Папки-передвижки

«Пишем, как слышим». Рекомендации для воспитателей и родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Наталия Аносова
«Пишем, как слышим». Рекомендации для воспитателей и родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Статья «Пишем, как слышим»

Подготовила:

учитель-логопед

МДОУ ЦРР «Кристаллик» -

детский сад № 30

города Железногорска Курской области

Аносова Наталия Бейбулатовна

Одна из основных задач взрослого, обучающего ребенка чтению и письму, помочь ему научиться оперировать языковым знаком. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в овладении грамотой, чрезвычайно важно уметь анализировать. Если мы возьмем толковый словарь, то прочтем там, что анализ – это метод исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

Публикация «„Пишем, как слышим“, Рекомендации для воспитателей и родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенку важно научиться анализировать состав слова, потому что русское письмо относится к так называемому звукобуквенному письму. Основным элементом русского письма многие считают букву, которая в сочетании с другими буквами передает тот или иной звук речи или сочетания звуков. Чтобы научиться читать и писать, на самых начальных этапах ребенок должен усвоить алфавитные значения букв. Этому его в первую очередь и учат воспитатель в детском саду, мама, папа, бабушка, старшие братья и сестры. Но для того, чтобы при чтении успешно складывать буквы в слова или передавать звучащее слово на письме, ребенок должен уметь вычленять минимальные звуковые единицы речи, т. е. звуки речи, фонемы, как их еще называют.

На начальных этапах овладения грамотой и ребенка, и взрослого могут подстерегать некоторые сложности. Во-первых, взрослый, в отличие от ребенка не слышит слово, а как бы видит уже написанным. Несмотря на то, что русское письмо относят к звукобуквенному, главный его принцип – морфемный. Передавая на письме звучащую речь, мы должны ориентироваться не на звуковой состав слова, а на его морфемный состав, т. е. должны передавать не фонемы (звуки речи, а морфемы ( значащие части слова: корни, приставки, суффиксы). Морфемный принцип письма требует единообразного написания значащих частей слов, а это не всегда соответствует их звучанию. Взрослые уже очень хорошо усвоили этот принцип и, как правило, не обращают внимания на то, как слово звучит.

Например, одна мама с удивлением рассказала, что ее дочь написала букву Ц в слове СМЕЯТЬСЯ. Девочка передает на письме последовательность звуков, а мама представляет себе это слово написанным. Очень многие взрослые не могут понять, почему дети с словах ЯМА, ЮБКА, Ё ЛКА могут написать первой букву Й: ЙАМА, ЙУБКА, ЙОЛКА, тогда как эти слова именно с этого звука и начинаются.

Во-вторых, старшие дошкольники уже научились произносить звуки, и в отличие от малышей двух-трех лет, их не занимает эта сторона речи. Им гораздо интереснее семантика языка, значения слов и выражений. Подавляющее большинство вопросов о языке, детских рассуждений, догадок касается смысловой стороны речи. Поэтому, если не использовать игровые приемы в работе, детям после двух-трех упражнений, посвященных звуковому анализу слов, становится скучно.

Не надо забывать также и о том, что письмо – выражение одних единиц речи (звуков) посредством других (букв, перекодирование «слышимой» речи в «видимую». Перекоординирование это осуществляется при помощи особых знаков. Знак – это какой-либо материально воспринимаемый объект. Поэтому очень важны для ребенка игра (именно ролевая или, как ее называют, символическая игра) и рисование.

Подбирая или разрабатывая игры, будем помнить о главной цели: научить ребенка оперировать с языковым знаком. Поэтому надо стараться, чтобы в центре внимания ребенка была языковая единица: слово, слог или звук, может быть буква. Многие педагоги, обучающие детей грамоте, используют в качестве приема загадывание загадок. Например, на занятии, посвященном звуку У, детям предлагается отгадать загадку об утке. Но когда ребенок разгадывает загадку, его внимание сосредоточено не на звуковом составе слова, а на описании утки. Это уводит от того предмета, который должен быть в центре внимания, усложняет структуру занятия.

Для себя надо определить, что вы рассматриваете с детьми, какую единицу языка: звук или букву, и уже не смешивать эти два понятия. Иногда случается видеть, как детям предлагают выделить звук О в слове «оса» или «огурец». Дети там этого звука не слышат, да и не могут услышать, т. к. в литературном русском языке безударная позиция для звука О невозможна.

Для того, чтобы сформировать какое-либо умение, а тем более навык, необходимо многократно повторять действие, и при этом, не потерять к нему интерес, можно только имея острую заинтересованность в этом действии. Такую заинтересованность мы приобретаем в игре, причем, в игре азартной. Это только взрослым кажется, что, если мы посадим на стол Петрушку, Мышку или Незнайку, дети смогут по многу раз выделять ударный слог в слове, не теряя внимания. Дети с большей охотой будут проделывать это действие, играя в лото. Детям показывают карточку с написанным слогом (а можно и со значком, изображающим звук, воспитатель его читает вслух, а ребята находят на больших карточках, лежащих перед ними, картинки с изображением слов, в звучании которых представленный слог (звук) будет ударным: телевизор – ВИ, (книга – И). Игра в домино поможет научиться выделять начальные звуки в словах. Парные картинки можно использовать для того, чтобы подбирать слова, начинающиеся на один звук, слова, оканчивающиеся на один звук, слова с одинаковым количеством слогов и т. п.

Можно играть в магазин, где средством оплаты будут служить картонные кружочки с написанными на них буквами. На каждый такой кружочек ребенок сможет «купить» предмет, в названии которого есть звук или слог в заранее оговоренной позиции: в начале, в середине, перед гласным, перед согласным, в ударном слоге, в безударном слоге. Или на монетах может быть написана цифра, а дети оплачивают ими «покупки», в названии которых имеется нужное количество звуков. (Тут важно помнить, что буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после гласной, после ь и ъ знаков передают гласный звук и предшествующий им звук Й).

Существует множество игр, которые можно использовать на занятиях по обучению детей грамоте. Эти игры помогут вам не только сделать занятие нескучным, но и развивать у детей интерес к письменной форме речи.

Публикации по теме:

Формы и методы работы по ознакомлению с природой детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателей В задачах по ознакомлению детей с природой входит задача, которая предусматривает развитие первых ориентиров в мире природы, в мире растений.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Тема: Гласный звук а и буква А. Конспекты занятий по обучению грамоте. Занятие № 1 Тема: «Гласный звук А, буква А, а. Определение места звука в словах. Деление слов на.

Консультация для педагогов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста» Подготовила: учитель-логопед Куприянова Т. В. Цель: познакомить воспитателей с основными приёмами и упражнениями по ознакомлению воспитанников.

Консультация для воспитателей «Готовность детей к обучению грамоте» Готовность детей к обучению грамоте. Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому важен весь процесс речевого.

Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» Из опыта работы. Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» Подготовила и провела учитель – логопед Ольховик Валентина Тимофеевна.

Пособие «Жираф» по обучению грамоте детей старшего дошкольного возрастаПособие «Жираф» по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Цель: совершенствование навыка звукового анализа слогов, слов. Задачи: Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Совершенствование.

Программа по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Развивайка» (5–7 лет) Пояснительная записка Программа по обучению грамоте старшего дошкольного возраста (далее программа) разработана в соответствии.

Рекомендации логопеда по закреплению лексических тем для родителей и обучению грамоте. Старшая группа Рекомендации для родителей. Тема «Есть у нас огород….» Задание 1. Отгадать загадки и нарисовать отгадки: Красная девица сидит в темнице,.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Рекомендации родителям по обучению детей дошкольного возраста ходьбе на лыжахРекомендации родителям по обучению детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах «Родителям на заметку» Обучение детей ходьбе на лыжах в дошкольном возрасте. О том, как родителям укрепить здоровье ребенка, написано.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Пишем, как слышим». Рекомендации для воспитателей и родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2017 в 21:38
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Пишем, как слышим». Рекомендации для воспитателей и родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Аносова (УИ 740568) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД