Получи документы

Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств языка

Починская Евгения
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств языка
▼ Скачать + Заказать документы

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях логопедической группы для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.

В пособиях для воспитателей массовых групп детских садов уделяется достаточное внимание формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников. Педагоги, ведущие группы детей с общим недоразвитием речи успешно используют рекомендации этих методик. Разработаны и специальные приёмы, учитывающие речевые и психологические особенности дошкольников с нарушениями речи. Этими приёмами владеют специалисты-логопеды. Воспитатели логопедических групп овладевают некоторыми из них, ведя практическую работу; кроме того, в помощь им организуются специальные курсы повышения квалификации.

Публикация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств языка» размещена в разделах

Учитывая возможности, которыми располагает воспитатель в осуществлении коррекционной работы, мы проанализировали содержание логопедических занятий с точки зрения взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.

Наблюдения за состоянием лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и особенностями формирования у них правильной речи позволили очертить объём материала для коррекционной работы, рассчитанной на два года обучения: с 5-летними детьми, имеющими – уровень ОНР (1 год); с детьми 6 лет, имеющими ОНР (1 год).

Определяя содержание работы, мы учитывали необходимость постепенного овладения материалом, концентричность его наращивания, возможности для сопоставления усвоенного материала с новым, то есть для постоянного повторения (например, работа с предлогами, над формами Родительного падежа существительных во множественном числе и т. д.).

Логопед начинает работу над каждой темой с уточнения лексического значения слова или, если оно известно, со значения его грамматической формы.

Естественно, что объём речевого материала, предназначенный для пассивного и для активного словаря, неодинаков. Для первого он всегда значительно больше. Актуализация пассивной лексики, перевод её в разряд активной, практически употребляемой осуществляется по-разному. Есть лексика, знакомство с которой на данном уровне развития речи может проводиться лишь в плане развития понимания. Это, например, притяжательные прилагательные, соотнесённые с профессиями и занятиями людей. Есть слова и формы, работу над пониманием и употреблением которых лучше распределять во времени. Это относится к таким темам, как различение родовой принадлежности прилагательных; формы множественного числа существительных на -а; пространственные предлоги «с», «из»; формы творительного падежа со значением орудийности и совместности действия. В других случаях активизировать отрабатываемый речевой материал целесообразнее непосредственно вслед за работой над его пониманием. Так, проходят упражнения с существительными, имеющими уменьшительно-ласкательные суффиксы; с формами множественного числа существительных на -ы, -и; с пространственными предлогами «на», «в»; с существительными среднего рода (определение родовой принадлежности).

Материал, отработанный на занятиях по развитию речи, по возможности сразу же включается в логопедические занятия по произношению.

Как уже отмечалось, работа по овладению детьми полным объёмом предлагаемого материала проводится логопедом и воспитателями в постоянном взаимодействии. Коррекция речевого развития в условиях группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи является основной задачей, и естественно, что в обязанности учителя-логопеда входит организационное и методическое обеспечение необходимой преемственности.

Так, например, в нашей практике чрезвычайно продуктивным оказались рекомендации логопеда воспитателю в связи с отработкой понятий величины.

Методика массового детского сада рекомендует проводить отработку понятий «большой – маленький» после того, как детьми усвоены более конкретные понятия «длинный – короткий», «высокий – низкий», поскольку дошкольники в самостоятельной речи стремятся словами «большой – маленький», понимаемыми очень широко, заменить все остальные. Тем более это необходимо учитывать при обучении дошкольников с нарушения речи. В связи с этим логопед может рекомендовать следующий порядок в работе над понятиями величины:

Старшая группа:

1. Длинный – короткий

2. Высокий – низкий

Подготовительная группа:

1. Широкий – узкий

2. Толстый – тонкий

3. Большой – маленький.

Подобное распределение материала позволило воспитателю уделять достаточно времени не только формированию каждой пары противоположных понятий, но и отработке сравнительной степени прилагательных (длиннее, короче, выше, ниже и т. д.).

Речевой материал для проведения коррекционной работы всегда определяет учитель-логопед. В зависимости от характера материала коррекционную работу с детьми начинает то логопед, то воспитатель. При этом воспитатель проводит основную работу по накоплению и уточнению словаря детей.

Работу с речевым материалом, требующим специального отбора, всегда начинает логопед. Это наиболее сложная лексика, отвечающая не только общедидактическим требованиям (доступность, наглядность, актуальность и т. д., но и специфически речевым: учитывается звуковой и морфологический состав слов, их слоговая структура, грамматическое значение, ударность отдельных морфем, синтаксические модели. Это относится, например, к таким темам, как употребление слов с определёнными морфемами (водитель, учитель, строитель, воздухоплаватель и т. п., знакомство с той или иной моделью словоизменения, это почти вся работа над развитием понимания устной речи. Общеобразовательные занятия и режимные моменты позволяют воспитателю успешно продолжать работу по активизации в речи детей данного материала.

Например, при формировании навыков словообразования важной частью работы является знакомство с понятием родственные слова. Однокоренные слова существенно обогащают словарный запас, наблюдения над ними воспитывают у детей внимание к речи, помогают формированию элементарных морфологических обобщений и способствуют появлению языкового чутья. Работу над родственными словами начинает логопед, отбирая для этого из отработанного воспитателем словаря лексику, которая позволит наиболее наглядно показать словообразовательный механизм. Например: дом – домовой, хлеб – хлебница, сахар – сахарница, салат – салатница; котлета из рыбы – рыбная котлета, суп из гороха – гороховый суп и т. д. логопед привлекает внимание детей к роли, которую играет корень слова, и объясняет, почему мы именно так обозначаем данный предмет, действие или признак.

Работа по словообразованию проводится в течение двух лет обучения постоянно на всех занятиях и в повседневной жизни. В результате дети могут самостоятельно составлять «семейки слов», подбирая к предлагаемым словам однокоренные.

Речевой материал, работу над усвоением которого целесообразно начинать воспитателю, в основном является либо обиходным, либо постоянно употребляемым в процессе непосредственной образовательной деятельности. При его отборе следует руководствоваться требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». На занятиях по развитию речи, проводимых в соответствии с Программой, и в повседневной жизни воспитатель стремится создать базу для целенаправленной логопедической работы по овладению моделями словоизменения и словообразования. Например, специального внимания требует работа по усвоению детьми словосочетаний с числительными, лексики, связанной с понятиями о величине, а также с пространственными и временными понятиями. Знакомство с данным материалом происходит на воспитательских занятиях по развитию элементарных математических представлений и в процессе общения. Так, при обучении количественному счёту и простейшим счётным операциям (+1, - 1) происходит практическое усвоение детьми форм именительного, родительного и дательного падежа количественных числительных (например, пять картинок, от двух яблок, к трём флажкам и т. п.). Логопед на этой базе получает возможность закрепить навык употребления формы множественного числа существительных (пять стульев, пней, ворон и т. д., углубить знакомство детей с категориями одушевлённости (вижу один куст, но одного волка; вижу две скамейки, но двух девочек).

Итак, воспитатель в ходе работы по усвоению Программы либо закрепляет с дошкольниками речевой материал, отрабатываемый учителем-логопедом, либо подготавливает его усвоение. Исходя из этого, мы разделили весь материал на две части:

I. Материал, в котором сгруппирована лексика, рекомендованная воспитателю для закрепления;

II. Материал, который учитель-логопед рекомендует воспитателю для подготовительных упражнений.

Резкую границу между ними не всегда возможно провести, тем не менее, рекомендуемая нами группировка в основном обусловлена разницей в характере речевого материала.

На примере планирования логопедических занятий по формированию лексико-грамматической стороны речи с 5-6–летними детьми с ТНР (старшая и подготовительная группа) покажем, как распределяется коррекционный материал между логопедом и воспитателем.

Старшая группа

Рекомендации воспитателю в работе по закреплению результатов логопедических занятий

Формирование навыков словообразования

I. Развитие понимания речи

1. Различение значений слов, сходных по звуковому составу (уменьшительно-ласкательное и нейтральное обозначение предмета; названия животных и их детёнышей в единственном и множественном числе; названия материалов, продуктов питания и соответствующих относительных прилагательных).

2. Понимание сочетаемости слов по значению (подбор разных существительных к одному глаголу; подбор разных глаголов к одному существительному); отгадывание загадок по перечислению частей предмета, его действий, признаков.

3. Различение значения незавершённости и завершённости действия.

4. Понимание значения глаголов с приставками.

5. Понимание значения существительных с приставками.

6. Различение названий животных и соответствующих притяжательных прилагательных.

II. Практическое усвоение приёмов словообразования

1. Образование и употребление уменьшительно-ласкательных названий предметов.

2. Название действий с приставками в-, вы-, у-, на- (незавершённость и завершённость действия).

3. Образование некоторых притяжательных прилагательных (от имён собственных и названий членов семьи).

Формирование грамматически правильной речи

I. Развитие понимания устной речи

1. Выделение с помощью вопросов названий предметов и действий.

2. Различение значений слов, сходных по звуковому составу (единственное и множественное число существительных; падежные формы единственного числа существительных; единственное и множественное число глаголов; настоящее и прошедшее время глагола; мужской и женский род прилагательных; единственное и множественное число прилагательных).

3. Различение категории одушевлённости и неодушевлённости предметов: а) вопросы Что это? Кто это?; б) формы прямого дополнения (Что? Кого).

4. Различение родовой принадлежности существительных (мужской и женский род).

5. Различение личных и возвратных глаголов.

6. Понимание значения словосочетаний с пространственными предлогами НА, В, С, ИЗ, ПОД, ИЗ-ПОД.

7. Выделение с помощью вопросов названий признаков.

8. Различение словосочетаний с пространственными предлогами С и ИЗ.

9. Различение форм творительного падежа со значением орудийности и совместности действия с помощью вопросов Чем? С чем?

II. Практическое овладение навыками словоизменения

1. Образование и употребление множественного числа существительных на –ы, -и.

2. Изменение глаголов 3-го лица настоящего времени в числе.

3. Изменение глаголов прошедшего времени в числе и в роде (мужской и женский).

4. Употреблений формы множественного числа существительных на –а.

5. Правильное согласование с существительными мужского и женского рода притяжательных местоимений мой, моя, количественных числительных один, одна и прилагательных в именительном падеже.

6. Правильное употребление пространственных предлогов НА, В, ПОД с существительными в единственном числе.

7. Сопоставление значений и правильное употребление предлогов С (СО, ИЗ, ИЗ-ПОД с существительными в единственном числе.

8. Согласование числительных два, две с существительными в именительном падеже.

9. Правильное употребление формы родительного падежа имён числительных один, одна, два, две (одного, одной, двух).

10. Правильное употребление формы творительного падежа единственного числа в значении совместности действия (вопросы С чем? С кем).

11. Правильное согласование прилагательного с существительными мужского и женского рода в формах винительного, родительного и дательного падежа единственного числа.

Рекомендации воспитателю

по подготовке детей к логопедическим занятиям

I. Практическое усвоение приёмов словообразования

1. Названия действий, образованные от звукоподражаний (Игра «Кто как голос подаёт?», их образование и употребление.

2. Расширение словаря за счёт существительных с конкретным значением, а также глаголов и качественных прилагательных (в соответствии с лексическими темами).

3. Названия детёнышей животных (в единственном и множественном числе).

4. Уменьшительно-ласкательные названия качественных признаков.

5. Образование относительных прилагательных (в соотнесении с материалом, продуктами питания, временами года).

6. Образование от качественных прилагательных наречий образа действия.

7. Образование степеней сравнения некоторых признаков, обозначающих величину (длинный, короткий, высокий, низкий).

I. Практическое овладение навыками словоизменения

1. Употребление прямого дополнения (единственное число существительных).

2. Употребление косвенного дополнения в родительном (У кого? Чего нет) и творительном падеже единственного числа существительных (орудийность действия).

3. Употребление предлога У (принадлежность предмета) в сочетании с существительными единственного числа.

4. Употребление глаголов в форме 3 лица настоящего времени.

5. Употребление глаголов прошедшего времени.

6. Употребление косвенного дополнения в форме дательного падежа единственного числа.

7. Правильное употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа на –ок, -ёк (много белок, много бабочек).

8. Правильное употребление личных и возвратных глаголов.

9. Правильное употребление пространственного предлога ЗА.

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки»Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки» (старшая группа) Задачи: – расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «На лесной полянке» .

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств языка
Опубликовано: 16 мая 2020 в 09:47
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств языка» (включая файлы) размещена пользователем Починская Евгения (УИ 185980) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД