Наталья Батуро
Урок русского языка во 2 классе «Парные согласные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Парные согласные»
Цели урока: Формировать умение различать парные согласные.
Задачи урока:
личностных результатов:
формирование ответственного отношения к обучению, мотивации к познанию.
метапредметных результатов:
Формировать умение:
принимать и сохранять цель урока;
находить способы решения поставленной цели по определению парного согласного на конце слова;
планировать, контролировать и оценивать свои действия;
слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
Публикация «Урок русского языка во 2 классе „Парные согласные“» размещена в разделах
- Гласные и согласные
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
провести рефлексию своих действий на уроке;
предметных результатов:
формировать умение определять парную согласную на конце слова.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: изображение Красной Шапочки, бабушки и волка, иллюстрация сороки, ёлочка со словарными словами, шишки- буквы, изображение волка в постели, изображение пчелы, звёздочки, волшебная палочка-указка, учебник, карточки-слова, наборное полотно.
Ход урока:
1. Оргмомент:
Учитель: Ребята! Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке, познакомимся с её героями и повторим всё, что знаем о парных согласных.
2. Чистописание:
Учитель: А чтобы мы с вами оказались в сказке, надо очень красиво и без ошибок выполнить у себя в тетрадях то, что записано у меня на доске (показываю):
СС сс
Сказка, сказочка, сказочник.
Сегодня мы побываем в сказке.
Учитель: Что записано на первой строчке?
Ответ: На первой строчке записано упражнение: две заглавных буквы «эс» и две сточные буквы «эс».
Учитель: Сейчас мы запишем точно такое упражнение к себе в тетрадь и продолжим его выполнять по образцу до конца строчки с проговариванием (проговаривают шёпотом).
Учитель: Положили ручки. Сели правильно.
- Что записано на второй строчке? Прочитаем хором (читают).
Ответ: На второй строчке записаны слова.
Учитель: Что вы можете сказать об этих словах?
Ответ: Это однокоренные слова или родственные.
Учитель: А почему это родственные слова?
Ответ: У этих слов одинаковый корень -сказ- и они имеют общее значение.
Учитель: Запишите слова к себе в тетрадь как записано у меня на доске. Писать будем с комментированием.
Учитель: Выделим общую часть вместе со мной (комментирую).
- Что записано на третьей строчке?
Ответ: На третьей строчке записано предложение.
Учитель: Докажите, что это предложение.
Ответ: Оно записано с большой буквы. В конце его стоит точка. В нём сообщается о том, что мы побываем сегодня в сказке.
Учитель: Давайте запишем предложение к себе в тетрадь с комментированием.
Учитель: Дети, а как называется предложение, которое мы записали?
Ответ: Это предложение называется повествовательным, т. к. в конце его стоит точка.
Учитель: Давайте разберём это предложение. К доске пойдёт …
3. Словарная работа:
Учитель: Молодцы. Теперь мы можем отправляться в сказку. Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой – указкой … и вот мы в сказке…
Жила-была девочка. А звали её Красная Шапочка (ставлю). Однажды решила Красная Шапочка навестить свою бабушку, которая жила в домике на опушке леса.
Идёт девочка по лесу, цветочки собирает, со зверушками лесными знакомится. Давайте и мы с ними познакомимся (ставлю ёлочку,
а для этого вставим в слова пропущенные буквы - шишки (ставлю наборное полотно с буквами). В первое слово шишку вставит …. И прочитай слово …. Садись. Во второе слово шишку вставит … и т. д.
Учитель: С какими же зверушками познакомилась в лесу Красная Шапочка? Прочитаем хором.
- Как называются эти слова?
Ответ: Эти слова называются словарными.
Учитель: Давайте запишем эти слова к себе в тетрадь через запятую и постараемся запомнить, как они пишутся. Комментирует …
Учитель: Поставим в словах ударение, подчеркнём безударную гласную, которую надо запомнить. Комментирует …
Учитель: Шла Красная Шапочка, шла и как-то незаметно свернула с тропинки и заблудилась. Вдруг навстречу ей Серый Волк (ставлю).
- А кто знает, что произошло в сказке дальше?
Ответ: Волк поздоровался с Красной Шапочкой и спрашивает:
- Куда ты идёшь, Красная Шапочка?
А Красная Шапочка отвечает:
- Я иду к своей бабушке, несу ей пирожки и горшочек мёда.
- А где живёт твоя бабушка? - спросил волк.
- В домике на опушке леса. Вон там, - сказала Красная Шапочка.
Учитель: Молодец… Садись.
- Дети, а можно разговаривать с незнакомыми, и говорить им, где живут ваши близкие или вы сами?
Ответ: Нет, разговаривать с незнакомыми нельзя. Это очень опасно.
Учитель: Но Красная Шапочка об этом не знала и всё рассказала волку. Что же сказал ей волк?
Ответ: Волк сказал:
- Давай пойдём к твоей бабушке вместе. Только я пойду по этой дорожке, а ты по той и показал ей длинную дорожку, а сам побежал по короткой.
Учитель: Молодец…
Идёт Красная Шапочка дальше, а дорога ей незнакома. Страшно стало Красной Шапочке. Кто же ей поможет?
Учитель: Давайте ещё раз посмотрим на словарные слова.
- Какое слово среди них лишнее?
Ответ: Лишнее слово «сорока», потому что «сорока» - птица, а «заяц», «лисица» и «медведь» - звери.
Учитель: Вот сорока ей и поможет найти дорогу к домику бабушки. Ведь она в лесу всё про всех знает. А давайте с вами опишем, как выглядит сорока (вешаю иллюстрацию).
Ответ: (Ученик описывает сороку.)
Учитель: Молодец. А давайте послушаем, какие сведения о сороке подготовила нам … (ученица читает выполненное домашнее задание).
4. Проверка домашнего задания.
5. Работа над темой урока.
Учитель: Итак, благодаря сороке Красная Шапочка пришла к домику бабушки (убираю ёлочку, сороку). Зашла Красная Шапочка в дом, а на постели бабушка её лежит, да такая подозрительная (ставлю рисунок волка в постели бабушки).
Смотрит Красная Шапочка, а понять не может. Тут мимо пчела летит «ж-ж-ж» (прикрепляю пчелу, а Красная Шапочка ей «ш-ш-ш». Мол, тихо, не мешай думать. Давайте и мы подумаем.
- Чем похожи звуки, которые произнесла пчела и Красная Шапочка?
Ответ: Звуки [ж], [ш] - согласные, парные, всегда твёрдые.
Учитель: Дети, а что мы знаем о парных согласных?
Ответ: Существует шесть пар парных согласных [б]-[п],[в]-[ф],[г]-[к],[д]-[т],[ж]-[ш],[з]-[с]. Они бывают звонкими и глухими: вверху на «ленте букв» согласные - звонкие, а внизу - глухие. Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие - с шумом. Звуки [ж]-[ш] - всегда твёрдые, а остальные могут быть твёрдыми и мягкими.
Учитель: Молодцы.
- Но, что, же происходит в домике бабушки?
Понял волк, что его разоблачили, и хотел уже съесть Красную Шапочку, как вдруг поднялся сильный ветер и распахнул дверь домика. Давайте покажем, какой ветер поднялся. Вышли из-за парты.
Физминутка: Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Учитель: Вот и успокоился ветер. А благодаря ветру Красная Шапочка увидела, что перед ней не бабушка, а волк, у которого огромный и страшный лоб, зуб, глаз, нос (ставлю карточки-слова на доске):
лоб
зуб
глаз
нос
Учитель: Давайте найдём в этих словах парные согласные и дадим им характеристику.
Ответ: Лоб. Парный согласный [б] - он твёрдый, звонкий, когда мы его произносим, то слышим голос и шум и т. д.
6. Закрепление.
Учитель: Молодцы! Дети, а что в сказке случилось с Красной Шапочкой, и чем закончилась сказка?
Ответ: В сказке волк съел Красную Шапочку, но пришли охотники, убили волка, разрезали его живот и освободили бабушку и Красную шапочку.
Учитель: Дети, а хотите, чтобы в нашей сказке не только бабушка с внучкой остались живыми, но и волк?. Да? Тогда надо выполнить упражнение 163 из
учебника на странице 76 правильно, быстро и без ошибок. Готовы? Тогда открываем учебник и читаем задание…
- Итак, что надо сделать в упражнении?
- Выполнять будем с комментированием. Комментирует…
7. Обобщение.
Учитель: Вот и подошла к концу наша сказка. Благодаря вам охотники не пришли к домику бабушки, а волк решил сам освободить бабушку и Красную Шапочку, потому что ему понравилось, как вы отвечали и выполняли упражнение. И вот они все счастливые перед вами (выставляю на доске).
- А нам остаётся вспомнить, что мы повторили сегодня о парных согласных?
Ответ: Существует шесть пар парных согласных [б]-[п],[в]-[ф],[г]-[к],[д]-[т],[ж]-[ш],[з]-[с]. Они бывают звонкими и глухими: вверху на «ленте букв» согласные - звонкие, а внизу - глухие. Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие - с шумом. Звуки [ж]-[ш] - всегда твёрдые, а остальные могут быть твёрдыми и мягкими.
Учитель: Молодцы!
8. Итог урока.
Учитель: Ну, а теперь, если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что Красная Шапочка приготовила для вас в подарок. Итак, внимание:
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром - нет ничего.
Учитель: Что это?
Ответ: Звёзды.
Учитель: Правильно. Это звёзды и сегодня за работу на уроке вы получаете звезду (раздаю и отмечаю работу тех детей, которые были особенно активны во время урока).
Учитель: А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание (показываю).
Учитель:Урок окончен. Встали. Можно идти на перемену.