Нина Губанова
Коррекционно-развивающее занятие «Звуки [л]-[л’]. Буква Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Систематизировать знания о букве Л и звуках (Л, (ЛЬ). Закрепить зрительный образ буквы.
Коррекционно- образовательные задачи:
• Определения места звука (Л) в словах. Запоминание и воспроизведение слов с заданным звуком.
• Развитие умения детей делить слова на слоги.
• Работа над пересказом по опорным схемам с элементами творческого воображения.
Коррекционно- развивающие задачи:
• Развитие общей и мелкой моторики, слуховой памяти, внимания, ассоциативных представлений, фонематического слуха.
• Развитие зрительного гнозиса, буквенного анализ и синтез.
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие „Звуки [л]-[л’], Буква Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Коррекционно- воспитательные задачи:
• Развивать эмоциональность, воображение, умение преодолевать трудности.
• Воспитывать любовь к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ:
• Карточка «Птичьи следы».
• Картинки с изображением Вини Пуха, Совы, Ослика.
• МАЛЬЧИКИ – символы согласных звуков.
• ДЕВОЧКИ – символы гласных звуков.
• Печатная буква Л.
• Счетные палочки.
• Карточки с напечатанными словами.
• Опорная схема для рассказа.
• Силуэты животных для раскраски.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ЗВУКИ Л, ЛЬ. БУКВА Л»
Организационный момент: садится сначала тот, кто правильно ответит на следующие вопросы: чей хвост? (Лисий, волчий, беличий, лошадиный.) Чей мех? Чьи лапы? Чьё ухо?
Дети, вы догадались, о каких звуках сегодня пойдет речь? (О звуках Л, Ль).
1. АККУСТИЧЕСКИЙ И АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ЗВУКОВ (Л, (ЛЬ).
Произнесем все вместе: как летит самолет: Л-Л-Л.
Встали, руки в стороны - это крылья самолета.
Теперь взлетаем: Л-Л-Л.
Наши язычки кончиком прижимаются к верхним зубам.
(Это препятствие для прохождения воздушной струи)
Этот звук является гласным или согласным?
(Ответы детей - согласным)
Этот звук (Л) – твердый. Обозначаем его синим цветом.
Этот звук звонкий или глухой?
(Приложим руку к горлышку и проговорим Л-Л-Л.
Горлышко дрожит, голосовые связки вибрируют.)
Звук (Л) какой? (Ответы детей - звонкий)
Показываем МАЛЬЧИКА в синих шортах с колокольчиком.
Итак, звук (Л) какой?
(Ответы детей: звук (Л) – согласный, твердый, звонкий)
***Аналогично отрабатываем мягкий звук (ЛЬ).
2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ В ТВЕРДОМ И МЯГКОМ ЗВУЧАНИИ.
Сейчас мы отправляемся в полет в гости к Вини Пуху и его друзьям.
В бурном океане,
За семью морями,
Есть чудесный остров
Много там друзей.
Они живут не тужат
Все друг с другом дружат.
Мы с тобою в гости
К ним спешим скорей.
Садимся вместе в самолет
И отправляемся в полет. (Л-Л-Л)
Самолет пошел на посадку. Приземлился. И мы спускаемся по трапу.
Но трап не простой. Перед спуском нужно выполнить задание.
***Я буду произносить слоги с твердым звуком (Л, а вы с мягким (ЛЬ).
ЛА-ЛЯ, ЛО-ЛЕ, ЛУ-ЛЮ, ЛЫ-ЛИ, ЛЭ-ЛЕ. (И наоборот)
3. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВ СО ЗВУКАМИ (Л, (ЛЬ).
Нас встречает Вини Пух. Он предлагает послушать стихотворение и запомнить все слова со звуками (Л) и (ЛЬ).
На болоте лягушонок
Лапкой шевелит спросонок,
Потому что лучик-длинноножка
Лягушонку-босоножке
Летней теплой тихой ночью
Лапки ласково щекочет.
(Э. Волкова «Азбука»)
***Дети запоминают и воспроизводят слова со звуками (Л) и (ЛЬ).
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
1) Скорей садимся в самолет
И отправляемся в полет.
(Бег по кругу, руки в стороны)
2) Вини Пух нас здесь встречает
Радуется, обнимает.
(Изобразить походку медвежонка, крепко обнять себя)
3) Рядом скачет кенгуру
Они играют в чехарду.
(Прыжки на месте)
4) Ослик и тигра в жмурки играют.
На теплом песке Пятачок загорает.
(Прикрыть глаза ладонями, покружиться)
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА (Л) В СЛОВАХ.
Сейчас мы отправляется в гости к мудрой Сове. Она предложит нам задание.
В случае нашего успеха, мы встретимся с другим героем.
Сова приготовила загадки.
*** Отгадайте их и определите место звука (Л) в словах отгадках.
1) Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи плачет
Сушит на зиму грибы? (Белка)
2) Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
3) Под крышкой четыре ножки,
А на крышке суп да ложки.
(Стол)
6. ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.
После затейницы Совы нас встречает ослик ИА. Он не смог справиться с заданием. Не мог определить количество слогов в словах.
*** Давайте поможем ему определить количество слогов в словах.
КАРТИНКИ: СЛОН, КРЫЛО, ПАЛАТКА. Какие гласные прячутся в слове КРЫЛО?
• Вспомним правило!
В слове столько слогов, сколько (гласных звуков).
• Прохлопаем это слово.
*Аналогичную работу проводи с другими словами.
7. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ.
Ребята, я вам открою тайну. И твердый звук (Л) и мягкий звук (ЛЬ) обозначаются одной буквой Л. (Показать печатную букву)
Согласятся все со мной
Буква Л – шалаш лесной.
1) Повторите это стихотворение.
2) Пропишите букву Л одной рукой в воздухе, другой рукой, двумя руками.
Пропишите букву Л головой, глазами.
3) Выложите букву Л палочками.
8. ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ «Вставь пропущенные буквы»
Ослик просит помочь ему выполнить еще одно задание.
Какую букву нужно вписать, чтобы получилось слово ПАЛКА?
*** ПА…КА, ПАЛ…А, ПАЛК, П…ЛК… .
9. ИГРА «УЗНАЙ ПО КОНТУРУ»
Вас приветствует ПЯТАЧОК.
ПЯТАЧКУ подарен был фотоаппарат.
Этого подарка он ждал давно.
Он очень рад.
Но фотографировать пока не научился.
Вот и угадайте
кто на кадрах получился?
*** По контуру определите животное (ВОЛК,ЛИСА)
10. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ.
Мудрая Сова написала рассказ о своих друзьях и о нас. Но написала его не словами, а рисунками.
Давайте попробуем восстановить ход событий нашего путешествия.
(Логопед показывает детям опорную схему, на которой изображены основные герои и события).
Дети составляют рассказ по опорным картинкам.
РАССКАЗ.
Мы решили путешествовать на самолете. И попали на очень красивый остров.
На этом острове нас встретил Вини Пух. Мы познакомились с мудрой Совой, которая любит всем загадывать загадки. Затем мы побывали в гостях у грустного ослика ИА-ИА, который познакомил нас с буквой Л. Пятачок просто обожает фотографировать и дарить фото своим друзьям. Мы с ними очень подружились.
11. ЗАДАНИЕ
Каждому ребенку выдается силуэты животных (ВОЛК, ЛИСА).
• Раскрасьте этих животных в свободное время.
• В каком слове твердый звук (Л, в каком слове мягкий звук (ЛЬ?
ЛИТЕРАТУРА
1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. «Детство Пресс»,2006 г.
2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. обучение грамоте детей с нарушениями речи.
Творческий центр-2008 г.
3. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников.
Ярославль, Академия развития 2008 г.
4. Колесникова Е. Г.. Обучение грамоте в детском саду.
Творческий центр-2005 г