Татьяна Ничкасова
Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста через практику использования технологии «Утренний круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей согласно ФГОС ДО является развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста через практику использования технологии „Утренний круг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утреннее приветствие, утренний круг
- Темочки
Практика утренних сборов – один из первых личностно-ориентированных методов, применяемых воспитателями в детских садах. Во время этих сборов воспитанники собираются вместе для того, чтобы поприветствовать друг друга, внимательно выслушать мысли своих друзей по тому или иному поводу, выполнить определённую совместную работу по повестке дня, обменятся новостями.
Забота друг о друге, свободный обмен идеями, способность к сотрудничеству и дружбе – вот те качества, которые лежат в основе практики «Утреннего круга». В зависимости от возраста круг может длиться от десяти до двадцати минут и является частью режимного момента, проводимого в утреннее время дня. Кроме «Утреннего круга» существует практика проведения «Вечернего круга», в котором решаются немного другие педагогические задачи. Но цель у «Утреннего» и у «Вечернего круга» одна – создание эмоционально-положительного настроя детей, их сплочение, создание доверительного отношения и друг к другу и к воспитателю.
Традиционно «Утренний круг» состоит из четырех основных компонентов: приветствие, обмен идеями, работа в группе и обмен ежедневными новостями.
Во время «Приветствия» участники «Утреннего круга» говорят друг о друге, все называют имена, что помогает установить дружелюбный, уважительный стиль отношения друг к другу, участники круга общаются в уважительном, спокойном тоне.
При проведении следующего элемента «Обмена идеями», дети обсуждают те вопросы, которые кажутся им важными. Воспитанники получают возможность больше узнать друг о друге. Это позволяет каждому получить опыт публичного выступления, научиться слушать других. Задавая вопросы, обсуждая мнение других, участники получают возможность научиться правильно реагировать на реплики друг друга.
Третий компонент «Утреннего круга» «Работа в группе» – это активные действия. К ним можно отнести песни, игры, или же игровые элементы, которые должны быть короткими, бодрыми и энергичными. Отсутствие соревновательного элемента в таких играх позволяет участникам проявить свои индивидуальные умения. Обычно такие игры проводятся по той теме, которая обсуждается в группе в этот день.
Заключительным этапом «Утреннего круга» является чтение письменного сообщения, вывешиваемого на стенде каждый день. Это сообщение, написанное чаще всего самим воспитателем, или под его руководством, включает отзыв о предыдущей работе и планы на день. Ежедневные действия детей могут включать в себя, например, заполнение календаря событий, прогноза погоды, или же объявлений о планах деятельности каждой группы или центра.
В силу психологических особенностей детей раннего возраста (2-3 года) в нашей первой младшей группе практикуется «Утренний круг» из двух элементов: приветствие и работа в группах.
Целью нашего приветствия является создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе. А в период адаптации – создание психологически комфортной обстановки.
Например, упражнение-приветствие «Передай улыбку по кругу».
Педагог: «У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу».
Педагог улыбается рядом стоящему ребенку и передаёт мяч, на котором нарисована улыбающаяся рожица. Этот ребенок улыбается и передаёт мяч своему соседу и т. д.
Или приветствие «Назови имя друга».
Педагог: «Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг.
Мячик ты передавай,
Имя друга называй».
А можно и так. Приветствие «Весёлая шляпа».
Педагог: «Ребята у нас в группе есть волшебная весёлая шляпа. Кто её надевает, обязательно улыбается».
Педагог надевает с улыбкой шляпу на себя. Затем передаёт её с улыбкой другому ребёнку. И так по кругу.
Во время проведения второго элемента «Утреннего круга» при работе в группах даём детям возможность проявить свои индивидуальные умения и навыки. Здесь мы применяем игры, пальчиковые и дыхательные гимнастики, физкультминутки и разминки, песни с элементами игры и т. д.
В нашей группе создана целая картотека таких игр и упражнений.
Каждый элемент «Утреннего круга» позволяет воспитанникам освоить целый ряд социально-коммуникативных умений. Такие как речевые навыки, слушание, развития словарного запаса, умения запрашивать информацию, анализ и оценка материала, умения быстро реагировать на вопросы, умения решать сложные творческие задачи и т. д. Инновационная технология «Утренний круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми. Шлифует интеллектуальные, эмоциональные и социальные навыки каждого члена группы. Создают атмосферу дружбы, чувства принадлежности к сообществу, вовлечённость в принятие решений, доброжелательное отношение со стороны товарищей. Это уроки доброты, сопереживания, демократического взаимодействия, приводящие к прекрасным результатам как внутри группы, так и за пределами детского сада. Воспитатели должны быть заинтересованы в проведении утренних кругов, как важного средства социально-коммуникативного развития детей.