МААМ-картинки

Развитие словаря детей раннего возраста в процессе ознакомления с произведениями детской художественной литературы

Елизарова Наталья Викторовна
Развитие словаря детей раннего возраста в процессе ознакомления с произведениями детской художественной литературы

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА) В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Елизарова Наталья Викторовна,

воспитатель

ЧДОУ РО «НЕРПЦ (МП)» «Православный детский сад во имя преподобного Серафима Саровского города Нижнего Новгорода»

Публикация «Развитие словаря детей раннего возраста в процессе ознакомления с произведениями детской художественной литературы» размещена в разделах

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой в современном детском саду.

Ключевые слова : развитие словаря; дети младшего дошкольного возраста; ознакомление с детской художественной литературой.

В младшем дошкольном возрасте развитие словаря детей является актуальным, так как в данном возрасте появляется потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Ребенок готов и хочет общаться, но у него нет знаний (не достаточно развит активный словарь). ФГОС ДО определяет речевое развитие детей как овладение речью, а именно как средством общения и культуры. Детская художественная литература является эффективным средством развития словаря детей дошкольного возраста, способствующим всестороннему развитию.

Благодаря средствам выразительности языка художественные произведения приобретают интонационную окраску, становятся более эмоциональны, тем самым способствуют развитию у ребёнка дошкольного возраста мышления, воображения, восприятия, а также словаря.

Для более эффективной работы в период дошкольного детства должна подбираться и использоваться правильная литература. Ей можно пользоваться не только на занятиях, но и в других видах деятельности. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т. д.). Книги, которые мы использовали в различных видах деятельности, были ярко иллюстрированы, что вызвало у ребёнка желание не только потрогать, а рассмотреть картинки и узнать, о чем это произведение.

В ходе чтения детям произведений детской художественной литературы развивали и обобщали словарный запас новыми словами и выражениями. В процессе работы с детьми происходит развитие и обогащение словаря с использованием различных форм работы, это:

• чтение книги педагогом - читали знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой;

• рассказывание художественной литературы педагогом - даёт возможность развивать коммуникативные навыки детей в процессе беседы по содержанию произведения, диалога детей с педагогом и сверстниками;

• инсценировки - повторяли наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы; учили с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок;

• заучивание наизусть - учили детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Благодаря тому, что слова повторяются неоднократное количество раз, они закрепляются и активизируются в словаре детей. Детская художественная литература написана точным, эмоциональным, образным и литературным языком, который воспринимается ребёнком.

Учитывая то, что художественные тексты воздействуют на речевое развитие ребёнка, в ходе работы были подобраны определённые тексты. Приведё м несколько примеров:

• Русские народные песенки, потешки: «Ладушки, ладушки», «Петушок, петушок», «Большие ноги», «Водичка, водичка», «Баю-бай, баю-бай», «Киска, киска, киска, брысь», «Как у нашего кота», «Пошел, кот под мосток», «Огуречик, огуречик.».

Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Как коза избушку построила», «Теремок», «Маша и медведь», «Колобок», «Волк и козлята».

Произведения поэтов и писателей России. 3. Александрова «Прятки»; А. Барто «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов «Курица с цыплятами»; В. Жуковский «Птичка»; Г. Лагздынь «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова «Баиньки».

Детская художественная литература для ребёнка-дошкольника, это реальность эмоций и чувств. Ребёнок вместе с героями переживает все события, малыш испытывает весь спектр эмоций, на протяжение чтения сказки. После этого ребёнок хочет перенести ситуацию в реальную жизнь, сам её сыграть, а это у него получиться только в игре. Мы взрослые, должны помогать ребёнку, поддерживать его и стимулировать.

Большое внимание нами так же уделяется содержанию книжного уголка - должно быть 3-4 книги по возрасту, но обязательно несколько экземпляров одного произведения, отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями.

Таким образом, система работы проведена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, выполнены все условия, мы получили положительный результат, а именно: обогащение и развитие словаря детей младшего дошкольного возраста. Дети в своей речи используют большое количество слов, отвечают на вопросы, больше стали общаться между собой, чаще стали обращаться к воспитателям.

Список литературы :

1. Белинова Н. В. Методические аспекты литературного образования детей дошкольного возраста // Нижегородское образование. 2015.№1.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. «Теория и методика развития речи детей» - 4 изд., перераб. И доп. – М. : «Академия», 2013

3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Деловая игра для педагогов «Знатоки детской художественной литературы» Цель: систематизация знаний педагогов по теоретическим и практическим вопросам использования художественной литературы в работе с детьми.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в группе раннего возраста «Репка». Знакомство с теневым театромКонспект занятия по чтению художественной литературы в группе раннего возраста «Репка». Знакомство с теневым театром Цель: Выработать умение слушать и смотреть сказку до конца. Задачи: Обучающие: Учить детей узнавать и называть сказку. Учить понимать содержание.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства» Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства Подготовительная группа Яркие.

Педагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условияхПедагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условиях «…Телевидение покоряет воображение, а не раскрепощает его. Но хорошая книга одновременно развивает и освобождает мышление…» Бруно Бетелхайм.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие словаря детей раннего возраста в процессе ознакомления с произведениями детской художественной литературы
Опубликовано: 22 декабря 2022 в 17:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД