Лучший педагог года

Толерантность как средство преодоления неприязни

Григорьева Ольга Николаевна
Толерантность как средство преодоления неприязни

Все люди разные. Это простое утверждение, которое редко подвергается сомнению и обычно принимается на веру в современной рабочей обстановке. Однако выявление и, оценка индивидуальных различий приобрели значение только недавно.

Некоторые различия между людьми очевидны с первой встречи. Другие выявляются только после длительного общения. Нет ничего, что демонстрировало бы индивидуальные различия и поведение быстрее, чем совместная работа в составе команды. В команде вы встретите множество индивидуальных особенностей. Если мы хотим строить позитивные отношения, нужно рассмотреть четыре типа особенностей:

1. Стиль межличностного общения.

2. Личный стиль поведения.

Публикация «Толерантность как средство преодоления неприязни» размещена в разделах

3. Опыт и жизненный путь.

4. индивидуальные особенности.

Быстрая речь, активная жестикуляция, привычка отмалчиваться - это примеры различий в стиле межличностных отношений. Другой пример: один человек расспрашивает вас о вашей семье, а другой даже не поздоровается при встрече. То, как человек взаимодействует с другими, помогает нам выявить стиль его межличностных отношений. Межличностный стиль может отражать также индивидуальные особенности личности. Наши личности играют большую роль в определении эффективности команды. Дружелюбное или враждебное отношение людей друг к другу оказывает большое влияние на эффективность их совместной работы.

Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. Ведь как отмечал отечественный философ Ю. А. Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого в человеке». И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т. д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т. е. совестливым.

В содержании понятия «толерантность» А. Г. Асмолов выделяет три основных аспекта: один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой - с терпимостью, третий с допуском, допустимостью, допустимым отклонением.

Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса - политического, экологического, нравственного и т. д., исследователи проблемы толерантности отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят в толерантности «идеал и жизненно важный принцип», полагая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации». Другие считают, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество». Несмотря на столь сильные различия в оценке толерантности, всех ученых объединяет уверенность в необходимости борьбы с ее антиподом, интолерантностью, которая встречается в разнообразных формах в нашей жизни.

Моделью толерантных отношений в современном понимании, по мнению французского исследователя М. Конша, является такое сообщество, в котором господствуют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению. Толерантность - «. это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таким образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия, но, напротив, совместно с сущностью мира» Оно включает уважение человеческого достоинства, которое не допускает рассмотрения человека в качестве средства.

Толерантность как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, психологические словари отражают скорее лишь его психофизиологический аспект. Толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне это проявляется в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. Толерантность, как признание прав другого и, тем самым, обретение дружелюбия, миролюбия и способности воспринимать другого как себе подобного, равного, претендующего на понимание, сочувствие, принятие, а не как чужеродного, требующего отторжения.

Пытаясь найти верный путь рассмотрения такой толерантности, многие авторы трактуют ее как единство негативного внутреннего отношения к объекту (неприятие, осуждение) и позитивного внешнего действия в его адрес (принятие, допущение). Это не только спорно, но и просто запутывает. Если я плохо отношусь к другому и вынужден или должен его терпеть, чтобы считать себя толерантным или просто воспитанным и т. д., это -- условия воспитания человека двойственного. Толерантность предполагает принятие другого таким, какой он есть. И подобно тому, как психолог, не идентифицируясь с клиентом, принимает его и следует за ним, толерантность предполагает такое же мысленное движение к пониманию. При этом, вовсе не отказываясь от собственной позиции, но и не навязывая ее партнеру. Понятие «толерантность» исходно объединяет в себе смыслы терпеливости, выносливости (как способности выдерживать нечто) и терпения, терпимости (как следствие осознанного выбора и как атрибут воспитания, что весьма важно для выхода на проблему толерантности в обществе, а также для всего дальнейшего нашего рассмотрения толерантности как проблемы воспитания. Утрата в нашем тезаурусе связи толерантности с воспитанием элиминирует весьма существенный аспект, этимологически воссоздаваемый, но как бы хорошо забытый. Его необходимо восстановить по многим основаниям и, прежде всего, для самой системы воспитания.

Важно начать подготовку кадров, ориентированных на преподавание в духе толерантности. Для этого необходимо расширять «научное движение», в которое добровольно на почве заинтересованности в позитивном развитии будут включены единомышленники, поддерживающие это движение, - преподаватели, аспиранты, студенты, прежде всего, психолого-педагогических факультетов. Программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между различными группами (возрастными, этническими, социальными, культурными, религиозными). Важно ввести в программу соответствующих курсов вузовских дисциплин (социальной психологии и педагогики, психологии личности, акмеологии и конфликтологии, этнопсихологии и этнопедагогики, культурологии и религиоведения, ну и, конечно же, психологии соответствующие аспекты рассмотрения толерантности. Более того, целесообразно разработать курс психологии толерантности.

Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Публикации по теме:

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии .

Классный час «Толерантность — путь к миру» Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет: признаки и пути преодоления» Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Любили тебя безо всяких причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за.

Лэпбук как средство развития ребёнкаЛэпбук как средство развития ребёнка Федеральный Государственный Образовательный Стандарт побуждает воспитателей искать новые подходы и идеи в своей педагогической деятельности.

НОД «Путешествие в страну Толерантность» в подготовительной группеНОД «Путешествие в страну Толерантность» в подготовительной группе НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну Толерантность»Цель: знакомство детей с понятием «толерантность», воспитание гуманности.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Родительское собрание «Толерантность в развитии конфликтов» в подготовительной группе Время проведения: на усмотрение воспитателя. Форма проведения: игра – тренинг. Продолжительность: 1 – 1,5 часа. Цель: ознакомить родителей.

Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации»Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации» 11 января 2017 года в МБДОУ «Теремок» с. Покровское проведен образовательный семинар " Портфолио педагога как показатель его компетентности".

Стенгазета как средство информации в ДОУСтенгазета как средство информации в ДОУ Стенгазета - это одно из средств работы с родителями в детском саду. Стенгазеты могут отражать самый разнообразный информационный материал. При.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Толерантность как средство преодоления неприязни
Опубликовано: 21 июля 2020 в 17:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД