Папки-передвижки

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Ирина Черникова
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное

и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет со-

циальный институт воспитания, обладает своими специ-

фическими возможностями в формировании личности ре-

Публикация «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах

бёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных

института социализации детей. Их воспитательные фун-

кции различны, но для всестороннего развития ребёнка

необходимо их взаимодействие.

Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим

миром: с другими людьми, с группами людей, государст-

венными структурами, объектами живой и неживой при-

роды и т. д., и т. п. Если человек не взаимодействует с окру-

жающим миром, он для мира не существует.

Но что, же такое взаимодействие и что под этим

словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ

или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак ра-

венства между словами «взаимодействие», «сотрудниче-

ство», «содружество»?

Термин взаимодействие, предполагающий обмен

мыслями, чувствами переживаниями, общение – срав-

нительно молодой. Он был раскрыт в работах Т. А. Мар-

ковой, где взаимодействие рассматривалось как единство

линий воспитания с целью решения задач семейного вос-

питания и строилось на основе единого понимания.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит со-

трудничество педагогов и родителей, которое предпо-

лагает равенство позиций партнеров, уважительное отно-

шение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом

индивидуальных возможностей и способностей. Сотруд-

ничество предполагает не только взаимные действия, но и

взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, вза-

Понятие содружества подразумевает объе-

динение кого-либо, основанное на дружбе, единстве

взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба

без общения, следовательно, без взаимодействия? Ко-

нечно же, нет. А так как содружество предполагает,

прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т. е.

наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей

точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.

Детство – незабываемая пора в жизни каждого че-

ловека. Она наполнена добрыми руками родителей и за-

ботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку

«запас прочности», формирует чувство психологической

защищённости. Кто помогает родителям в воспитании

детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в

их руках дети становятся любознательными, активными,

творческими.

На современном этапе, семейное воспитание признано

ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образо-

вании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ,

где записано, что родители являются первыми педагогами,

они обязаны заложить основы физического, нравствен-

ного, интеллектуального, личностного развития ребенка.

Успешное осуществление этой большой и ответственной

работы невозможно в отрыве от семьи.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение

и укрепление физического и психического здоровья вос-

питанников, их творческое и интеллектуальное развитие,

обеспечение условий для личностного и гармоничного

роста. Для достижения высокой результативности вос-

питательно-педагогического процесса в ДОУ большое

значение имеет работа с родителями воспитанников. Ро-

дители. Родителей. Родителям… можно хоть, сколько

склонять это слово, действенным заклинанием, прино-

сящим плоды для улучшения взаимоотношений между

ДОУ и семьями. В этой связи меняется и позиция ДОУ в

работе с семьей

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения

с семьей на сегодняшний день остается актуальной, при-

обретая порой обостренный характер. Сложности в от-

ношениях между семьями и образовательными учрежде-

ниями могут быть связаны, например, с несовпадением

взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недове-

рием родителей к воспитателям. Непонимание между се-

мьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

И мы, педагоги, очень часто испытываем большие труд-

ности в общении с родителями по причине выбора формы

взаимодействия.

Таким образом, анализ свидетельствует о необходи-

мости нововведений в сотрудничество с родителями. Не-

обходима разработка и внедрение системы работы для

активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это по-

зволяет нам рассматривать работу с родителями в каче-

стве одной из проблем деятельности ДОУ на современном

этапе модернизации системы образования. В связи с этим,

вопрос поиска и осуществления современных форм взаи-

модействия дошкольного учреждения с семьей на сегод-

няшний день является одним из самых актуальных.

Формы взаимодействия детского сада с родите-

лями – это способы организации их совместной дея-

тельности и общения. Основная цель всех видов форм

взаимодействия ДОУ с семьёй – установление дове-

рительных отношений с детьми, родителями и педа-

гогами, объединение их в одну команду, воспитание

потребности делиться друг с другом своими пробле-

мами и совместно их решать. Педагоги стараются на-

иболее полно использовать весь педагогический потен-

циал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут

новые, современные формы сотрудничества с родителями

в соответствии с изменением социально-политических и

экономических условий развития нашей страны.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно раз-

вивать и использовать как традиционные формы – это

родительские собрания, лекции, практикумы, так и совре-

менные формы – устные журналы, экскурсии, родитель-

ские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры

и т. п.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги

всегда исходим из представлений о современных роди-

телях, как о современных людях, готовых к обучению, са-

моразвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем

следующие требования к формам взаимодействия : *ори-

гинальность, *востребованность, *интерактив-

ность.

В последнее время наметились новые, перспективные

формы сотрудничества, которые предполагают подклю-

чение родителей к активному участию, как в педагоги-

ческом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей

группе мы используем разнообразные современные

формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести:

Информационно-аналитические

– анкетирование;

– опрос;

«почтовый ящик».

Наглядно-информационные

родительские клубы ;

– мини-библиотека;

информационные стенды «ОКНО – очень короткие

новости»;

– выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных

детей».

Познавательные

– родительские гостиные;

– нетрадиционные родительские собрания;

– устные журналы;

– экскурсии.

Досуговые

– праздники;

– совместные досуги;

– акции;

– участие родителей в конкурсах, выставках.

Одна из форм информационно-аналитической

работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в

которую родители могут класть записки со своими идеями

и предложениями, обращаться с вопросами к специали-

стам, заведующей или методисту. Заданные вопросы ос-

вещаются на родительских собраниях или даются спе-

циалистами письменно. Такая форма работы позволяет

родителям делиться своими мыслями с воспитателем и

эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу

встретиться с родителями лично.

Ещё одна эффективная форма работы с ро-

дителями – наглядно-информационная. В нашей

группе уже несколько лет действует родительский клуб

«Родительская академия». Обычно проходит 4 заседания

клуба в год. Мы стараемся, чтобы встречи были инте-

ресны родителям, не превращались в скучные лекции, по-

этому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (ру-

ководствуясь результатами анкетирования). «Волшебный

мир театра», «Как сохранить здоровье», «Ребенок с точки

зрения астрологии», «Взрослые глазами ребенка» – вот

некоторые темы встреч. Кроме того, стараемся, чтобы

дети приняли участие в заседании, включаем практиче-

скую часть или мастер-класс.

Так же о жизни группы родителям расскажет

информационный стенд «ОКНО – очень короткие

новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные

события – праздники и развлечения, дни рождения детей,

походы и экскурсии, встречи гостей, интересные за-

нятия, конкурсы, продукты коллективного детского твор-

чества, сочинения детей. При необходимости эти стенды

легко превращаются в тематические: «Что такое безопа-

сность?», «Еще раз о правах ребенка» и т. п.

Одной из самых традиционных, но эффек-

тивных познавательных форм работы с семьей

остается родительское собрание. Однако из опыта

работы мы знаем, что на непосредственное проведение

встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откли-

каются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход

из этого положения в изменении форм и методов прове-

дения. Попытались построить общение не на монологе, а

на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более

тщательной и длительной подготовки, но и результат стал

ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, кру-

глых столов, КВН, посиделок и т. д. Часто педагоги ис-

пользуют видеозаписи деятельности детей, фрагменты

занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому про-

цент посещения собраний достаточно высок.

Самая популярная и любимая, нами как воспи-

тателями, так и родителями форма работы –

досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются воз-

можности для сотрудничества. Доброй традицией стало

ежегодное проведение оздоровительных мероприятий,

не зависящих от времени года. В ходе похода «На при-

роду», цель которого была в сотрудничестве с семьёй

формирование у них осознанного отношения к своему

здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

Также ежегодно совместно с детьми родители прини-

мают активное участие в спортивных праздниках «Курс

молодого бойца»," Веселые старты». Подобные меро-

приятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть

друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудни-

чество между семьей и детским садом. По итогам таких

праздников также выпускаются газеты, листовки, аль-

бомы с фотографиями.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что

семья и дошкольное учреждение – два важных соци-

альных института социализации ребенка. Без родитель-

ского участия процесс воспитания невозможен, или, по

крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями

показал, что в результате применения современных форм

взаимодействия позиция родителей стала более гибкой.

Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участ-

ники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позво-

ляют нам говорить об эффективности использования сов-

ременных форм в работе с родителями.

Публикации по теме:

Современные формы взаимодействия с семьёй «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он.

Вовлечение родителей в образовательный процесс. Современные формы и методы взаимодействия План саморазвития педагога МБДОУ детского сада «Ивушка» Осиповой К. А. на 2017-2018 учебный год «Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Деловая игра для педагогов «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; находить оптимальные пути разрешения конфликтов;.

Формы и методы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста Формы и методы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста Подготовила: Иванова.

Презентация деловой игры для педагогов ДОУ «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» I. Теоретическая часть: В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из.

Современные формы взаимодействия детского сада и семьи Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает.

Современные принципы взаимодействия ДОУ и семьи Термин "взаимодействие" предполагает обмен мыслями, переживаниями, чувствами, общение. Взаимодействие воспитателя с родителями предполагает.

Современные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи и их эффективность Аннотация: В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации взаимодействие детского сада.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи «Активные формы взаимодействия с родителями в ДОУ». Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда.

Эссе «Современные формы взаимодействия педагога с детьми в образовательной деятельности» ФГОС ДО предлагает нам определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности. К ним относятся: здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
Опубликовано: 2 февраля 2019 в 10:43
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД