Приложение МААМ

Урок родного (русского) языка в 4 классе «Лексика, заимствованная русским языком из языков народов мира»

Заякина Александра
Урок родного (русского) языка в 4 классе «Лексика, заимствованная русским языком из языков народов мира»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок родного (русского) языка в 4 классе

Тема урока : Лексика, заимствованная русским языком из языков народов мира.

Дата: 22.11.2021

Цель урока : познакомить с заимствованными словами,

создать условия для выявления заимствованных слов и употребления их в собственной речи.

Планируемые результаты:

-умение выделять заимствованные слова в тексте;

Публикация «Урок родного (русского) языка в 4 классе „Лексика, заимствованная русским языком из языков народов мира“» размещена в разделах

-знание причин заимствования слов;

-умение находить значение заимствованных слов в словаре иностранных слов;

-умение работать в парах, группах.

Оборудование: тетрадь, карточки со словами из словаря.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока : изучение нового материала.

Ход урока.

I.Самоопределение к деятельности.

(Психологический настрой)

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь

-Организация рабочих мест.

II.Актуализация знаний, Сообщение темы урока.

1. Фронтальная работа.

-Послушайте стихотворение, подумайте. О чем пойдет речь на уроке?

Каждое слово живое,

С особой, своей судьбою,

Бежали столетья и годы,

По-разному жили народы,

Торговлю вели, воевали,

Бранились, а после мирились,

Жить в добром соседстве учились.

И вот результат их общенья-

Волшебное слов превращенье,

Так, в языке зародившись одном,

Слово потом оказалось в другом,

Немало прошло испытаний,

То смысл поменяв, то звучанье,

Слово по вкусу пришлось языку,

-Буду жить у тебя, никуда не уйду!

-О каких словах мы будем говорить сегодня на уроке (О словах, которые пришли к нам из других языков.)

-Это заимствованные слова.

-Прочитайте на слайде (на доске) :

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с такими словами. Узнаем причины заимствования слов, выясним с помощью каких словарей можно найти значение заимствованных слов. Мы даже и не подразумеваем, насколько много в русском языке таких слов.

IV.Открытие новых знаний.

-Ребята, представьте, что вы попали на остров под названием «Заимствованные слова»

Путешествуя по острову, мы будем делать следующие остановки.

1. Станция «Угадай-ка»

Отгадайте загадки:

На корабле ходить я буду,

Когда на Флот служить пойду.

И тот корабль, подобно чуду,

Взметает встречную волну.

На нём живёт его команда -

Все люди разных возрастов.

Я буду младшим, это правда,

А кто назвать меня готов?

(Матрос)

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся. (Клоун)

Раньше такого умного друга

У школьников не было в нашей округе.

Теперь в каждом доме, на каждом столе,

Стоит он, помощник тебе да и мне.

Рисует, считает, хоть что вычисляет,

А если захочешь, в игру поиграет.

Он — ЭВМ. Это имя одно.

А как по-другому зовем мы его? (Компьютер)

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки.

(Земляника)

Бурый, косолапый

По лесу бредёт.

Любит "одолжить" он

У лесных пчёл мёд. (Медведь)

Кольцо с каким-нибудь драгоценным камнем для пальца руки. (Перстень)

- Объясните значение записанных слов. Распределите в 2 группы.

Земляника, медведь, перстень

Матрос, компьютер, клоун

--Почему легко было объяснять значение слов первой группы?

Эти слова исконно русские или общеславянского происхождения, а русский язык – один из славянских языков. (Земляника – собственно русское слово, «земляная ягода»; медведь – общеславянское слово; «едящий мед», «медоед»; перстень- общеславянское слово; перст соответствует современному слову палец, обозначает предмет, который надевают на палец).

-Почему сложно объяснить значение слов второй группы?

В них трудно выделить части слова.

-Эти слова пришли к нам из других языков. Это заимствованные слова : Оказывается, в нашей речи очень много заимствованных слов. А каковы причины заимствования? (Появлялись новые предметы, события, занятия, а вместе с ними новые слова)

2. Станция «Причины заимствования»

-Прочитайте стихотворение. Найдите заимствованные слова.

А из Англии

Футбол

Прямо в бутсах к нам пришёл,

Вслед за ним пришёл хоккей,

А до этого жокей,

Теннис, яхта, бокс, рекорд.

Чемпион, тайм-аут, спорт.

Я. Козловский

-Что обозначают выделенные слова?

-Как вы думаете, что послужило причиной заимствования иноязычной лексики?

Основной причиной заимствования иноязычной лексики признается отсутствие соответствующего понятия в основной базе языка. Очень часто слово появляется вместе с предметом или понятием.

-Откройте словарь иностранных слов, прочитайте значение этих слов.

-Спишите слова, заимствованные из английского языка, располагая их по алфавиту.

VI.Физкультминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

3. Станция «Словари»

-Разделимся на четыре группы. Каждая группа получает задание, найти значение слов в толковом словаре С. И. Ожегова (карточки со словами из словаря).

1гуппа - библиотека

2группа-микроскоп

3группа-фотография

4группа-телеграмма

Командиры групп читают значение слов.

-Делаем вывод, как найти значение заимствованных слов? (В толковом словаре или словаре иностранных слов)

4. Станция «Викторина»

-Даже этого не подозревая, вы умеете говорить на разных языках.

-Ребята, сейчас разделимся на две группы. Выясним, кто лучше знает иностранные слова.

1. Дежурство на корабле по-голландски? (Вахта)

2 Гостиница по- французски? (Отель)

3. Меткий стрелок по- английски? (Снайпер)

4. Перерыв, отдых у школьников после каждой учебной четверти по -латински? (каникулы)

5. Брюки из плотной хлопчатобумажной ткани, окрашенной в синий цвет по–английски? (Джинсы)

6. Воображаемая линия, где небо сходится с землей по-гречески? (Горизонт)

-Молодцы! Хорошо справились с заданием.

-Из каких языков пришли в наш русский язык эти слова?

-А теперь проверим, как вы запомнили написание отгаданных слов.

Словарный диктант.

Подумайте, какие предложения вы составите с данными словами. Поставьте знак ударения, в записанных словах

Вахта, отель, снайпер, каникулы, джинсы, горизонт.

(Матрос заступил на вахту. На летних каникулах я отдыхал у бабушки в деревне. На горизонте показался долгожданный корабль.

-Запишите предложения, подчеркните основу. Каким членом предложения являются заимствованные слова в данных предложениях.

.-Работа в парах. Взаимопроверка.

VI.Подведение итогов. Рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие слова называются заимствованными?

-Каковы причины заимствования?

-С каким новым словарём вы познакомились?

VII.Домашнее задание.

Составить три предложения с заимствованными словам

Публикации по теме:

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: - обобщение и систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок родного (русского) языка в 4 классе «Лексика, заимствованная русским языком из языков народов мира»
Опубликовано: 30 ноября 2021 в 09:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок родного (русского) языка в 4 классе «Лексика, заимствованная русским языком из языков народов мира»» (включая файлы) размещена пользователем Заякина Александра (УИ 2779021) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД