Папки-передвижки

Творческий проект «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора» (17 фото)

Варывдина Юлия Вячеславовна
Творческий проект «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы

Творческий проект «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора»

Тип проекта : творческий

Возраст: 5-7 лет

Продолжительность проектной деятельности :

сентябрь 2019г. – май 2020 г. (9 мес., долгосрочный

Участники проекта : дети, педагоги, родители

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие

Актуальность проекта :

Публикация «Творческий проект „Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора“» размещена в разделах

Изучение фольклора представляет интерес в условиях современности. Ребёнку доступно и понятно народное творчество. Фольклор обладает огромной художественной и воспитательной ценностью : формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь эпитетами, поэтическими оборотами. Таким образом, фольклор становится близким детям, способствует пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быта.

Фото «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора»

Цель проекта : заинтересовать и приобщить детей и взрослых к народным праздникам, традициям, обычаям.

Задачи проекта :

развивать интерес детей к народному творчеству, познакомить с народными играми, традициями, обычаями.

обучать игре на ударных народных инструментах, разучивать народные песни, потешки, знакомить с народными играми.

формировать у детей потребность получать новые знания о фольклоре.

воспитывать любовь к народному творчеству через игру.

Продукты проекта :

для детей: участие в фольклорных праздниках («Масленица», «Рождественские святки», «Троица святая»).

для педагогов: презентация проекта «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора».

для родителей: просмотр и участие в фольклорных праздниках вместе с детьми, фотоотчёт о проведенных мероприятиях.

Изготовление атрибутов к народному костюму совместно с родителями. Изготовление шумовых инструментов совместно с родителями.

Предполагаемый результат проекта :

для детей: знания о народных праздниках, традициях, обычаях

для родителей: активно вовлечены в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность в образовательном процессе ДОУ

для педагогов: реализация основной цели проекта.

Творческий проект - фото

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени.

А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание» : «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре.» Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :

• Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

• Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

• Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

• Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

• Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

• Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

• Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

• Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

Фото №1 Тип проекта творческий Возраст лет Продолжительность

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

В основе большинства игр — народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Мелодическое и ритмическое начало позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

Главная особенность игры — её самодеятельный характер, именно здесь, как нигде раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка.

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Чижик» мы используем попевку:

По дубочку постучишь,

Прилетает сизый чиж.

У чижа, у чижика

Хохолочек рыженький.

Чижик по морю летал,

Одной ножкой всё махал.

Чиж, чиж, прилетай,

Себе пару выбирай!

Фото №2 Проекты творческие проектной деятельности сентябрь г

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

Самомассаж.

Шевеление пальчиков.

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.

Разведение пальцев и их сведение.

Хлопки.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Помахивание кистями - сверху вниз.

Помахивание кистями к себе и от себя.

Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:

Скок-скоп, поскок,

Молодой дроздок.

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодиченька,

Невеличенька.

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Фото №3 Проекты планы недели Народная культура фольклор Проекты творческие Проекты

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании игры «Ворота»

Тра-та-та, тра-та-та,

Отворяйтесь ворота.

Как из этих из ворот

Вышел маленький народ.

Таня бабушка такая….

Ваня дедушка такой….

Петя зайчик вот какой….

Маша кошечка такая….

И т. д.

Дети, проходя через инсценированные ворота, стараются показать и мимикой и жестами предложенного ведущим персонажа. В дальнейшем роль ведущего может исполнять каждый ребёнок.

Фото №4 Проектная деятельность Работа музыкального руководителя Фольклор

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

Веники, веники,

Веники по мелики.

На печи валялися,

С печки оборвалися.

Кум Гаврила, кум Гаврила,

Я Гавриле говорила,

Веретёна не точены,

В бане веники мочёны.

Огромное значение в народных играх отдается Хороводным играм. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет.

Фото №5 Проекты планы Темочки Изучение фольклора представляет интерес в условиях современности

Хороводная игра «Пузырь». Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не рвись!

Фото №6 Ребёнку доступно и понятно народное творчество

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина. Одна из таких игр «Кострома»

«Кострома, Кострома,

Государыня моя.

У Костромушки кисель с молоком,

У Костромушки блины с творогом.

Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.

Фото №7 Фольклор обладает огромной художественной и воспитательной ценностью формирует художественный вкус ребёнка обогащает речь эпитетами поэтическими оборотами

И, наконец, итогом всей работы для детей становятся празднования календарных праздников.

Русские календарные праздники — уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. Осенние праздники — праздник урожая, праздник хлеба, Покров.

Зимние праздники – Святки, Колядки, Масленица. Кричат заклички солнышку и птичкам, а зиму прогоняют. Обрядовая еда — блины, включение в общее действо, оно особенно важно для маленьких детей.

Фото №8 Таким образом фольклор становится близким детям способствует пробуждению любви к родной природе национальному искусству развитию интереса к истории народа его быта Фото №9 Цель проекта заинтересовать и приобщить детей и взрослых к Фото №10 Народная культура фольклор народным праздникам традициям обычаям

Так же очень важно каждое своё действие озвучить музыкально и тут нам на помощь приходят народные музыкальные инструменты.

Начинать обучать игре на народных музыкальных инструментах надо как можно раньше.

В народной педагогике в качестве первых музыкальных инструментов для детей использовались звучащие игрушки свистульки, жужжалки, погремки.

Кроме того, существовал ряд так называемых инструментов «одного дня» — свистули из акаций и одуванчиков, дудки из тростника, соломы, бересты, которые дети делали сами.

Дети постарше осваивали игру на балалайке, гуслях, рожке свирели, гармонях. В качестве музыкальных инструментов успехом использовались и предметы быта — коса, стиральная доска, ухват, печная заслонка, самоварная труба, расческа.

Фото №11 Задачи проекта развивать интерес детей к народному творчеству познакомить с народными играми традициями обычаями Фото №12 обучать игре на ударных народных инструментах разучивать народные песни потешки знакомить с народными играми Фото №13 формировать у детей потребность получать новые знания о фольклоре

Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

Фото №14 воспитывать любовь к народному творчеству через игру
Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора»
Опубликовано: 5 апреля 2020 в 11:58
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Варывдина Юлия Вячеславовна (УИ 1254762) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД