Получи документы

Система упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного со взрослым экспериментирования

Ирина Масакова
Система упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного со взрослым экспериментирования

Программа развития и воспитания, реализуемая в детских садах, включает раздел "Сохранение количества и величины" применительно к различным материалам (вода, песок, глина и т. д.). В процессе действий с различными материалами и предметами, окружающими детей в повседневной жизни (вода, соль, пластмассовые пуговицы и др., дети не только усваивают, что при экспериментировании с предметами и материалами количество их не изменяется, но и постигают химические и физические особенности различных материалов. У детей формируются навыки действий с различными жидкостями, пластичными материалами и сыпучими веществами. В ходе опытной работы в детском саду была выявлена роль детского экспериментирования в процессе освоения принципа сохранения количества, величины. Детское экспериментирование важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата.

Публикация «Система упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного со взрослым экспериментирования» размещена в разделах

Данная проблема исследовалась Ж. Пиаже. В системе его генетической психологии овладения принципом инвариантности (сохранения, постоянства) представляет собой важный этап интеллектуального развития ребёнка. Понятие сохранения означает, что предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по любому другому физическому параметру, несмотря на изменения их формы или внешнего расположения, но при условии, что ничего не отнимается и не добавляется к ним. Экспериментирование с различными материалами в свободной деятельности заинтересовывает детей самим процессом.

Экспериментирование и освоение принципа сохранения не являются самоцелью в данной деятельности, а служат средством развития интереса к явлениям природы. К чудесам, скрывающимся в самых обычных предметах - песке, воде, куске пластилина и т. п.

В ходе подготовки к занятиям по опытно-экспериментальной деятельности, следует обратить внимание на 2 основных этапа:

1. Подготовка детей к экспериментированию

На этом этапе уточняются представления детей о свойствах, качествах материалов, дети включаются в преобразование проблемных ситуаций, стимулируется их интерес к самостоятельному экспериментированию. Они осваивают действия по измерению, переливанию, преобразованию различных материалов и веществ (вода, глина, песок и др.). Дети практически осваивают способы измерения различными ёмкостями, знакомятся с приборами, которые могли им понадобиться в процессе экспериментирования (термометр, весы, зеркало и др.). Также на данном этапе может происходить знакомство с познавательными книгами, детскими энциклопедиями.

2. Совместное со взрослым и самостоятельное экспериментирование

На этом этапе идёт практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Педагог предлагает детям проблемную ситуацию, ставит цель, совместно с ними определяет этапы работы, делает выводы. В ходе деятельности он учит детей выделять последовательность действий, отражать их в речи (Что мы делали? Что мы получили? Почему, фиксировать предположения детей, помогает им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравниваются, делаются выводы (О чём мы думали? Что получилось? Почему). Затем педагог организует деятельность детей, направленную на освоение определённого содержания (например, на выявление свойств резины, после чего дети самостоятельно действуют в исследовательском центре. После совместного экспериментирования педагог вносит в исследовательский центр родственные материалы (воздушные шарики, резиновый магнит). На примере резины дети узнают, что она может растягиваться, а затем вновь принимать первоначальную форму, при этом количество резины остаётся неизменным, изменяется форма. Это дети постигают в процессе самостоятельных действий. Можно рекомендовать определённую систему упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного со взрослым экспериментирования.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЯ И ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО И СОВМЕСТНОГО С ВЗРОСЛЫМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ (в рамках темы «Освоение принципа сохранения количества, величины в процессе экспериментирования»)

1. «Как и почему вода льется?» ( Вода льется из разных сосудов по-разному: из широкого – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой; от воды летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита; если воду лишь переливать из одного сосуда в другой, ее остается столько же; воды станет меньше, если ее отлить).

2. «Может ли удариться о воду? Как из воды сделать значок?» (Вода может быть в виде жидкости, пара, льда; для этого необходима определенная температура. Использовать лист бумаги.)

3. «Почему стучит крышка у чайника?», «Как увидеть пар?» (Вода испаряется и ее становится меньше.)

4. «Почему идет дождь?», «Почему идет снег?» (Конденсация пара на крышке чайника, на блюдце, если накрыть блюдцем чашку.)

5. «Можно ли унести воду в решете?» (Различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ.)

6. «Измеряем воду». ( Вода в различных емкостях: литр и килограмм. Молочные бутылки емкостью 0,5 л); «Поровну ли в емкостях воды, как это проверить? Как узнать, сколько воды в непрозрачном сосуде?»

7. «Помогите умыть Хрюшу». (Вода, ее взаимодействие с другими материалами, веществами: солью, сахаром, гуашью, масляной краской, глиной, содой, мукой, речным песком, землей, стеклом резиной.)

8. «Бывает ли жидкий камень?» (Парафин, пластилин, лед, железо, стекло, олово.)

9. «Зачем нужен нос?» (Воздух и запах.)\

10. «Как увидеть воздух?», «Откуда дует ветер?» (Флюгер.)

11. «Почему летит мыльный пузырь?» (Что летает, не летает – мыльный пузырь, воздушный шарик, воздушный змей, пух, парашют.)

12. «Как сделать подарок ослику Иа?» (Использовать резину – сжимается, принимает прежний вид; растягивается, принимает прежний вид; губку, эластичный бинт, автомобильную покрышку; бинт растянулся, он стал длиннее, но губка сжалась, изменила форму. Как сделать, чтобы резины стало больше, меньше)

13. «Почему глина лепится?» (Глина, пластилин, пластик принимают разную форму. Можно раскатать и скатать снова – меняется форма, а не количество.)

14. «Волшебный гвоздик». (Магнит, свойства магнита – притягивает другой железный предмет. Почему магнит отталкивает? Стороны света, действие компаса.)

15. «Как сделать из мухи слона?» (Увеличительное стекло.)

16. «Как зажечь костер, если нет спичек?» (Использовать стекло, зеркало.)

17. «Бывает ли стекло непрозрачным?» (Цветное стекло. Зачем нужны солнечные очки)

Публикации по теме:

Педагогическая технология организации самостоятельного песенного творчества, посредством музыкально-дидактических игр Пение-основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь.

Стратегии анализа проблемных педагогических ситуаций как основа взаимодействия ребенка и взрослого в семье и детском саду Стратегии анализа проблемных педагогических ситуаций, как основа взаимодействия ребенка и взрослого в семье и детском саду. Семья.

Мастер-класс «Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений» Тема «Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений» Участники: педагоги дошкольных образовательных организаций.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством организации детского экспериментирования РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Бесконечная любознательность.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Самостоятельное решение проблемных ситуаций на занятии по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие белки» Тема: «Путешествие Белки». Программное содержание: – познакомить детей с новыми понятиями – экологи (люди, которые помогают природе); -развивать.

Система работы по организации театрализованной деятельности в ДОУ Слайд 1. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания,.

Система упражнений со счетными палочками для детей младшего дошкольного возраста как средство развития мышления и речиСистема упражнений со счетными палочками для детей младшего дошкольного возраста как средство развития мышления и речи Авторская методическая разработка Учителя-дефектолога Любови Васильевны Бызовой «Система упражнений со счетными палочками для детей раннего.

Познавательное развитие дошкольников по ФГОС. Особенности восприятия дошкольниками проблемных ситуаций Особенности восприятия дошкольниками проблемных ситуаций Несмотря на то, что вопрос о роли проблемных ситуаций в познавательной деятельности.

Выступление на педагогическом совете «Создание проблемных ситуаций для логического мышления детей на сборах» Рубинштейн говорил,что мышление обычно начинается с проблемы или вопроса,с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного со взрослым экспериментирования
Опубликовано: 2 декабря 2015 в 18:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД