упражнение «Уточнение понятий».

Цель: уточнить знания педагогов о понятиях «психолого-педагогическое сопровождение» и «ребёнок с ОВЗ».

Инструкция: выберите из предложенных вариантов правильную формулировку ответа

«психолого-педагогическое сопровождение - это…»

- профессиональный вид деятельности педагога - психолога по решению за ребенка его проблем и оберегание от всех возможных опасностей.

- профессиональный вид деятельности педагога - психолога по системному отслеживанию психолого-педагогического статуса ребёнка и динамике его развития.

- это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его развития и оберегания от всех возможных психологически опасных ситуаций.

- это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.

«Ребёнок с ОВЗ – это…»

- физическое лицо, имеющее недостаток в физическом развитии препятствующие получению образования без создания специальных условий.

- физическое лицо, имеющее недостаток в психологическом развитии препятствующие получению образования без создания специальных условий.

- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.

- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

3. Мини-лекция

Педагог: Психолого-педагогическое сопровождение необходимое при обучении детей с ОВЗ

«Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, – это значит «следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то». Понятие «сопровождение» введено в науку петербургскими учеными Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой и трактуется ими как помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых несет он сам.

Е. И. Казакова дает следующее определение сопровождению – это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Е. А. Козырева считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога, психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.

По мнению М. И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ :

- система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для позитивного развития отношений детей ОВЗ и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.

Согласно ФЗ 273 «Об образовании Российской Федерации»

Глава 1. Статья 2. Пункт 16.

«Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) -

это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»

Ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И, наоборот, ребенок-инвалид может не относиться к обучающимся с ОВЗ.

К детям с ОВЗ относятся: 1. дети с нарушением слуха - не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие (может выявить педагог);

2. дети с нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием (может выявить педагог);

3. дети с нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны», общее недоразвитие речи I, II, III, уровня (вываляет учитель-логопед);

4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой;

6. с нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог, психиатр);

7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и невропатолог, детский психиатр);

8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

9. дети-инвалиды

К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

Согласно ФЗ 273 «Об образовании Российской Федерации»

Глава 1. Статья 2. Пункт 27.28.

инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

С целью мониторинга эмоционально-поведенческой и познавательной сферы воспитанников с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных и адаптированных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации организуется психологическая диагностика дошкольников:

· групповое наблюдение за детьми с целью выявления особенностей поведенческих реакций в различных видах образовательной деятельности, познавательной активности дошкольников;

· групповая диагностика дошкольников по выявлению особенностей поведенческой сфере (проективная методика «Рисунок семьи»; оценка психологического климата в группах методика «Выбор в действии» Р. С. Немова);

· групповая диагностика дошкольников для выявления особенностей познавательной сферы (методика исследования у старших дошкольников произвольной сферы, тонкой моторики «Домик»; методика «Чтение сказки» на выявление игрового или познавательного мотива ребёнка и др.);

· индивидуальное наблюдение за детьми с целью выявления особенностей поведенческих реакций в различных видах образовательной деятельности, познавательной активности дошкольников, проявляющихся способностей, выявления уровня самооценки и т. д. ;

· индивидуальная углублённая диагностика дошкольников с ОВЗ по изучению и определению степени нарушений развития познавательной сферы (индивидуальные диагностические карты по возрастам, по изучению личностных особенностей, особенностей поведения, выявления уровня самооценки, эмоционального состояния и т. д.

По результатам диагностики составление психолого-педагогических заключений (в рамках работы МПМк) с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития дошкольников с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Типичные особенности детей с ОВЗ:

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить

симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

5. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

6. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

7. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

8. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

9. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

10. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого, у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:

1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.

Для решения этой задачи с детьми можно проводить:

- артикуляционную гимнастику (упражнения для губ, языка, дыхания, обязательно должны быть динамические паузы, можно использовать зрительные ориентиры)

- дидактические игры «Зачеркни лишнюю цифру или фигуру», «Выполни узор» (работа в клетке, игры с песком и другие).

2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку воспринимать учебный материал осознанно. Для решения этой задачи можно предложить детям: различные тематические альбомы, беседы, наблюдения.

3. Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию: можно проводить в наблюдениях, экскурсиях, включать детей в проблемные, бытовые ситуации.

4. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку – упражнения «Запоминай порядок», «Запомни узор», можно использовать сигнальные маячки для детей и другое.

5. Развитие различных видов мышления: наглядно – действенного, наглядно-образного, словесно-логического – это дидактические игры «Повтори за мной», «Найди тайник», «Угадай предмет» и другое.

6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, логической классификации, умозаключений) - дидактические игры «Свободная классификация или назови одним словом», «Поиск сходных предметов», «Выполни по образцу» и другое.

7. Охрана и укрепление соматического и психологического здоровья ребенка : предупреждения эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта – работа в релаксационных уголках и сенсорной комнате, выполнение упражнений «Кричалки», игра «Маски», «Волшебные стаканчики» и т. д.

8. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов и педагогов (врачи, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели) за развитием ребенка. Здесь большую роль играют сами родители.

К детям с ОВЗ должен быть индивидуальный подход, контроль. Для детей нужна частая смена деятельности, их надо чаще хвалить. Главная задача педагогов – адаптировать детей с ОВЗ к социуму, сформировать социально-нравственное поведение.

4. Упражнение «Котенок».

Цель: формирование у педагогов умения сотрудничать при реализации задач по психолого-педагогической поддержке детей ОВЗ и их семей.

Инструкция:

1. участники встают в круг.

Педагог просит передать по кругу газету.

2. Педагог предлагает представить, что на этой газете уснул

маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг

другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать

его.

Вывод: что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особым ребёнком и его родителями.

5. Упражнение «Родители ребенка ОВЗ».

Цель: формировать у педагогов толерантное отношение к родителям детей с ОВЗ.

Инструкция: выбирается участник для роли матери или отца ребенка ОВЗ. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу).

Части тела (завязываются лентами) Символическое значение

Глаза Родителям сложно принять своего ребёнка, увидеть его таким, как он есть; сложно выводить его в общество в буквальном смысле «быть на виду»

Рот Родители боятся рассказывать о своём ребёнке, говорить о нём, рассказывать о своих трудностях и потребностях

Уши Родители не хотят слышать диагноз ребёнка и боятся общественного мнения и осуждения

Руки Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребёнка, человек «опускает руки»

Сердце Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)

Живот Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с ОВЗ как бы «живут в полсилы» «дышат в полдыхания»

Ноги Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг». Семья замирает, не развивается

Комментарии к упражнению:

В такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с ОВЗ. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку, как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно дошкольное образовательное учреждение — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в детский сад и активно включать в мир отношений.

Каждый ребёнок особенный, все дети равные!

Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею.

Цицерон

Публикации по теме:

Анализ наиболее востребованных технологий психолого-педагогического медико-социального сопровождения в инклюзивной практике «Анализ наиболее востребованных технологий психолого-педагогического медико-социального сопровождения в инклюзивной практике»1 Основные.

Анализ сферы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Анализ сферы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы повышения эффективности.

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения одарённого ребёнка Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*: Индивидуальный образовательный маршрут психолого- педагогического сопровождения.

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка Индивидуальный образовательный маршрут психолого- педагогического сопровождения одаренного ребенка В направлении «Познавательное развитие».

ИОМ психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка, имеющего художественные и литературные способности Индивидуальный образовательный маршрут психолого - педагогического сопровождения одаренного ребенка, имеющего художественные и литературные.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Познавательно — творческий проект как способ психолого-педагогического сопровождения семьи в дошкольном образовании Познавательно – творческий проект «Семейный праздник» как способ психолого-педагогического сопровождения семьи в дошкольном образовании.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР Пояснительная записка С учетом современного социального заказа, обусловленного увеличением числа детей с системными речевыми нарушениями,.

Семинар-практикум «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности воспитанников» Семинар-практикум «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности воспитанников в условиях образовательного пространства.

Заседание МО «Технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии в соответствии с ФГОС» Управление образованием Администрации г. Юрги Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников»
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 00:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД