Татьяна Сафронова
Сказка как средство воспитания и развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка ложь, а в ней намёк, добрым молодцам урок. Сказки издавна несли информацию об окружающем мире, о поведении в каких-либо ситуациях. С её помощи за кратчайшее время можно донести до человека любую информацию. Дети с удовольствием слушают сказки, переживают за героев, радуются счастливому концу в общем фантазируют и представляют услышанное. Сказки помогут преодолеть переживания, трудности у ребёнка. Например: расставание с мамой, различные страхи (одиночества, самостоятельности и др., неуверенность в себе. А также скорректируют поведение ребёнка, например: убирать за собой игрушки, меньше смотреть телевизор, не капризничать по пустякам и др.
Публикация «Сказка как средство воспитания и развития ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Воспитание сказкой носит название - сказкотерапия. Такие сказки будут гораздо действеннее любых объяснений и уговоров родителей так и воспитателей.
Какие бывают сказки - подсказки :
Дидактическая сказка
Подходит для дошкольников. С помощью сказки до ребёнка можно донести какую-либо информацию. Например: о необходимости чистить зубки, о разнообразии геометрических фигур и др. В конце сказки несложные вопросы и задания для закрепления. ПРИМЕР: «Жили-были два микроба». Сатеник Казаря
Психокоррекционная сказка
Направлена на корректировку психологической проблемы. Сначала показывается неверное поведение героев, а затем правильное. Обязательно такие сказки после обсуждаются.
Сказка о Вороненке.
Психотерапевтическая сказка
В основе лежат притчи. Обсуждаем её.
ПРИТЧА О ЛОШАДИ
Медитативная или релаксационная сказка
Для снятия внутреннего напряжения, представления позитивных образов. Рассказывать такую сказку надо спокойным, не громким голосом, можно включить фоном музыку. Соответственно не громко и спокойную. Например: пение птиц, шум моря и др.
Путешествие — медитативная сказка на ночь для засыпания.
Недосказанные сказки
Этот метод скорее направлен на диагностику проблемы. Ребёнку рассказывают небольшой фрагмент сказки, далее совместно с ребёнком продолжаете её. Спрашивайте ребё нка: где живут герои, какая у них семья, сколько детей и т. д. Затем спросите у ребё нка: "Как думаешь, что будет дальше?" Только все вопросы должны задаваться непринужденно и не навязчиво. Потом анализируем сказанное, все придуманное ребёнком, может говорить о его переживаниях, о каких-либо проблемах в жизни малыша.
"Заколдованный принц (принцесса)"
Рисование сказки
Как правило, это второй этап работы со сказкой. Ребёнку предлагается нарисовать или слепить, можно сделать и аппликацию на тему услышанной сказки. Здесь ребёнок выплёскивает свои чувства.
Воспитание сказкой. Значение сказки в раннем возрасте.
Неотъемлемой частью воспитания ребенка раннего возраста является сказка. Сказка в столь юном возрасте даёт ребенку возможность бережно освоить правила коммуникации с окружающими. Заботливые родители часто задаются вопросом, какую литературу читать детям в раннем возрасте. В первую очередь сказка должна соответствовать возрасту ребенка. В возрасте двух-трёх лет рекомендуется читать потешки и стихи, которые помогут ему с легкостью осваивать навыки самообслуживания. Это потешки про умывание, про сон, про одевание или раздевание, про прием пищи. Есть прекрасные произведения в русском народном творчестве. Такие сказки как : Курочка ряба, Репка, Маша и медведь, Три медведя, Колобок. Чему же могут научить данные произведения? Для начала давайте вспомним, чем же характеризуется данный возраст. В этом возрасте начинается "Кризис трёх лет". В этом возрасте ребенок активно исследует окружающий мир. Исследование часто сопровождается поломкой предметов быта, игрушек. Думаю, есть мамы и папы, которые знают, что ребенок может стать капризным, при встрече с трудностями (например, пробует одеть колготки, а у него не получается и он начинает капризничать, плакать и психовать). Пробует делать те вещи, которые в силу возраста ещё ему не посильны. Ребенок начинает понимать, что он может отойти далеко от родителей. Другими словами, убегает от мамы или папы. Для решения данных ситуации хорошими учителями становятся сказки. Давайте попробуем проанализировать несколько из них. Для начала вспомним сказку " Репка". "Дедушка посадил репку" и когда самостоятельно не смог ее вытащить, позвал на помощь своих близких (Бабку, Внучку, Жучку и т. д.). Для ребенка мораль сказки состоит в том, что, если что-то не получается, надо попросить о помощи. В сказке "Курочка ряба". Курочка ряба для бабки и деда снесла яичко. Бабка и дед пытается разбить его, у них не получается, и мышка движением хвоста, быстро роняет его на пол и яйцо разбивается. Да так, что главные герои начинают плакать. И курочка их успокаивает. Здесь можно увидеть проекцию. Мама дала своим детям важную игрушку, которая во время игры ломается. И в итоге успокаивает своих детей " не плачьте, ничего страшного, я дам вам другую. Сказка учит детей менее эмоционально относится к поломке. Сказки "Маша и медведь", "Колобок", " Три медведя" учат тому, что может произойти, если далеко уйти от дома. Даёт возможность понять о безопасности. Конечно, прочитав один не достигнешь результата. Только систематическое чтение может помочь.
В своей группе раннего возраста, так как вы понимаете, что нам приходится много повторять, мы одну сказку можем рассказать и показать по-разному и на деревянных фигурках показать, и на прищепках можем рассказать сказку, на пальцах! Еще очень любим сказки сочинялки (например снеговик, так же сказки сочинялки из простых вещей, например апельсин!
.
Сказка – не обман, а тайна
Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и суперактивные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.
Примеряя роль главного (конечно же) героя на себя ребенок, во-первых:
• четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
• показывает, каким он видит решение проблем;
• сам) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.
Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:
• акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;
• корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
• помочь ему избавиться от той или иной привычки;
• показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.
Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребятенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл, как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.
И еще о роли сказки в воспитании ребенка
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения. Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим. Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека. Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.
Развивающий аспект
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:
образное мышление;
активную речь;
внимание;
умение связно выразить мысль;
творческие способности и фантазию;
все виды памяти;
умение правильно использовать мимику.
Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры. Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.
Познание мира
Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками. Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать. Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности. Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.