Папки-передвижки

Урок родного (русского) языка в 4 классе «Лексика, заимствованная русским языком из языков народов мира»

Заякина Александра
Урок родного (русского) языка в 4 классе «Лексика, заимствованная русским языком из языков народов мира»

Урок родного (русского) языка в 4 классе

Тема урока : Лексика, заимствованная русским языком из языков народов мира.

Дата: 22.11.2021

Цель урока : познакомить с заимствованными словами,

создать условия для выявления заимствованных слов и употребления их в собственной речи.

Планируемые результаты:

-умение выделять заимствованные слова в тексте;

Публикация «Урок родного (русского) языка в 4 классе „Лексика, заимствованная русским языком из языков народов мира“» размещена в разделах

-знание причин заимствования слов;

-умение находить значение заимствованных слов в словаре иностранных слов;

-умение работать в парах, группах.

Оборудование: тетрадь, карточки со словами из словаря.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока : изучение нового материала.

Ход урока.

I.Самоопределение к деятельности.

(Психологический настрой)

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь

-Организация рабочих мест.

II.Актуализация знаний, Сообщение темы урока.

1. Фронтальная работа.

-Послушайте стихотворение, подумайте. О чем пойдет речь на уроке?

Каждое слово живое,

С особой, своей судьбою,

Бежали столетья и годы,

По-разному жили народы,

Торговлю вели, воевали,

Бранились, а после мирились,

Жить в добром соседстве учились.

И вот результат их общенья-

Волшебное слов превращенье,

Так, в языке зародившись одном,

Слово потом оказалось в другом,

Немало прошло испытаний,

То смысл поменяв, то звучанье,

Слово по вкусу пришлось языку,

-Буду жить у тебя, никуда не уйду!

-О каких словах мы будем говорить сегодня на уроке (О словах, которые пришли к нам из других языков.)

-Это заимствованные слова.

-Прочитайте на слайде (на доске) :

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с такими словами. Узнаем причины заимствования слов, выясним с помощью каких словарей можно найти значение заимствованных слов. Мы даже и не подразумеваем, насколько много в русском языке таких слов.

IV.Открытие новых знаний.

-Ребята, представьте, что вы попали на остров под названием «Заимствованные слова»

Путешествуя по острову, мы будем делать следующие остановки.

1. Станция «Угадай-ка»

Отгадайте загадки:

На корабле ходить я буду,

Когда на Флот служить пойду.

И тот корабль, подобно чуду,

Взметает встречную волну.

На нём живёт его команда -

Все люди разных возрастов.

Я буду младшим, это правда,

А кто назвать меня готов?

(Матрос)

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся. (Клоун)

Раньше такого умного друга

У школьников не было в нашей округе.

Теперь в каждом доме, на каждом столе,

Стоит он, помощник тебе да и мне.

Рисует, считает, хоть что вычисляет,

А если захочешь, в игру поиграет.

Он — ЭВМ. Это имя одно.

А как по-другому зовем мы его? (Компьютер)

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки.

(Земляника)

Бурый, косолапый

По лесу бредёт.

Любит "одолжить" он

У лесных пчёл мёд. (Медведь)

Кольцо с каким-нибудь драгоценным камнем для пальца руки. (Перстень)

- Объясните значение записанных слов. Распределите в 2 группы.

Земляника, медведь, перстень

Матрос, компьютер, клоун

--Почему легко было объяснять значение слов первой группы?

Эти слова исконно русские или общеславянского происхождения, а русский язык – один из славянских языков. (Земляника – собственно русское слово, «земляная ягода»; медведь – общеславянское слово; «едящий мед», «медоед»; перстень- общеславянское слово; перст соответствует современному слову палец, обозначает предмет, который надевают на палец).

-Почему сложно объяснить значение слов второй группы?

В них трудно выделить части слова.

-Эти слова пришли к нам из других языков. Это заимствованные слова : Оказывается, в нашей речи очень много заимствованных слов. А каковы причины заимствования? (Появлялись новые предметы, события, занятия, а вместе с ними новые слова)

2. Станция «Причины заимствования»

-Прочитайте стихотворение. Найдите заимствованные слова.

А из Англии

Футбол

Прямо в бутсах к нам пришёл,

Вслед за ним пришёл хоккей,

А до этого жокей,

Теннис, яхта, бокс, рекорд.

Чемпион, тайм-аут, спорт.

Я. Козловский

-Что обозначают выделенные слова?

-Как вы думаете, что послужило причиной заимствования иноязычной лексики?

Основной причиной заимствования иноязычной лексики признается отсутствие соответствующего понятия в основной базе языка. Очень часто слово появляется вместе с предметом или понятием.

-Откройте словарь иностранных слов, прочитайте значение этих слов.

-Спишите слова, заимствованные из английского языка, располагая их по алфавиту.

VI.Физкультминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

3. Станция «Словари»

-Разделимся на четыре группы. Каждая группа получает задание, найти значение слов в толковом словаре С. И. Ожегова (карточки со словами из словаря).

1гуппа - библиотека

2группа-микроскоп

3группа-фотография

4группа-телеграмма

Командиры групп читают значение слов.

-Делаем вывод, как найти значение заимствованных слов? (В толковом словаре или словаре иностранных слов)

4. Станция «Викторина»

-Даже этого не подозревая, вы умеете говорить на разных языках.

-Ребята, сейчас разделимся на две группы. Выясним, кто лучше знает иностранные слова.

1. Дежурство на корабле по-голландски? (Вахта)

2 Гостиница по- французски? (Отель)

3. Меткий стрелок по- английски? (Снайпер)

4. Перерыв, отдых у школьников после каждой учебной четверти по -латински? (каникулы)

5. Брюки из плотной хлопчатобумажной ткани, окрашенной в синий цвет по–английски? (Джинсы)

6. Воображаемая линия, где небо сходится с землей по-гречески? (Горизонт)

-Молодцы! Хорошо справились с заданием.

-Из каких языков пришли в наш русский язык эти слова?

-А теперь проверим, как вы запомнили написание отгаданных слов.

Словарный диктант.

Подумайте, какие предложения вы составите с данными словами. Поставьте знак ударения, в записанных словах

Вахта, отель, снайпер, каникулы, джинсы, горизонт.

(Матрос заступил на вахту. На летних каникулах я отдыхал у бабушки в деревне. На горизонте показался долгожданный корабль.

-Запишите предложения, подчеркните основу. Каким членом предложения являются заимствованные слова в данных предложениях.

.-Работа в парах. Взаимопроверка.

VI.Подведение итогов. Рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие слова называются заимствованными?

-Каковы причины заимствования?

-С каким новым словарём вы познакомились?

VII.Домашнее задание.

Составить три предложения с заимствованными словам

Публикации по теме:

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: - обобщение и систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок родного (русского) языка в 4 классе «Лексика, заимствованная русским языком из языков народов мира»
Опубликовано: 30 ноября 2021 в 09:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД