Получи документы

Социальный проект «Звезда Надежды» для детей с ОВЗ (в структурном подразделении «Лекотека»)

Светлана Васильченко
Социальный проект «Звезда Надежды» для детей с ОВЗ (в структурном подразделении «Лекотека»)

Практика работы лекотеки – инновационная образовательная деятельность (2015-2017 г.). Последнее десятилетие ХХ в. и начало ХХI в. характеризуются более внимательным отношением государства к проблемам детей с особыми нуждами. Слово «лекотека» происходит от шведских слов «Leco» - «игрушка» и «tek» - «собрание», т. е. коллекция игрушек. Это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Лекотеки используют семейно-централизованную игру для включения детей с особыми нуждами в социум, во взаимодействие с окружающим миром. Иными словами она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей с особенностями развития не имеющими возможности посещать дошкольное учреждение. В семье ребенок с особыми нуждами воспитывается, как правило, в культе болезни. Некоторые родители, обеспечив ребенка всем необходимым, подсознательно «отвергают» его, что выражается в отсутствии интереса к нему. К счастью, во многих семьях ребенок принимается таким, какой он есть. Но один на один со своими проблемами жить очень тяжело. Основная деятельность лекотеки основана на посещении родителями индивидуальных занятий педагога с детьми, направленных на формирование навыков сотрудничества в совместной деятельности детей, укрепление взаимопонимания между матерью и ребенком. При взаимодействии с родителями специалисты лекотеки анализируют конкретные проблемы, возникающие в процессе воспитания и обучения, выбирают адекватные формы общения с ребенком родителей. В нашем дошкольном учреждении проводятся тематические досуги, праздники, развлечения. У детей, посещающих лекотеку, появляется возможность сначала присутствовать в качестве гостей, а затем участвовать в мероприятиях. Это способствует раскрепощению, социализации, интеграции детей с особыми нуждами в общество. Стабильность и продуктивность лекотеки возможна лишь при активном участии, понимании важности и актуальности данной проблемы, желании оказать помощь детям с особыми нуждами всех специалистов лекотеки. Социализация – это всесторонний процесс усвоения опыта общественной жизни, становление личности ребенка. Основные источники социализации – семья, образовательное учреждение, различные социальные институты. В процессе взаимодействия с детьми и их родителями мы уделяем большое внимание созданию благоприятного эмоционального фона. Этому способствует совместная деятельность детей, родителей и педагогов в процессе игр, занятий художественным ручным трудом, взаимодействия с природными материалами. Игровые сеансы под музыку, досуги, праздники развивают у детей положительные эмоции и коммуникативную функцию.

Публикация «Социальный проект „Звезда Надежды“ для детей с ОВЗ (в структурном подразделении „Лекотека“)» размещена в разделах

Второй учебный год занимаясь вопросами социального и физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) дошкольного возраста, мы стремимся максимально социализировать и адаптировать детей и их родителей в структурном подразделении «Лекотека», оказать посильную помощь семье, в которой воспитывается ребенок-инвалид, во время игровых сеансов с детьми создать специальные условия, в процессе которых в игровой форме произойдет освоение адаптированной программы нашей дошкольной организации; разносторонне развивать детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Благополучно набрав в первый учебный год (открытие лекотеки произошло 10 февраля 2015 г) определенное количество детей, на втором учебном году мы столкнулись с проблемой дальнейшего привлечения детей-инвалидов в наше структурное подразделение. Ни администрация города, ни центральная районная больница (далее ЦРБ, ни социальные учреждения города не вправе были представлять нам информацию о семьях, в которых воспитываются дети с ОВЗ. Поэтому предпосылками к нашему проекту «Звезда надежды» стала информатизация населения нашего города и близлежащих районов. В социальных сетях были размещены сообщения с просьбой донести до семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, информацию о структурном подразделении «Лекотека», в котором специалисты разной направленности проводят бесплатные игровые сеансы с детьми дошкольного возраста; в течение нескольких месяцев эта же информация транслировалась по нашей просьбе на Павловском канале «Пятница» местным телевидением «Дон-ТВ»; в ЦРБ в детской консультации были вывешены объявления с приглашением посещения лекотеки,. К сожалению, откликнувшихся было очень мало, причем практически все обратившиеся семьи имели какие-либо нарушения в здоровье детей, но не являлись семьями, воспитывающими именно детей-инвалидов, все дети посещали ДОУ. А те семьи, которые действительно нуждались в помощи и подходили нам по всем параметрам, пугала процедура прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК). Последней нашей надеждой стало обращение к руководству ЦРБ. В полном составе всех специалистов лекотеки мы изложили свои проблемы главному врачу ЦРБ Королюку А. С. Вникнув в ситуацию, главврач предложил свой вариант: максимально упразднить для родителей детей-инвалидов процедуру прохождения КПК, распечатать листовки-брошюры с приглашением в лекотеку и вложить в медицинские детские карты всем детям-ивалидам дошкольного возраста, привлечь специалистов социальных служб по оповещению таких семей.

В первый же месяц мы набрали необходимый минимум детей. Семь детей лекотеки пришли к нам с сохранным интеллектом (сахарный диабет, ДЦП, имуннодефицит, артрит суставов, четверо - с различной степенью умственной отсталости (синдром Дауна, невралгия с ДЦП, аутизм, умственная отсталость). Начав игровые сеансы с детьми, мы столкнулись с проблемой: как интересно и безболезненно для детей социализировать и адаптировать их к условиям лекотеки? Как обеспечить полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях? А дети были все разные: разные возраста, разные социальные статусы семей, абсолютно разные диагнозы.

Лично для меня, помощь больным и пожилым людям с детства ассоциируется с октябрятами, пионерским движением, тимуровцами. Поэтому очень символичным стало название нашего проекта – «Звезда». Да не простая Звезда, а Звезда с большой Надеждой на будущее. Ведь наши детки из лекотеки – это маленькие звездочки, со своими индивидуальными особенностями, талантами и желаниями. «Звезда надежды» - стало названием нашего проекта. Пять лучиков звезды – пять специалистов лекотеки - пять образовательных областей – пять направлений нашей совместной деятельности – пять волонтеров микрогруппы «Сердце в ладошках».

На подготовительном этапе проекта «Звезда надежды» мы определились с направлением проекта, обсудили его со специалистами лекотеки, родителями детей и разработали план последовательных действий.

Основными направлениями нашей деятельности стали:

- игровые сеансы с детьми (в рамках ИОМ);

- работа с родителями детей;

- волонтерское движение (связь с ПСОШ №3);

- социализация детей (совместные праздники внутри лекотеки и с детьми ДОО);

- иппотерапия (летний период) и сотрудничество со станцией юных техников (в учебном году).

После подготовки всего необходимого мы приступили к проведению проекта.

Совместно со всеми специалистами лекотеки мы разработали шаблон – конструктор календарно-тематического планирования работы (текущая документация для всех педагогов); штатное расписание педагов лекотеки; индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка (далее ИОМ) с комплексированием выбранных программ – алгоритм работы с детьми (диагностический, адаптационный, коррекционный этапы); распределили детей на 4 группы по социализации и освоению адаптированной программы ДОО («От рождения до школы» под ред. Вераксы, в соответствии с темой недели).

Тема недели.

Дата ИС,

место проведения, группа Цель и задачи игрового сеанса Содержание игровой деятельности ребенка Динамика развития ребенка Сопровождение родителей

Игровые сеансы с детьми. Игровые сеансы начали проводить индивидуально (в соответствии с индивидуальным маршрутом, индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида) и по определенным группам в присутствии и при активной помощи родителей. Каждый родитель «учится» вместе с детьми, чтобы использовать полученные знания дома; может оказать необходимую помощь своему ребенку не только в плане образования, но и в плане здоровья (например, у детей с сахарным диабетом). Все родители проявляют искреннюю заинтересованность в расширении своих представлений о нарушениях в развитии ребенка. Конечно же, игровые сеансы – это главное направление нашего проекта. Являясь инновационной площадкой по введению ФГОС ДО, мы сразу отказались от сеточного расписания. Каждый ребенок приходит к нам в рамках специально выделенного времени 2 раза в неделю, специалисты лекотеки по очереди играют и наблюдают за детьми. Мы не ставим себе целью отработать положенное время. Мы строим вариативное развивающее образование, ориентированное на уровень развития, проявляющийся у каждого ребенка в совместной деятельности с педагогом и другими детьми. Мы следим за интересом детей, желанием продолжать играть. Случается так, что от одного специалиста дети и через 40 минут не хотят уходить, а на других игровых сеансах устают через 10 минут. Мы стараемся обеспечить эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное ненасильственное отношение к ребенку, его чувствам и потребностям. Мы стараемся создать условия для свободного выбора детьми деятельности, принятия детьми решений, поддерживаем детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.). Раз в месяц все специалисты собираются на «круг общения» по динамике развития каждого ребенка, раз в 3 месяца – на коррекцию ИОМ детей.

И расскажу про себя. Физкультура для меня и моих детей – не просто физическая нагрузка, не просто подвижные игры, совершенствование физических способностей. Образование детей должно проходить одновременно в двигательном, эмоциональном, нравственном и интеллектуальном направлениях. Но для меня все 4 компонента, особенно физический, - только средство для решения жизненных задач! Это повод находить, налаживать связь между людьми; постигать связь между предметами и явлениями; проявлять внутренние ценности ребенка и для него самого, и для нас, окружающих. Это осознание себя и мира (познание мира через тело, язык тела, развития сотрудничества, знакомство со всеми окружающими явлениями. Двигательный мир ребенка должен постепенно усложняться, быть положительно эмоционально окрашен. А через игру и физические занятия проживать аналоги типичных жизненных ситуаций: преодоления – отступления, напряжения – расслабления, ускорения – замедления, простого – сложного, памяти - действия. Важно научить ребенка мыслить, развить мыслительный алгоритм «восприятие – понимание – запоминание – действие – соотнесение сделанного с предложенным». В проживании «двигательных сказок», «путешествий», преодолении «полосы препятствий» осваиваются базовые двигательные умения, которые мы потом закрепляем в разнообразных фантазийных сюжетах, дающих простор детской импровизации. На своих занятиях я отдаю предпочтение творческому поиску каждого ребенка, а значит и ответственности за принятый им выбор своего пути. Это определенный опыт самообразования. Нельзя научить ответственности и творчеству без свободы. Наибольшая внешняя свобода возможна при больших внутренних ограничениях (минимум вреда для себя и окружающих). Усложняя пространство, изменяя и усложняя правила игры, дети учатся безопасно для себя и других пользоваться все большей свободой. Такие занятия стимулируют двигательное самообразование ребенка. А в созданном мной спортивном пространстве ребенок может сам выбрать величину нагрузки и степень сложности упражнений. Для детей с сохранным интеллектом происходит самообразование. Для детей с умственной отсталостью происходит образование через других детей. Я не тешу себя мыслью, что изобрела что-то невиданное. Работа в лекотеке для меня новый способ воплощения давно известных принципов. И на игровых сеансах я стремлюсь к воссоединению интеллектуальных, эмоциональных, нравственных задач, и задач физического развития детей.

Работа с родителями для нас заключается в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность. Создана система взаимодействия с семьей ребенка-инвалида с учетом психологических особенностей ее членов и динамики семейных отношений, направленная на формирование позитивных детско-родительских отношений. Мы регулярно проводим собрания, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, мастер-классы по выбранным нами темам (связанным с реализацией образовательной программы) и по запросам родителей. В соответствии с темой недели даются игровые «домашние задания» детям (что-то слепить, нарисовать, собрать и засушить листочки для поделки, принести шишки, прочитать сказку и др.). Являясь администратором официального сайта нашей ДОО, по согласованию с руководителем, я создала раздел «Лекотека», в котором можно познакомиться с нормативной документацией этого структурного подразделения и раздел «Консультпункт», который ежемесячно обновляется в течение года. Так же раздел «Лекотека» существует и на моем персональном сайте инструктора по физической культуре.

Волонтерское движение стало нашим «ноу-хау». Не случайно ПСОШ №3, находящаяся через дорогу от нашего детского сада, осуществляет инклюзивное образование. В школе созданы условия для образования детей-инвалидов. И наши дети из лекотеки, достигнув 7-8 летнего возраста, пойдут учиться именно туда, в новый и трудный социум. Конечно же, нам необходима была поддержка и помощь не только учителей, но и учеников школы. Ведь именно они будут непосредственно в течение дня общаться с нашими особыми детьми. Являясь мамой ученика 6 класса ПСОШ №3, мне очень удобно было набрать волонтеров из класса сына. По договоренности с руководством школы, но совершенно неожиданно для учеников родного 6 класса, я пришла на классный час и провела беседу-презентацию с детьми на тему «Кто такие дети с ОВЗ?». В режиме «вопрос-ответ» мы определились, что это такие же дети, как и все, но только имеющие определенные проблемы со здоровьем. Дети, которым нужна наша помощь. Дети, которых необходимо оберегать и защищать. А проблемы со здоровьем – это беда, которая может прийти в любой дом, коснуться любой семьи, и любой с виду здоровый человек может оказаться носителем дефектных генов. Единогласно весь класс проголосовал за организацию волонтерского движения в помощь детям-инвалидам. Было решено, чтобы весь класс принял участие в реализации нашего проекта. На роль координатора волонтерского движения я предложила сына – Владислава В., объяснив это тем, что мне очень удобно обсуждать вопросы, связанные с детьми – инвалидами дома. Влад же, в свою очередь, будет доносить информацию в школе до всех участников волонтерского движения «Звезда надежды». Кроме координатора было решено выбрать в организацию еще 4 ученика (5 лучиков звезды – 5 волонтеров, хотя отбоя от желающих не было, которые будут непосредственно общаться, играть с детьми – инвалидами. Главными критериями для поступления в волонтеры были такие качества, как ответственность, сострадание, безотказность, дисциплинированность, примерное поведение (причем не только в школе, уважительное отношение ко взрослым и ученикам, наличие свободного времени, коммуникабельность, умение играть с маленькими детьми (наличие младших братьев и сестер, такт, чистота и правильность речи. После выборов, микрогруппа «Сердце в ладошках» (толерантное отношение к детям-инвалидам) из 5 человек получили нарукавные повязки с триколор с красной звездой, символизирующей волонтерское движение «Звезда надежды». Было решено, что весь класс будет осуществлять информатизацию школы по вопросам, связанным с инклюзивным образованием, писать стенгазеты, листовки, выступать на общих внутришкольных и внутрисадовских родительских собраниях, придумывать и изготавливать призы, простейшие тренажеры и игрушки, шить костюмы для сюжетных игр. А пять выбранных волонтеров микрогруппы еще будут играть и общаться с детьми в сенсорной комнате школы (1 раз в месяц) и центре познавательного развития сада (1 раз в месяц, сопровождать их при передвижении по школе во время экскурсий, проводить совместные праздники и развлечения (1 раз в месяц).

Социализация детей (совместные праздники внутри лекотеки и с детьми ДОО). Доброй традицией нашего сада стало проведение общих и внутригрупповых праздников, досуговых мероприятий с детьми лекотеки. Дети с родителями приглашаются на праздники в свои возрастные группы, участвуют по мере возможности на протяжении всего мероприятия наравне с детьми сада. Например, общелекотечным праздником стало для нас празднование Нового года. Дети с родителями участвовали в новогодней сказке. Специалисты лекотеки стали актерами этой волшебной сказки. Лиса (педагог-психолог) забрала с елочки огоньки, Снегурочка (физрук) с Дедом Морозом (учитель-логопед) шутили, играли с детьми, пели песни и танцевали. В конце все дружно пожурили Лисичку и зажгли новогодние огоньки. Все дети получили подарки от Деда Мороза и долго не хотели расходится. Общесадовским праздником вместе с детьми лекотеки стало для нас празднование Нового года по старому календарю. Дети приняли участие в новогоднем мюзикле по сказке «Морозко». Родители большинства детей согласились на видео- и фото-съемку игровых сеансов и праздников. Поэтому у нас есть возможность анализировать динамику развития детей.

Иппотерапия (летний период) и сотрудничество со станцией юных техников (в учебном году). В нашем структурном подразделении лекотека существует договор на сотрудничество с конным заводом, находящемся в пригороде. Начиная с мая этого года, дети вместе с родителями смогут наблюдать за лошадьми, участвовать в их кормлении, катании на тележках, узнают много нового и интересного из жизни этих великолепных животных. Иппотерапия оказывает комплексное позитивное воздействие не только на физический статус пациента, но и на его психо-эмоциональную сферу, способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, социализации и формированию более гармоничных отношений с миром, возрастает мотивация и усиливается стремление к достижению положительных результатов.

Договор о сотрудничестве со станцией юных техников (далее СЮТ) дал нам возможность осуществлять кратковременные проекты в течение учебного года (однодневные, 1 раз в квартал). Педагог дополнительного образования СЮТ является социальным педагогом лекотеки. Для первой программы они отобрали пять игр. Составив список необходимых игровых атрибутов и материалов, принялись за работу. Вместе с детьми на станции изготавливаются многофункциональные тренажеры по развитию речи, мелкой моторики, мышления и воображения детей. Мы надеемся, что благодаря этому сотрудничеству существенно пополнится предметно-пространственная развивающая среда нашего структурного подразделения. Дети, посещающие СЮТ, нашли много развивающих, подвижных и музыкальных игр.

Перспектива.

В ходе реализации данного проекта «Звезда Надежды» на 1 этапе была проведена работа по адаптации и социализации детей, развитию способности к адеватному восприятию окружающей обстановки, способности к определению места и времени нахождения, к установлению контактов с другими людьми; развитие способности у детей контролировать свое поведение, осознание себя и адекватное поведение с учетом социально-правовых и морально-этических норм. Благодаря реализации проекта будет оказана поддержка усилиям родителей, по развитию личности ребенка; осуществлено налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи; будут сформированы предпосылки к обучению.

Самым важным результатом проекта будет считаться появление и развитие речи у детей, развитие общей и мелкой моторики, улучшение фонематического слуха (выполнение заданий на слух, развитие зрительного восприятия, появление телесно-эмоционального контакта между детьми, развитие социально-бытовых навыков самообслуживания, умение находить себе место в обществе и налаживать контакт с людьми. Так как дети и семьи, получающие помощь в Лекотеке имеют разные нарушения и проблемы, то и результаты будут индивидуальны для каждой семьи и ребенка. И позитивным результатом мы считаем уже достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами для данного ребенка на отдельно взятом этапе.

Публикации по теме:

Физкультурный праздник для детей подготовительных групп «Олимпийские надежды» Физкультурный праздник для подготовительных групп «Олимпийские надежды». Тема: Олимпиада Вид занятия: Физкультурный праздник Цель занятия:.

Коллективный социальный проект для воспитанников учреждения для обучающихся с девиантным поведением «Земля — наш общий дом» Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение.

Проект «Олимпийские надежды» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №18 «Рябинушка" Проект «Олимпийские надежды» разработала: воспитатель.

Проект «Путь к звездам» в старшей группе детского сада для детей с ОВЗ ]Актуальность проекта: С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек.

Социальный проект Социальный проект для детей первой семейной группы Воспитатель: Заборянская Юлия Александровна «Мусор Земле не к лицу» Тип проекта: социальный.

Социальный проект «Подари детям праздник»Социальный проект «Подари детям праздник» Проект социальной направленности «Подари детям праздник» В наши дни тема шефства потерялась среди других тем, кажущихся более актуальными.

Социальный проект «Прикосновение к войне» Одним из приоритетных направлений в России является. Гражданско-патриотическое воспитание личности. Президент РФ Владимир Путин на встрече.

Социальный проект семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста группы риска СОП Социальный проект семейной студии художественного - эстетического развития детей дошкольного возраста группы риска СОП в условиях детского.

Социальный проект «Школьная клумба» ученика 3 класса План реализации проекта Участники проекта: • Учащиеся 3 «Б» класса; • учителя • родители учащихся Целью данного проекта является создание.

Социальный творческий проект «Рождественский подарок» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта «Рождественский подарок». База реализации Общество инвалидов при Васюринском сельском поселении Автор проекта,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальный проект «Звезда Надежды» для детей с ОВЗ (в структурном подразделении «Лекотека»)
Опубликовано: 18 сентября 2017 в 10:12
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД