Папки-передвижки

Сущность и содержание экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе

Каринэ Хоботова
Сущность и содержание экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы

Сущность и содержание экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе

Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и предстаёт как сознательные, избирательные его связи с различными природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребностей, а также эмоциональных отношений любви привязанности и т. д. [11, с. 32].

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Публикация «Сущность и содержание экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе» размещена в разделах

Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Экология как форма общественного сознания является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой [10, с. 23].

В России многие десятки лет существуют специализированные научно-исследовательские институты экологии. Так что многие законы и правила науки давно сформулированы, отработаны специфические методы исследований. [1].

В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности.

Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и детском саду.

Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Педагогам и родителям следует, заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе. Экологическое воспитание является составной частью экологического образования, как разностороннее взаимодействие детей - активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры. [4, c.81].

Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности.

На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Экологическое сознание выполняет важные функции:

Просветительная функция помогает воспитанникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращения опасного и необратимого нарушения экологического равновесия [3, с. 53].

Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней [1].

Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения величием и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности. Углубленное познание ими родной природы, деятельная любовь к ней обогащают и укрепляют патриотизм [3, с. 54].

Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности учащихся. Они принимают участие в том, чтобы строительство промышленных предприятий, землепользование, заготовка древесины, сбор трав -- все производилось в строгом соответствии с законом об охране окружающей среды. Экологическое сознание делает нормой для будущих участников производства строительство очистных сооружений, восстановление лесов и плодородия почв, сохранение в неприкосновенности основных природных процессов, заказников и заповедников. Экологическое сознание вовлекает воспитанников в борьбу за мир, за выживание людей, против атомной войны, неизбежно ведущей к «ядерной зиме» и гибели всего живого на Земле [13, c.5].

Прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы. Экологическое прогнозирование является непременным условием грамотного планирования, размещения производительных сил и развития всего народного хозяйства [13, c.9].

Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Определяя сущность экологического воспитания можно выделить [5, c.37] :

I. Особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

a) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

b) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

c) выработка навыков и привычек поведения в природе;

d) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

II. Значение психологического аспекта, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Г. Т. Иванова, В. В. Куратова и др. сформулировали положения о самоценности экологического воспитания; экологической культуре как новообразовании в личности, развивающемся на основе ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающейся в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе. [15, c.11].

«Экологическая культура» есть одно из проявлений общей культуры (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) [1].

Эта проблема, наиболее полно раскрывается в работах С. Н. Новиковой. По определению С. Н. Новиковой, экологическая культура - это качество личности, компонентами которой являются:

– интерес к природе и проблемам ее охраны;

– знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

– нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

– мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении [8].

На современном этапе развития человечества обращение к наукам природы связано с углубляющимся экологическим кризисом и поисками выхода из него, необходимостью экологического образования, начиная с самого раннего возраста.

В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Многие исследователи, говорят, что экологическое воспитание очень часто осуществляется односторонне, а не комплексно, без использования всех возможностей.

Существование человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры. До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, методом проб и ошибок, «на глазок», закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через систему обычаев и традиций, нередко в сиюминутных и поверхностных оценках и решениях, в соответствии с уровнем общественного развития и понимания людьми возможных экологических опасностей, их желанием и волевым настроением на преодоление экологических проблем.

Сегодня такой путь исчерпал себя полностью, требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры, что невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастания в нем роли экологического образования [21, с. 240].

В детском саду закладываются основы экологической культуры. Дошкольный возраст - этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и на трех условно выделенных «ступенях роста» данного возрастного периода. Дошкольники проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры.

В процессе развития экологической культуры младших дошкольников можно выделить три этапа. В качестве основных критериев роста следует называть приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности) и следующие проявления экологической позиции личности :

– усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребенка;

– наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

– потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе;

– бережное отношение ко всему окружающему;

– проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

– проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения [23, c.319].

Младший дошкольник приобретает экологически ориентированный личный опыт за счет:

– наблюдения различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя;

– первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо);

– выполнения предложенных воспитателем правил поведения;

– общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;

– эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках;

– ощущения потребности в знаниях экологического содержания;

– бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т. д. ;

– наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Повышение экологической культуры дошкольников, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома - планеты Земля - вот главное в жизни [19, c.51].

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности старших дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. [8].

Н. Н. Кондратьева считает, что экологическая культура, научно-технический прогресс и экологическое образование - это формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека [21, c.240].

Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. [10, c.23].

Ученые Л. Д. Бобылёва, А. Н. Захлебный, А. В. Миронов, Л. П. Печко выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура, по мнению Л. Д. Бобылёвой - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [5, c.41].

И. В. Цветкова считает, что экологическая культура включает :

– культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;

– культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

– культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы [11, c.33].

Экологическая культура, указывает Л. Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

– интерес к природе;

– знания о природе и ее охране;

– эстетические и нравственные чувства к природе;

– позитивная деятельность в природе;

– мотивы, определяющие поступки детей в природе [5, c.41].

Очевидно, что наиболее надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения страны. Важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать комплексное экологическое воспитание, предусматривающее постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая ВУЗами. Формирование экологической культуры детей должно стать важнейшей педагогической задачей. В становлении экологической культуры исключительно важная роль принадлежит годам детства - сравнительно короткому по времени отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни. [1].

Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. А такую возможность представляют буквально все занятия. В детском саду дети знакомятся с тем, что находится вокруг них, учатся наблюдать за природой. [22, c.60].

Необходимо, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета - наш дом и о нем надо заботиться.

Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.

Таким образом, проблема экологического воспитания существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Детский сад как центральная система экологического воспитания дошкольников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности детей различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность и содержание экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе
Опубликовано: 16 декабря 2021 в 17:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сущность и содержание экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе» (включая файлы) размещена пользователем Каринэ Хоботова (УИ 1185668) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД