МААМ-картинки

Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР

Татьяна Пьянкова
Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР

Непременным условием для всестороннего развития ребнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии.

Публикация «Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР» размещена в разделах

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. «Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте.

Существуют правила составления синквейна :

1 строчка (Кто? Что) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название произведения, имя героя).

2 строчка (Какой? Какая? Какое) – два прилагательных, характеризующих первую строчку.

3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме.

4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме или её суть.

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Цель применения синквейна в коррекционной работе с детьми с ОНР – совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом, формирование у детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Подготовительным этапом при работе над синквейном являются дидактические игры на уточнение, расширение и совершенствование словаря по разным лексическим группам и темам и составление детьми загадок (с помощью воспитателя). Игры включаются в разные виды деятельности детей, в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность. Например, игры по лексической теме наиболее близкой детям «Игрушки» : «Узнай игрушку», «Чудесный мешочек», «Назови ласково», «Один- много», «Чего не стало?», «Разрезные картинки», «Чего не хватает?», «Кто что делает?», «Назови часть целого» и др. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок:

• Какой? - Что бывает таким же?

• Что делает? - Что (кто) делает так же?

• На что похоже? - Чем отличается?

Практический этап работы над синквейном начинается в старшем дошкольной возрасте в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Для детей, не владеющих чтением, предлагается алгоритм с графическими схемами, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют совместно с родителями и «читают их» в поэтическом кресле под музыку для всех детей.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

К примеру: Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Это уже элемент синквейна. Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии. Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Изучение темы завершено. Синквейн - достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

На следующем этапе задания усложняются:

• составление краткого рассказа по готовому синквейну;

коррекция и совершенствование готового синквейна;

• анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части – синквейн –загадка (например, дан синквейн без указания темы, но так чтобы другие догадались, о чем идет речь) и т. п.

Пример синквейна. Лексическая тема «Женский день - 8 марта»

1. Мама.

2. Милая, родная.

3. Любит, заботится, трудится.

4. Я люблю свою мамочку!

5. Ласка. Дети. Забота.

Умелое и рациональное использование метода синквейна в коррекционной работе дает положительные результаты в формировании и развитии устной и письменной речи ребенка, быстрому росту словарного запаса, умению составлять ассоциативные ряды. Дети учатся интонационно правильно, выразительно, эмоционально читать под музыку свое «произведение». А самое главное – эта работа является неиссякаемым источником для творчества всех – детей и взрослых

Публикации по теме:

Использование пальчиковой гимнастики в работе по развитию речи детей дошкольного возраста «Использование пальчиковых гимнастик в работе по развитию речи детей дошкольного возраста» Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки.

НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней коррекционной группе «Составление сказки «Грибок–теремок» Программное содержание: 1. Познание: Совершенствовать у детей способность обобщать, учить группировать предметы по месту произрастания (в.

О некоторых приемах образовательной кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи Актуальность проблематики связана с тем, что у детей, имеющих нарушения речи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических.

Личностно ориентированный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи МБДОУ детский сад № 2 «Золотой ключик» ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ.

Отчет о работе по развитию речи детей в 1 младшей группе Начиная работу в первой младшей группе я поставила перед собой такие задачи: Задачи: -целенаправленно обогащать словарь детей; -развитие.

Проект «Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР» Вид проекта: Краткосрочный, тип - творческий. Актуальность: Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо.

Урок-обобщение по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме «Состав слова» Цель. Обучающая: выработать умение отличать части слова. Обозначать их графически. Коррекционная: корригировать фонематический слух через.

Урок по письму и развитию речи на тему «Безударные гласные в корне слова» в 5 классе коррекционной школы VIII вида Цели. Обучающие: формировать умения выделять корень слова, находить и проверять в нем безударные гласные: выбирать из ряда однокоренных.

Урок по письму и развитию речи в 6 классе коррекционной школы VIIIвида. Тема. Изменение существительных по падежам. Цели: Обучающие:отрабатывать навыки постановки вопроса к существительному (для определения падежа, закреплять знание падежей и падежных.

Занятие по развитию речи в коррекционной подготовительной группе. Тема: Рассказывание по картине «Спячка ежа» Программное содержание: Систематизировать знания детей о подготовке диких животных к зиме. Учить правильно, понимать содержание картины,.

Автор публикации:
Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР
Опубликовано: 2 сентября 2015 в 21:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД