Юлия Чухненкова
Логоритмика — один из методов преодоления речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №86 Красногвардейского района Санкт Петербурга
«Логоритмика как метод преодоления речевых нарушений»
Подготовила учитель-логопед :
Чухненкова Юлия Геннадьевна
Спб,2016
Публикация «Логоритмика — один из методов преодоления речевых нарушений» размещена в разделах
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.
Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.
Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой и тактильными ощущениями.
Логоритмика– это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, а также театрализованные игры. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей, развивается лексико-грамматический строй речи. Все эти компоненты идут параллельно с основной программой детского сада, все лексические темы взаимосвязаны.
Задачи:
• развитие слухового внимания и фонематического слуха;
• развитие чувства ритма;
• развитие общей и мелкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, ориентировки в пространстве;
• воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
• воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
• формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
• снятие мышечной напряжённости;
• соотношение игры с реальной жизнью, осмысление происходящего, поиск способа решения проблемной ситуации;
• Преодоление комплекса «плохого художника», создание художественной композиции из песка при помощи готовых фигурок;
• развитие творческого (креативного) действия, нахождение нестандартного решения, приводящие к успешному результату;
• помощь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма (профилактика дисграфии).
К проведению занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования:
• всю коррекционно-развивающую работу провожу по результатам диагностического обследования, совместно с другими специалистами ГДОУ (муз. Работником, физкультурным работником);
• занятия проводятся 2 раза в неделю;
• занятия целесообразно проводить с группой детей, продолжительностью от 20 до 35 минут;
• занятия составляются с опорой на лексические темы, проводимые и закрепляемые на занятиях с воспитателями;
• содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;
• каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
Занятие включают в себя следующие элементы:
1. Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.
2. Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
3. Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.
4. Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.
5. Развитие чувства ритма.
6. Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.
7. Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.
8. Развитие певческих данных.
9. Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.
10. Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.
11. Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.
12. Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
13. Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.
14. Упражнение на развитие словотворчества.
15. Расширение активного запаса детей. Использование лексико–грамматических упражнений.
В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Большое значение на занятиях имеет музыка, как живая, так и под магнитофон.
На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.
Учитывая принципы систематичности и последовательности, я разработала программу, перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей.
Я считаю, что занятия по логоритмике полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, нарушения звукопроизношения, заикание, эмоционально закрытым детям, детям которые боятся продукта свой деятельности («боязнь белого листа», страх сделать, начать новое) и др. Очень важны занятия для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т. д. В результате к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.