Астине Самвеловна
Составление рассказа по картинке на тему «Дикие и домашние животные» с использованием мнемотаблицы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
образовательной деятельности в старшей группе
по речевому развитию
Составление рассказа по картинке с использованием мнемотаблицы.
Тема: «Дикие и домашние животные»
Цель: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Обучающие:
*Учить составлять короткий рассказ по сюжетной картинке
Публикация «Составление рассказа по картинке на тему „Дикие и домашние животные“ с использованием мнемотаблицы» размещена в разделах
- Дикие животные. Составление рассказов, описание
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Домашние животные. Составление рассказов, описание
- Животные. В мире животных
- Животные. Составление рассказов, описание
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
*Закреплять умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа
*Активизировать в речи сложноподчиненные предложения
Развивающие:
*Развивать все компоненты устной речи
*Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа
*Развивать умение подбирать слова, сходные по звучанию
Воспитательные:
*Воспитание звуковой культуры речи
*Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.
Методические приемы:
Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательного рассказа по картинке, развивающие игры на развитие фонематического восприятия и звукового анализа, на расширение и обогащение словарного запаса, физкультминутка, загадки, использование мнемотаблиц.
Материал:
Сюжетные картинки с изображением детенышей разных животных (по количеству детей, модель теремка мнемотаблицы : волк, лиса, заяц, медведь.
Ход занятия:
Воспитатель:
Приходит в гости Незнайка и говорит «Я вчера видела большую корову, и с ней была маленькая коровка. Как про нее правильно сказать?» И Незнайка стала подбирать разные слова, как назвать детеныша коровы.
Воспитатель: Дети я вас и прошу помочь правильно назвать детенышей животных, а еще сказать, где они живут. Я уверена, что вы хорошо все знаете. Кто хочет поделиться своими знаниями?
Как зовут у коровы детеныша? (теленок) а много? - телята
Корова с …телятами живет в коровнике, а в конуре кто спит?
Дети: Собака
Воспитатель: собака с малышами (щенками). В конуре собака со щенками, а в дупле кто?
Дети: белка
Воспитатель: белка с малышами (бельчатами). В дупле белка с бельчатами, а норе? ( далее: лиса с лисятами, в дырочке под полом мышка с мышатами, в берлоге медведь с медвежатами, в логове волк с волчатами, дома кошка с котятами). Если дети затрудняются в подборе наименований, то подсказать им начало слова.
Игра «Чей домик?»
Воспитатель называет дома животных, а дети называют, какие детеныши в нем живут.
Чей дом-конура?
Конура-дом щенков.
Нора - дом (лисят)
Дупло – дом (бельчат)
Конюшня - (жеребят)
Коровник – телят
Берлога - медвежат
Физкультминутка «Мишка»
Мишка вылез из берлоги, огляделся на пороге.
(Повороты вправо, влево)
Потянулся он со сна (потянуться)
К нам опять пришла весна
Чтоб скорей набраться сил (руки к плечам)
Головой медведь крутил (повороты головой)
Наклонился взад-вперед (наклоны)
Вот он по лесу идет (ходьба на месте)
Ищет Мишка корешки и с малиною кусты (повороты туловища)
Наконец медведь наелся и на бревнышко уселся (дети садятся)
Воспитатель: дети, тех животных, что живут в лесу, как называют одним словом? (Дети называют и перечисляют).
А тех животных, что живут рядом с людьми, как называют? (Дети называют, перечисляют).
Воспитатель: посмотрите, какой интересный домик, словно (теремок). Макет теремка. Какой гостеприимный домик.
(раздает детям картинки с изображением детенышей) Дети, вы рассмотрели картинки? Теремок пускает пожить у себя всех: и зверят и птенцов только нужно правильно и вежливо попросить его об этом: если вы ошибетесь или неправильно назовете своего детеныша или попросите невежливо, двери не откроются и малыш не сможет попасть в домик. Дети подходят к теремку и стараются выполнить игровое задание, правильно просят: теремок, пусти, пожалуйста, наших бельчат, моего жеребенка и. т. д. Все малыши собрались в теремке. А теперь догадайтесь, о ком я загадаю загадку:
Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенек промелькнул как огонек? (белка)
Дети отгадывают. А почему вы думаете, что это белка? Дети отвечают.
А вот еще загадка:
Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,
А когда придет весна, он проснется ото сна? (медведь)
Дети отгадывают. А как вы догадались, что это медведь?
Еще одну послушайте:
Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы? (зайчик)
Кто-нибудь хочет рассказать о них. Чтобы рассказ получился интересным, можно пользоваться мнемотаблицей и рассказывать о животном, которое он задумал, а мы угадаем. Дети составляют описательные рассказы, используя мнемотаблицы. Послушать 3 описания животных.
Воспитатель: (дает оценку рассказам) и предлагает поиграть:
Слон большой, а собачка (маленькая)
Летом тепло, а зимой (холодно)
Кресло мягкое, а стул (жесткий)
Дорога широкая, а тропинка (узкая)
Соль соленая, сахар ….(сладкий)
Лимон кислый, а лук (горький)
Дерево высокое, а кустик (низкий)
Веревка толстая, а нитка (тонкая)
У коровы хвост длинный, а у овцы (короткий)
Земляника красная, а черника (синяя)
Воспитатель:
Мы сегодня говорили о диких и домашних животных, предлагаю вспомнить их, но с одним заданием: Покажите рисунок с животным, в названии которого есть звук С, С’, З, З’, Ц, Ш,Ж, Щ, Л, Л’, Р, Р’.
Незнайка: «Сегодня я узнала много нового. Спасибо вам, ребята. До новых встреч.
Воспитатель: А вам понравилось занятие? Что нового узнали? На какие вопросы вам было сложно отвечать? Какие задания были трудные? Что еще хотите узнать о животных?