МААМ-картинки

Слуховая дифференциация звуков речи как профилактика дисграфии у дошкольников

Татьяна Тукиш
Слуховая дифференциация звуков речи как профилактика дисграфии у дошкольников

Если развитие ребенка соответствует норме, то ребенок различает на слух все звуки речи. Даже акустически близкие, начиная с двухлетнего возраста. Если есть какие-то сомнения, начинаем проверять акустически близкие звуки с трехлетнего возраста. Обязательно обследуем: твердые - мягкие (15 пар); звонкие - глухие (6 пар); свистящие – шипящие (комбинации); звуки [р], [л].

Публикация «Слуховая дифференциация звуков речи как профилактика дисграфии у дошкольников» размещена в разделах

Если проверка показывает, что ребенок свободно дифференцирует на слух все проверяемые звуки, то очевидно, что у него нет предпосылок акустической дисграфии.

Если ребенок не дифференцирует те или иные пары или группы звуков на слух, приступаем к про-филактической работе.

Важно начинать работу именно с трехлетнего возраста, т. к. работа предстоит обширная и она долж-на быть закончена до начала обучения грамоте. Работа по слуховой дифференциации звуков должна проводиться для предупреждения акустической дисграфии и задержанного возрастного правильного произношения.

Я начинаю свою работу с обучения детей умению четко артикулировать гласные звуки (а. о,у,ы,и). Это важный этап, т. к. многие ошибки письма связаны с нарушением артикуляции данных звуков.

Для формирования правильного артикуляционного уклада рекомендую родителям проводить артикуляционную гимнастику. Тем более, что сейчас очень большой выбор различных пособий с иллюстрациями и сказочным текстом, типа «Сказки о веселом язычке».

Эффективна в этом возрасте бионергопластика. Естественное распределение биоэнергии в организме происходит тогда, когда выполняются движения руки и артикуляционного аппарата совместно. Биоэнергопластика влияет на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает ко-ординацию движений и мелкую моторику.

Очень полезны упражнения, когда дети пропевают гласные, а руки при этом выполняют различные действия:

А- руки веерх

Э-руки округлены

У- руки вытянуты вперед и т. д.

Главное придерживаться определенного алгоритма, чтобы научить детей:

- показ и словесная инструкция.

- словесная инструкция без показа.

Далее усиливаем кинестетические ощущения, выполняем упражнения:

- с открытыми глазами;

- с закрытыми глазами.

С детьми старшего возраста произношение свистящих звуков сопровождается движением ладо-ни вниз, шипящих-вверх (в соответствии с движением языка).

Активно развиваем мелкую моторику рук: штриховка, рисование, раскраски, пальчиковые упражнения,Су-Джок терапия магнитными шарами, игольчатые коврики и шары Ляпко и т. д. Все это раз-вивает тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и по-вышению потенциального энергетического уровня ребенка.

Отдельно хочется отметить. Игры и упражнения с массажным мячиком.

Массажный мячик:

– эффективно развивает кисти рук ребёнка, движения пальчиков, разрабатывает мышцы.

- воздействует на нервные окончания,

- улучшает приток крови и активизирует кровообращение.

- улучшает капиллярный кровоток, сокращает венозный застой, повышает кожно-мышечный тонус.

А все это в целом улучшает общее состояние организма, стимулирует психомоторное развитие ребенка.

Полезны такие упражнения:

Упражнения с массажным мячиком:

1. «Мы катаем вверх-вниз, вправо-влево и по кругу. Пальчики встречаем, и по ним катаем».

2. «Мяч в ладошке сожми, пальчиками придави».

3. «Мяч подкинем, ручки подставляем - мяч поймаем».

4. «Мячик в правой я держу, в левую переложу» и т. д.

Эти и другие упражнения помогают сделать занятие интереснее и разнообразнее.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Слуховая дифференциация звуков речи как профилактика дисграфии у дошкольников
Опубликовано: 22 марта 2022 в 19:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД