Юлия Мясникова
Социальное развитие у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Здесь представлена таблица, созданная на основе теории психосоциального развития Э. Эриксона.
Дети и подростки на разных стадиях своего развития сталкиваются с определенными кризисами. В таблице показаны кризисы и успешные их завершения.
Проживание кризисов - обычное, нормальное и важное событие. Если кризис не пройден, то ребенок растет дальше только физически. Социально от остается на уровне не пройденного кризиса и зависает там.
Публикация «Социальное развитие у детей» размещена в разделах
1) Младенчество (от рождения до 1,6 лет) - здесь Эриксон говорит о конфликте Доверия/ не доверия. Если взрослый проявил достаточное внимание, заботливость, участие и эмоционально положительную реакцию - ребенок доверяет миру. Он открыт. Мир ему приятен и безопасен.
2) Ранее детство (с 18 месяцев до 3 лет). Конфликтуют здесь самостоятельность и стыд. Контролируя свое тело (это же касается вопросов посещения туалета, самостоятельного выбора времени засыпания) - самостоятельность растет, крепнет. Проявления стыда тут выступает скорее как признак неуверенности в своих силах.
3) Дошкольный возраст (3-6 лет). Конфликт инициативности и чувства вины. Если инициативность можно проявлять (забирать, провоцировать, манипулировать:), то ребенок становится более успешен сам для себя. Задача педагогов и родителей - направлять, показывать приемлемые формы взаимодействия с окружающими. Учить практическим приемам получения желаемого без вреда для окружающих и себя, в том числе. Взрослым необходимо останавливаться в попытках решать проблемы за ребенка, не давать права на ошибку. Ошибаться можно и нужно. Это незаменимый процесс обретения опыта, а вместе с ним и уверенности!
4) Школьный возраст (6-12 лет). Базовый конфликт : трудолюбие против неполноценности. У ребенка развивается целеустремленность и гордость за свои свершения. Появляются социальные конфликты. И, снова родителям не стоит бежать и решать вопросы вместо ребенка. Здесь нам на помощь приходит диалог, и стимулирование ситуативного стратегического мышления : "А, что ты думаешь по этому поводу? А, как ты хочешь это решить? А, что будет, если ты так сделаешь?".
Надеюсь, вам будет легко смотреть на таблицу и запоминать стадии социального развития детей. Удачи всем нам в педагогическом труде!)