Папки-передвижки

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Бумагина Евгения Владимировна
Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Период адаптации к новым социальным условиям – один из наиболее сложных и важных периодов в жизни ребёнка, ведь именно в это время происходит приспособление всех систем организма (психических и физических). От того настолько быстро, благоприятно ребёнок перейдёт из состояния напряжённости в комфортное состояние, зависит и его дальнейшее включение в образовательный процесс, т. к. длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональном нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками нашего ДОУ и родителями.

Публикация «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении на сегодняшний день имеются три группы раннего возраста, в которых воспитываются дети, ранее не посещавшие детский сад и у них нет опыта адаптации; из бесед с родителями выяснилось, что уровень их компетентности по вопросам адаптации не высок, и они часто не знают, как помочь своему ребёнку в этот период; анализ кадрового состава воспитателей ясельных групп показал, что 16% из них имеют небольшой опыт работы (до 3 лет).

Моя работа, как педагога-психолога, в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду, строится в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.

Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон.

Начинаем работу уже весной. Мы организуем “Первичное визитирование” и приглашаем родителей с ребенком прийти на консультацию. О необходимости встречи с психологом родителей предупреждает заведующая. Проявляют ли родители инициативу и договариваются ли самостоятельно о времени консультации – это первый критерий прогноза. Как правило, инициативу проявляют родители, настроенные на конструктивное сотрудничество, с такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому саду. Встреча с психологом может занять около часа, о чем родителей предупреждают заранее. Во время первой встречи психолог проводит не только консультацию, но и диагностику. Исследует развитие социальных навыков ребенка и определяет особенности семейного воспитания.

Хорошим подспорьем при знакомстве с семьей является анкетирование. Анкеты родители получают заранее при “Первичном визитировании” и приходят на встречу с уже заполненной анкетой, либо заполняют ее на первой встрече в кабинете.

Психолог, общаясь с ребенком, наблюдает, как малыш адаптируется к новой ситуации. Поведение ребенка в кабинете демонстрирует модель его типичного поведения по освоению нового пространства и установления отношений с новыми людьми. Ребенок всем своим поведением покажет, как он будет осваиваться в группе. Именно здесь можно увидеть проблемы малыша, но для этого нужно быть хорошим наблюдателем.

Диагностика развития социальных навыков ребенка проходит в два этапа.

1 этап – обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений.

2 этап – исследование развития социальных навыков.

По результатам беседы с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной его адаптации и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию.

Полученный прогноз позволил спланировать дальнейшую работу с семьями будущих воспитанников составить приблизительный график прихода новых детей : в группу приходит не более 4-5 детей в неделю (не более 1 ребенка с тяжелой адаптацией в неделю). Совместно с воспитателями заполняются адаптационные листы, где прослеживаются следующие критерии: активность ребёнка в игре, активность ребёнка в речи, эмоциональное состояние, контакты ребёнка с детьми, контакты ребёнка со взрослыми, засыпание, длительность и глубина сна, аппетит. Введение в группу практически всех детей в течение месяца становится возможным за счет большой предварительной работы, как сотрудников детского сада, так и семьи.

Анализ работы ДОУ за три года показал, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно.

Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа психолога, педагогов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, индивидуальный подход к каждой семье и взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Опубликовано: 20 февраля 2022 в 16:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД