Наташа Крайнюченко
Учебно-наглядное пособие по обучению грамоте дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Для старших дошкольников с общим недоразвитием речи решение этой проблемы имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.
Интерес к проблеме готовности к обучению грамоте старших дошкольников обусловлен постоянно возрастающей в современных условиях ролью чтения и письма как деятельности, которая обеспечивает общекультурные и интеллектуальные ценности.
Публикация «Учебно-наглядное пособие по обучению грамоте дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.
Основная цель занятий по обучению детей грамоте не столько обучающая, столько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.
Главное место в обучении детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формулируя фонетический и речевой слух ребенка.
Цель
[/b]– оптимизация процесса по обучению грамоте, разнообразие в приемах обучения, близких детскому восприятию.
Для достижения данной цели в течение учебного года решаются следующие задачи.
Задачи:
[/b]
Образовательные:
• Формирование прочных навыков в обучении грамоте.
Развивающие:
• Развивать фонематический слух детей: совершенствовать умение различать на слух все фонемы родного языка изолированно и в звуковом окружении;
• Развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, освоение основных элементов русского письма;
• Создавать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению навыками письма, вызывая чувство удовлетворения от работы;
• Развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы с символами (обозначение звуков) и знаками (буквами);
• Развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, аналитическое мышление, творческие способности.
Воспитательные:
• Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность;
• Вызывать у детей положительное отношение к обучению грамоте.
Категория участников:
[/b] дети 6 – 7 лет, посещающие логопункт, учитель-логопед
Содержание:
[/b] Пособие включает в себя графические задания на весь учебный год - на развитие фонематического слуха, знакомство с гласными и согласными звуками и буквами русского языка, работа с предложением.
Пособие разделено на несколько частей:
1. Развитие фонематического слуха: после определения характеристики заданного звука (в данном случае Д - ДЬ) дети закрашивают кружочки синим и зеленым цветом (сигнальчики твердого и мягкого согласного) и картинки распределяют по нужным кружочкам (если в слове слышится согласный твердый звук – синий кружочек, если мягкий согласный звук - зеленый).
2. Звуковой анализ слов: даны две картинки в названии которых есть заданный твердый и мягкий согласный звук. Дети карандашами с помощью педагога (или самостоятельно) выполняют звуковой анализ слов. В дальнейшем здесь можно выполнять звуко-буквенный анализ. В верхнем ряду таблицы дети выполняют звуковой анализ слова, а в нижней – буквенный.
3. Знакомство с образом буквы: выделение элементов буквы, обведение контура буквы пальцем, закрепление знания о том, какие звуки обозначаются этой буквой, после чего дети закрашивают букву синим и зеленым цветом пополам.
4. Развитие графических навыков: печатание буквы Д.
В середине учебного года в задачи обучения входит работа с предложениями (придумывание предложений разной сложности, знакомство со схемой предложения и правилами предложений; выкладывание или запись схем предложений).
В графическом пособии предусмотрены задания для работы с предложением.
Например:
[/i] под цифрой 1. картинка с пчелами, по которой дети придумывают предложение состоящее из 2 – 4 слов, составляют схему на доске и дублируют ее под картинкой.
Задания по обучению грамоте
Итоги:
[/i] к концу учебного года дети показали хорошие результаты по обучению грамоте.
• Достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
• Умеют правильно давать характеристику звука;
• Владеть понятиями «звук», «буква», «слово», «предложение»;
• Свободно читать слоги и слова, плавно читать по слогам;
• Составлять предложения с заданным словом, по картинке, заканчивать предложение нужным по смыслу словом и т. д. ;
• Правильно согласовывать слова в предложении;
• Ориентироваться на листе с заданием;
• Овладели навыком печатания букв.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Литература.
[/b]
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР – Программа. – М. 2008.
2. Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная группа. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. – Скрипторий, 2003.
3. Интернет ресурсы:
http://www.raskraska.ru/azbuka/sh.html
https://sites.google.com/site/logopedonlain/logopediceskie-upraznenia/avtomatizacia-zvukov