Лучший педагог года

Особенности развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Ольга Бородина
Особенности развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Из опыта работы «Самостоятельная художественная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими характеристиками человека, как способности, задатки, таланты. Детство – это период усиленного развития, перемен и познания, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, которая позволяет раскрыть свой внутренний мир.

Публикация «Особенности развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Творчество рассматривается как наиболее значимая форма умственной деятельности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческих способностей. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, улучшаются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личные качества, а на их основе – способности и задатки.

Дошкольное детство становится поворотным моментом в развитии внимания, когда дети впервые начинают его сознательно контролировать, направляя и удерживая определенные предметы. Для этого старший дошкольник использует определенные приемы, которые перенимает у взрослых. В значительной степени этому способствует улучшение планирующей функции речи. Речь дает возможность словесно заранее выделить явления и предметы, значимые для конкретной задачи, организовать внимание с учетом характера предстоящей деятельности. Несмотря на значительные сдвиги в развитии внимания, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного периода. При этом детям все еще сложно сосредоточиться на чем-то однообразном. Но в процессе интересной для них деятельности внимание может быть достаточно устойчивым.

Сходные возрастные закономерности отмечаются в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте непроизвольна. Ребенок лучше запоминает, что ему больше всего интересно, производит наилучшее впечатление. Таким образом, объем записываемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному объекту или явлению. Одно из главных достижений старшего дошкольника – развитие произвольного запоминания. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимую информацию приводит к достижению успеха.

Формирование мышления в этом возрасте во многом связано с умением оперировать представлениями на произвольном уровне, которое к 6 годам существенно возрастает в связи с усвоением новых способов мыслительных действий. Формирование этих методов во многом основано на выработке определенных действий с внешними предметами, которые ребенок осваивает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст предоставляет самые благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития творческих способностей, поскольку именно в это время закладывается психологическая основа творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен создавать новый рисунок, дизайн, образ, фантазию, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Для старшего дошкольника характерны активная позиция, любознательность, постоянные вопросы к взрослому, умение словесно комментировать процесс и результат собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициатива связана с любознательностью, способностями, пытливостью ума, изобретательностью, способностью произвольно регулировать поведение, умением преодолевать трудности.

Структура творческой активности старших дошкольников по различным видам деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационного, содержательного, операционного, эмоционально-волевого. Основными показателями творческой активности детей старшего возраста являются предпосылки: мотивационная, содержательно-операционная, эмоционально-волевая составляющие деятельности, а именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе различных видов активности, стремление к активному участию в творческом процессе, усвоение приемов выполнения произведений творческого характера в языковом творчестве и конкретной детской деятельности, умение фантазировать и воображение; умение преодолевать возникшие трудности, довести начатое дело до конца; появление настойчивости, трудолюбия, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, приемов, действий.

Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и в семье: обогащение яркими впечатлениями, предоставление эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для зарождение идеи и будет материалом, необходимым для работы воображения. Общая позиция педагогов, понимание перспектив развития ребенка и взаимодействия между ними – одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством.

Следующее важное условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учитывать темперамент, характер, особенности некоторых психических функций и даже настроение ребенка в тот день, когда предстоит работа. Непременным условием творческой деятельности взрослых должна быть атмосфера творчества.

Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, умения, позволяющие ребенку реализовать задуманное. Для получения этих знаний навыки должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимыми в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается так называемый «спад» творческой активности.

Важным условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и систематическое использование методов и приемов. Мотивация к задаче – это не просто мотивация, а предложение эффективных мотивов и поведения детей, если не для самостоятельной постановки, то для принятия задачи, поставленной взрослыми.

Как отмечал Н. Н. Поддъяков, в возрасте 4-6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, которые способствуют изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействия на них с целью изменения. Этот уровень психического развития, соответствующий зрительно-активной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально-психологических характеристик человека, определяющих уровень творческих способностей. Накопление фактов и информации об окружающем мире создает основу для формирования идей и концепций.

К концу дошкольного периода наглядно-схематическая форма мышления начинает преобладать как высшая ступень в развитии наглядно-образного. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематичность детского рисунка, умение использовать схематическое изображение при решении задач.

Так, к 6-7 годам ребенок может подходить к решению задачи тремя способами : используя наглядно-эффективное, наглядно-образное и логическое мышление. В старшем дошкольном возрасте логическое мышление начинает интенсивно формироваться, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития.

Накопление практического опыта, определенный уровень развития восприятия, памяти, воображения создает ситуацию уверенности в себе. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой цели, при этом достаточно долго выдерживая сильное волевое напряж.

Исследования Л. С. Выготский, А. В. Запорожца и других показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним, появляется новый вид деятельности – творческий. Особенность этого типа в том, что он рождает способность переходить от мысли к ситуации. Тем не менее, характеризуя особенности творческой деятельности старших дошкольников, педагоги и психологи подчеркивают ее специфику. Итак, многие компоненты творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает для себя что-то новое. По мнению Л. С. Выготского, основной закон детского творчества состоит в том, что его ценность должна рассматриваться не как результат, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.

Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение – мыслительный процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций по результатам их восприятия и осмысления. К основным свойствам воображения относятся: видеть целое перед частями, передавать функцию от одного объекта к другому. Существенными показателями в развитии воображения являются опора на визуализацию, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не подстраиваясь под ситуацию, подчинить ее, овладеть ее значимыми чертами.

Воображение функционирует на разных уровнях: по степени выраженности оно может быть пассивным и активным, в свою очередь активное подразделяется на развлекательное и творческое.

Творческое воображение связано с определением возможных результатов действий, открывающих или создающих новые предметы, явления, ситуации. При этом в творческом воображении возникают идеи, различающиеся степенью оригинальности и реалистичности. Оригинальность как своеобразие представлений творческого воображения – это степень их новизны, несходства с тем, что уже было известно, а реализм определяется тем, насколько близко созданное воображением представление к реальности. О. М. Дьяченко пишет, что специфика процесса воображения, в отличие от других психических процессов, понимается как способность выражать особенности одного объекта или явления через другой, видоизменять формы представления действительности. Воображение использует символические и метафорические формы отражения действительности. В развернутом виде они позволяют находить и фиксировать в творческих продуктах те стороны предметов и явлений, которые значимы для человека. Созданные образы с помощью воображения детализируются, «оживают», что свидетельствует о внутренней ценности творческих проявлений, особенно в период раннего формирования творческих личностных качеств. Л. С. Выготский, Т. Н. Палашна, Т. С. Комарова называют воображение важнейшим новообразованием дошкольного детства и связывает с ним процессы зарождения творческой личности.

Творческие способности активно развиваются в художественной деятельности : рисовании и лепке. Возрастная чувствительность и реакция на непосредственные впечатления органов чувств, чувствительность к образно-эмоциональным моментам, характерные для этого периода, характерное для дошкольников соотношение сигнальных систем способствуют привлекательности художественно-творческой деятельности в дошкольное детство, развитие творческого воображения.

На основе теории деятельности, разработанной Н. А. Ветлугиной, выделили показатели, по которым можно определить взаимоотношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве, качество творческих действий и произведений. Она комплексно рассмотрела художественные и творческие способности и выделила следующие особенности :

1) умение воспринимать и переживать красоту в жизни и в произведениях искусства, легко «войти» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликнуться на красоту;

2) творить по законам красоты, проявляя творческую инициативу и личное отношение к происходящему;

3) оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественного выражения в произведениях и театральной деятельности;

4) самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач.

Согласно исследованиям Н. А. Ветлугиной, в основе деятельности детей лежат знания и навыки, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, проводимого в детском саду под руководством воспитателя. Она отмечает, что исполнительская деятельность детей требует творческой интерпретации, проявления творческой активности. Творческая интерпретация в определенной степени зависит от степени владения художественными навыками и способностями.

Обращают на себя внимание показатели наличия творческого начала, выделенные Н. А. Ветлугиной. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству :

1) искренность, непосредственность чувств;

2) энтузиазм, «вовлеченность» в деятельность;

3) активация волевых усилий, умение входить в изображенные обстоятельства;

4) особые художественные способности (образное видение, поэзия, музыкальный слух, позволяющие успешно решать творческие задачи.

К показателям качества творческих действий относятся:

1) внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований;

2) создание новой комбинации из усвоенных старых элементов;

3) применение известного в новых ситуациях;

4) поиск новых решений;

5) быстрота реакции;

6) хорошая ориентация в новых условиях;

7) поиск оригинальных приемов решения творческих задач.

К показателям качества изделий детского художественного творчества относятся:

1) поиск адекватных выразительных средств воплощения образов;

2) оригинальность манеры исполнения и выражения своего отношения;

3) соответствие элементарным художественным требованиям.

Для оптимизации творческого процесса необходимо для каждого ребенка сформировать индивидуальную зону – ситуацию творческого развития. Зона творческого развития – фундамент, на котором строится педагогический процесс. Л. С. Выготский отметил, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и там, где ребенок воображает, изменяется, создает что-то новое».

В. И. Тютюнник показывает, что потребности и способности к творчеству развиваются с пятилетнего возраста. Основным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция взрослых по отношению к ребенку. Окружающая среда играет огромную роль в развитии творческих способностей ребенка.

Решающая роль отводится особой микросреде, в которой формируется ребенок, и, прежде всего, влиянию семейных отношений. Большинство исследователей при анализе семейных отношений выделяют следующие параметры: 1) гармоничность – не гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми; 2) творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации; 3) общность интеллектуальных интересов членов семьи или ее отсутствие; 4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижения или независимости».

Большую роль в развитии творческих способностей детей играет роль семейно-родительских отношений.

Одним из главных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, способствующей возникновению идей и мнений.

Первая ситуация на пути к созданию такой атмосферы – это развитие у детей чувства психологической защищенности. Следует помнить, что критиковать детей и заставлять их чувствовать, что их предложения неприемлемы или глупы, – это самый верный способ подавить их творчество. Воспитатель должен с уважением относиться к мыслям, высказываемым детьми. Более того, учитель должен побуждать детей решать сложные задачи, развивая таким образом их мотивацию и настойчивость.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 12:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД