Лучший педагог года

Связь мелкой моторики и развития грамматической стороны речи у детей с ОНР

Марина Черняева
Связь мелкой моторики и развития грамматической стороны речи у детей с ОНР

Развитие грамматической стороны речи – одна из наиболее важных задач в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Речевая патология у таких детей обусловлена теми или иными причинами, поэтому им предстоит пройти сложный путь усвоения языка как системы.

Ребенок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи, и это овладение подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать.

Публикация «Связь мелкой моторики и развития грамматической стороны речи у детей с ОНР» размещена в разделах

Появлению речи предшествует формирование уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса.

Учеными доказано, что развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Задачей взрослых является помочь малышу начать полноценно использовать возможности рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка, особенно с проблемами. Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться вызывания эмоционально-положительной реакции ребенка даже с глубокой задержкой развития на те манипулятивные действия, которые проводятся с его руками.

Много лет я работаю над проблемой грамматически правильного оформления речи у детей с общим недоразвитием речи. Дети с общим недоразвитием речи не только плохо выговаривают звуки. Их словарь очень беден – в нем мало глаголов, практически отсутствуют прилагательные и наречия. Речь их аграмматична. Они не умеют составлять рассказ, пересказывать, при описании игрушки пользуются однословными предложениями. Дети путают название цветов и геометрических фигур, плохо владеют счетом. У детей с ОНР характерным в употреблении словесных комбинаций является то, что слова, соединенные в предложения, не имеют никакой грамматической связи между собой. Дети длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Хаотичное и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств характеризует ход речевого развития детей с ОНР.

У детей с ОНР нарушена координация движений. При данном диагнозе у детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. У таких детей ярко выражена недостаточная координация пальцев при выполнении мелких операций. Это видно, когда они застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают шнурки.

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, я обратила внимание, что развитие мелкой моторики дает уникальную возможность улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму; предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников; развивать внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию, проявлять творческие способности; играя, освоить начала геометрии как на плоскости, так и в пространстве; научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов; ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

Я обратила внимание, что работа над развитием мелкой моторики рук способствует более быстрому и прочному усвоению грамматических категорий языка. Поэтому для формирования грамматически правильной речи я использую игры с различным материалом – бусами, мозаикой, крупами, нитками, пластилином. Некоторые из них я привожу в своей работе.

Думаю, предложенный мною материал может пригодиться всем логопедам, работающим в группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики как стимул развития речи у детейИспользование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики как стимул развития речи у детей Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: " Как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте?" "Как же подготовить.

Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи Давайте поиграем - игры на развитие лексико - грамматической стороны речи. Работая с детьми с ТНР, постоянно сталкиваешься с проблемой.

Формирование лексико-грамматической стороны речи «Транспорт» "Назови одним словом предметы" Автомобиль, корабль, пароход, теплоход, велосипед, ракета, поезд, лодка, катер, мотоцикл, метро, электричка.

Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста Кошелько Зинаида Ивановна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 3 г. Славянск-на-Кубани Дошкольное образование Содержание: 1. Грамматический.

Игры для развития грамматической стороны речи (консультация для родителей) Играя, ребёнок узнаёт гораздо больше, чем в обычной жизни. Через игру ребёнок принимает на себя роли, учится, самостоятельно распоряжается.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР «В гостях у сложных слов» Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе. Программное содержание: 1.

Конспект ОД для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматической стороны речи «Мебель. Части мебели» Конспект ОД для детей с ОНР 6-7 лет по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Мебель. Части мебели» Цели: Образовательная:.

Развивающие игры по формированию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группеРазвивающие игры по формированию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной.

Сравнительная характеристика сформированности грамматической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха и с ОНР СРАВНТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

«Насекомые». Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста по теме «Насекомые». Цель занятия: Образовательная:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Связь мелкой моторики и развития грамматической стороны речи у детей с ОНР
Опубликовано: 25 января 2019 в 23:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД