Папки-передвижки

Возрастные особенности опорно-двигательной системы. Осанка и ее формы. Виды нарушений. Профилактика нарушений

Наталья Васиева
Возрастные особенности опорно-двигательной системы. Осанка и ее формы. Виды нарушений. Профилактика нарушений

Конспект на тему

«возрастные особенности опорно-двигательной системы. Осанка и ее формы. Виды нарушений. Профилактика нарушений. Гигиенические требования к подбору мебели. Правильная посадка, ее физиологическое обоснование»

«Возрастные особенности опорно-двигательной системы»

Публикация «Возрастные особенности опорно-двигательной системы, Осанка и ее формы, Виды нарушений, Профилактика нарушений» размещена в разделах

В детском возрасте продолжается замена хрящевых частей костными. Количество копчиковых позвонков у людей варьирует от 3 до 5.

В детском возрасте количество органических веществ максимально, кости детей упругие, устойчивы к переломам, однако легко деформируются при чрезмерных нагрузках.

С возрастом количество органических веществ уменьшается, а доля минеральных солей увеличивается. Кости приобретают твердость и прочность.

У пожилых людей в костях уменьшается доля минеральных веществ, из-за этого их кости становятся более хрупкими.

Виды и профилактика нарушений опорно-двигательной системы.

Искривление позвоночника

Искривление позвоночника – это нарушение правильной конфигурации позвоночного столба. Может быть врожденным или приобретенным, прямым или боковым. Проявляется наличием видимой деформации, выраженной сутулостью, в тяжелых случаях выявляется горб.

Искривление позвоночника – широко распространенная патология, возникающая преимущественно в детском и юношеском возрасте. При не резко выраженных нарушениях трудоспособность сохраняется, значительное искривление позвоночника становится причиной инвалидности и оказывает негативное влияние на работу внутренних органов.

Выделяют искривление позвоночного столба кпереди (лордоз, кзади (кифоз) и боковое искривление (сколиоз).

Возможна также комбинированная патология – кифосколиоз. Искривление любого типа с неустановленной этиологией называют идиопатическим. По локализации кифоз обычно бывает грудным, лордоз – поясничным, реже шейным, еще реже грудным, сколиоз:

-торакальным (верхнегрудным и грудным) – патологический изгиб в грудном отделе;

-тораколюмбальным – один патологический изгиб в области грудопоясничного перехода;

-люмбальным – искривление в поясничном отделе;

-комбинированным – двойной S-образный изгиб на уровне грудного и поясничного отделов.

В зависимости от формы искривления позвоночника различают С-образные сколиозы (одна дуга искривления, S-образные (две дуги, Z-образные (три дуги).

Симптомы искривления позвоночника

Сколиоз

Как правило, заболевание возникает в детстве и особенно активно прогрессирует в периоды быстрого роста. На начальных стадиях протекает бессимптомно, обнаруживается по одному или нескольким характерным внешним признакам: лопатки располагаются несимметрично, одно плечо и один сосок находятся выше другого, пупок локализуется не по срединной линии, при наклоне вперед видно отклонение позвоночного столба в сторону. В последующем появляется болевой синдром, искривление усугубляется, формируется деформация грудной клетки.

Патологический кифоз

Патологический кифоз проявляется в виде сутулости, круглой спины, в тяжелых случаях – горба. Из-за чрезмерного искривления позвоночника грудная клетка сужается, диафрагма опускается книзу, верхняя часть туловища наклоняется вперед, плечи опускаются. Продолжительное существование кифоза может становиться причиной разрушения межпозвоночных дисков, клиновидной деформации позвонков, нарушения функции мышц спины и брюшного пресса.

Патологический лордоз

Как и другие виды искривлений, данная деформация влияет на положение туловища и внутренних органов. Отмечается уплощение грудной клетки и выпячивание живота. Голова и плечи выдвинуты кпереди. Из-за перераспределения нагрузки при патологическом лордозе позвоночник, мышцы и связки спины испытывают повышенную нагрузку, что проявляется болями, повышенной утомляемостью и нарушением подвижности.

Плоскостопие

Плоскостопие – изменение формы сводов стопы, сопровождающееся потерей ее амортизирующих функций. Является причиной повышенной утомляемости стоп при нагрузках, провоцирует развитие артрозов мелких суставов ступни, оказывает негативное влияние на позвоночник. Различными формами плоскостопия страдает около 45% всех взрослых людей. Патология чаще выявляется у женщин.

Риск статического плоскостопия возрастает при увеличении массы тела, недостаточной физической нагрузке у людей сидячих профессий, «стоячей работе» (продавцы, парикмахеры, сборщики на конвейерах, ткачихи и т. д., использования неудобной обуви, старении. Статическое плоскостопие может развиваться и вследствие постоянного ношения обуви на высоком каблуке (вследствие избыточной нагрузки на передние отделы стопы). Другими причинами приобретенной патологии являются:

-Травматические повреждения. Слабость связок и изменение анатомических соотношений между различными отделами стопы возникают после переломов пяточной кости, лодыжек и костей предплюсны.

-Полиомиелит. Следствием полиомиелита становится паралич мышц стопы и голени, который влечет за собой перераспределение нагрузки во время ходьбы, ослабление связок и нарушение соотношений между структурами ступни.

-Рахит. Из-за уменьшения количества кальция кости стопы ослабляются и не могут выдерживать нормальные физиологические нагрузки. В настоящее время рахитическое плоскостопие встречается редко.

С учетом времени возникновения различают врожденное и приобретенное плоскостопие. Врожденное плоскостопие – редкая патология, обусловленная нарушением развития стопы во внутриутробном периоде. У маленьких пациентов врожденная форма заболевания обычно диагностируется в возрасте 5-6 лет, поскольку в раннем возрасте своды ступни еще недостаточно развиты, и признаки плоской стопы выявляются в норме у всех детей. В зависимости от изменений того или иного свода стопы выделяют следующие формы плоскостопия :

-Поперечное. Диагностируется в 55-80% случаев. Обычно развивается у людей среднего возраста (35-50 лет). Женщины страдают в 20 раз чаще мужчин. Этот вид плоскостопия характеризуется уменьшением длины стопы, веерообразным расхождением костей плюсны, деформацией I пальца, которую в быту обычно называют «косточкой», и молоткообразными пальцами стопы.

-Продольное. Выявляется у 20-29% больных. Чаще формируется в молодом возрасте (16-25 лет). Сопровождается уплощением продольного свода стопы. Стопа удлиняется, распластывается и соприкасается с опорой практически всей подошвой.

-Комбинированное. Признаки продольного и поперечного плоскостопия сочетаются между собой. Патология обычно обнаруживается в среднем возрасте.

В младшем детском возрасте плоскостопие поддается коррекции. У взрослых людей полное устранение патологии невозможно, однако правильный подбор обуви, регулярные занятия специальной гимнастикой, оптимизация нагрузки на ноги и использование ортопедических изделий позволяют предотвратить прогрессирование патологии, минимизировать или устранить неприятные симптомы. На поздних этапах даже после оперативных вмешательств могут сохраняться боли, ограничения движений и другие проявления, обусловленные вторичными изменениями стоп.

Требования к подбору мебели и правильная посадка на мебели.

При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования:

- оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии;

- оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели.

- Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку – или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами – на уровне поясницы и на уровне лопаток.

Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель существуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 «Столы ученические», ГОСТ 11016-71 «Стулья ученические» и ГОСТ 5994-72 «Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имеющая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола).

Группа роста детей (мм) Группа мебели

Высота стола (мм) Высота сиденья стула (мм)

до 850 00 340 180

свыше 850 до 1000 0 400 220

с 1000 - 1150 1 460 260

с 1150 - 1300 2 520 300

с 1300 - 1450 3 580 340

с 1450 - 1600 4 640 380

Физические упражнения

Длительное пребывание конечности в неподвижном состоянии приводит к местным изменениям: увеличению порозности костей, разрастанию синовиальных оболочек, изменению хрящевой поверхности костей, образованию спаек, уменьшению синовиальной жидкости, что способствует развитию тугоподвижности суставов и атрофии мышц. Перечисленные выше изменения ОДА требуют создания покоя для пораженной конечности путем ее фиксации или разгрузки пораженного участка. Однако создание покоя должно всегда сочетаться с правильно подобранными и дозированными движениями, выполнение которых обеспечивает одну из важнейших задач реабилитации – раннюю функциональную активность поврежденной конечности. Правильно выбранные физические упражнения положительно влияют как на общие, так и на местные проявления повреждения. Физические упражнения, оказывая тонизирующее влияние на центральную нервную систему, повышают общий тонус организма, уменьшают неблагоприятное воздействие гиподинамии, предупреждают развитие осложнений (тромбоз, застойная пневмония, пролежни и т. д., стимулируют защитные силы и ускоряют выздоровление. Под влиянием систематического применения физических упражнений улучшаются трофика опорно-двигательного аппарата и кровоснабжение в мышцах, увеличивается число капилляров и анастомозов сосудов. Наблюдаются повышение биоэлектрической активности мышц и усиление ферментативных процессов в них, что ведет к улучшению химизма мышечного сокращения и сократительных свойств мышц. В мышцах развивается рабочая гипертрофия (особенно при применении статистических упражнений, увеличивается объем мышечных волокон, улучшается их эластичность. При выполнении физических упражнений усиливаются кровоснабжение сустава и питание хрящевой ткани, возрастает количество синовиальной жидкости, улучшается эластичность связочно-капсульного аппарата, что способствует восстановлению функции пораженного сустава. Теория моторно-висцеральных рефлексов объясняет механизм улучшения регенеративных процессов при травме опорно-двигательного аппарата : систематические и правильно дозированные занятия ЛФК значительно улучшают кровоснабжение пострадавших органов посредством васкулярных и трофических процессов. Эти рефлексы вызываются не только во время занятий, но и после них в виде повышения мышечного тонуса, подвижности в суставах, изменения ЧСС, функции внешнего дыхания, мышечной силы туловища и конечностей и т. д. Физические упражнения тренируют по механизму моторновисцеральных рефлексов не только скелетную мускулатуру, но и все вегетативные функции, в том числе и трофику, способствуя регенерации органов и тканей.

Правильная осанка характеризуется вертикальным положением головы и симметричным расположением шейно-плечевых углов грудной клетки, живота относительно позвоночника. При правильной осанке лопатки прижаты к туловищу, а углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии. Отклонения от нормы принято называть нарушением или дефектами осанки. Они характеризуются увеличением или уменьшением физиологической кривизны позвоночника в различных ее отделах и асимметрией положения отдельных частей тела. Нарушения осанки (сутуловатость, асимметрия грудной клетки, резко выраженный кифоз или лордоз позвоночника или недостаточно выраженные его изгибы и т. д., как правило, приводят к недостаточной подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению рессорной функции позвоночника, уменьшению внутрибрюшного и внутригрудного давления, что отрицательно сказывается на деятельности ЦНС, дыхательной и сердечно - сосудистой систем, а также на работе органов пищеварения. Эти изменения сопровождаются ослаблением приспособительных возможностей организма, ухудшением сопротивляемости к неблагоприятным факторам внешней среды и снижением физической работоспособности. Для предупреждения формирования дефектов осанки и при их наличии большое значение имеет раннее проведение общеоздоровительных мероприятий (рациональный двигательный режим, сбалансированное питание, закаливание, режим труда и отдыха, физическое воспитание и др.). Особое внимание следует обратить на правильное использование средств и форм ЛФК. Задачи ЛФК при нарушениях осанки :

1. Воспитание и закрепление навыка правильной осанки.

2. Увеличение силы и выносливости мышц спины и живота укрепление мышечного корсета.

3. Создание благоприятных условий для увеличения и правильного расположения всех частей тела.

4. Повышение функциональных возможностей всех органов и систем организма.

5. Улучшения психоэмоционального тонуса.

6. Общее укрепление организма и повышение работоспособности.

На фоне решения этих задач особое внимание уделяется главной задаче – коррекции имеющегося дефекта осанки. Даже незначительное нарушение осанки требует длительных (не менее 1 года) целенаправленных занятий ЛФК. Процедуры ЛГ следует проводить не реже 3 раз в неделю и подкреплять их самостоятельными занятиями в домашних условиях. Продолжительность ЛГ зависит от возраста занимающихся и в среднем составляет 30–45 мин. Занятия ЛГ проводят с акцентом на укрепление силы и статической выносливости мышц, что очень важно для закрепления правильного навыка осанки. Выбор исходных положений для проведения ЛФК определяется степенью участия и нагрузки на отдельные группы мышц. Так, в исходном положении лежа на животе, тренировке подвергаются особенно разгибатели туловища, мышцы спины, в исходном положении лежа на спине, наоборот, – сгибатели туловища, мышцы живота, а в исходном положении на боку происходит односторонняя тренировка мышц спины и живота, отводящих мышц конечностей. Коленно-кистевое и коленно-локтевое положения позволяют направленно воздействовать на отдельные группы мышц спины, пояса верхних и нижних конечностей при наибольшей подвижности позвоночника во всех отделах. Используя исходное положение, сидя или стоя (основная стойка, следует учитывать работу мускулатуры, поддерживающей эту позу, порочные условные рефлексы и формирующийся стереотип осанки. Исправление дефекта осанки достигается выполнением специальных (коррегирующих) упражнений, дозировка и вид которых зависит от характера нарушения осанки, возраста больного его физической подготовленности и поэтому в каждом конкретном случае определяется отдельно. Специальные упражнения проводятся на фоне общеукрепляющих упражнений, статические и динамические упражнения обязательно чередуют с упражнениями на расслабление, координацию, равновесие и дыхательными упражнениями. Для самоконтроля за правильностью выполнения упражнений все упражнения выполняются перед зеркалом. При нарушениях осанки также широко могут использоваться спортивно-прикладные упражнения, игры, механотерапия и массаж. К эффективным средствам общеукрепляющего характера относятся лечебное плавание и естественные факторы природы. Регулярные занятия ЛФК помогают добиться хорошей выносливости мышц и позволяют создать необходимую функциональную основу для исправления дефектов осанки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Гребова Л. П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата : Академия’, 2006 – 175 с.

2) Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений: ВЛАДОС, 2003. – 435 с. .

3)Медицинская энциклопедия/ Покровский В. И. – М. : Медицина, 2003. – 657 с. Сназин В. Я. Движения без боли: Ранняя диагностика и лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата : Советский спорт, 2006. – 160 с.

4)Чебышев Н. В. Биология: ОНИКС, 2000. – 413 с.

5) Плоскостопие/ Жоха К. К., Александрович В. Л. // Новости лучевой диагностики – 1998 - № 2

6) равматология и ортопедия/ Котельников Г. П., Миронов С. П., Мирошниченко В. Ф. – 2008

7) Детская ортопедия/ Волков М. В., Дедова В. Д. -1980

8) Проблемы диагностики и лечения плоскостопия у детей в современных условиях/ Соломин В. Ю., Федотов В. К., Юшко А. В., Скрипченко М. А. // Сборник тезисов IX съезда травматологов-ортопедов – Саратов, 2010

9)Любимова З. В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т. 2 опорно-двигательная и висцеральные системы [Электронный ресурс] : учебник для СПО / З. В. Любимова, А. А. Никитина. — 2-е изд., перераб. И доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 373 с. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/E7C54106-3222-4B7D-AF60-816684050F64

Публикации по теме:

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Конспект открытого районного занятия в старшей группе «Познай себя. Осанка и профилактика ее нарушения»Конспект открытого районного занятия в старшей группе «Познай себя. Осанка и профилактика ее нарушения» Цель: Повысить интерес детей к своему здоровью. Уточнить представление о строении человеческого тела. Закрепить знания детей о правильной.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения»Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения» Телефоны, планшеты, компьютеры - все это ежедневно оказывает нагрузку на зрительный аппарат детей. Одной из простых и эффективных форм.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка»Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» Авторское многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» изготовлено родителями воспитанника нашего.

Нестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими рукамиНестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими руками Предлагаю вашему вниманию оборудование сделанное своими руками для профилактики опорно-двигательного аппарата и пополнения предметно – развивающей.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки»Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки» Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста является нарушение у детей осанки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные особенности опорно-двигательной системы. Осанка и ее формы. Виды нарушений. Профилактика нарушений
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 21:38
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД