Краснова Светлана
Выступление на педсовете «Социальное направление воспитания в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В основе социального направления воспитания лежат ценности семья, дружба, человек и сотрудничество. В дошкольном детстве ребенок открывает личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях.
Публикация «Выступление на педсовете „Социальное направление воспитания в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Основная цель социального направления воспитания дошкольника, которую ставит перед нами примерная рабочая программа воспитания заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев, милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания, коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
Для реализации данных задач в нашем детском саду запланирован модуль «Азбука общения». Цель его заключается в формировании у детей духовно-нравственных чувств и поведения, такие качества дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности, духовно-нравственных ценностей семьи и общества.
Вызывать чувство сострадания к тем, кто нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения.
Содержанием нравственного воспитания дошкольника является организация взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми, в семье и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов и прав свободного человека.
Дети к нам в детский сад чаще всего поступают из дома и из других садов. И наша задача помочь им стать друзьями. И прежде чем они станут коллективом, воспитатели сталкиваются со многими проблемами. Сейчас хочу предложить вам решить несколько педагогических проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе нашей работы с детьми.
В группе детского сада есть ребенок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.
Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. Затем отправлять к нему за помощью детей во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу.
В любой возрастной группе можно встретить ребёнка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит, как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает его, либо когда никто не смотрит на него. Как научить ребёнка не сомневаться в себе, в своих возможностях и силах?
Идеальный конечный результат: ребёнок проявляет инициативу при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается «багаж успехов», а следовательно, повышается самооценка. Ребёнок научится адекватно воспринимать критику. Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепить позиция успешности.
Общение ребенка со сверстниками без помощи взрослых, почти всегда оказывается малоуспешным. Иногда в его взаимоотношении с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую педагогу : ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимые и недопустимые способы воздействия на агрессивного сверстника. И что бы избежать нам таких проблемных ситуаций в нашей педагогической работе, мы будем проводить ряд мероприятий таких как:
1) День хорошего воспитания. Беседы в группах «Что такое хорошо и что такое плохо» (Сентябрь, февраль, август)
2) День пожилого человека. Беседа. Выставка рисунков «Бабушка рядышком с дедушкой» (Октябрь)
3) Акция «Шкатулка добрых дел» (Август)
4) День матери. Мастерская «Подарок для мамочки» (ноябрь)
5) Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик», «Мешок яблок», «Крошка Енот» (декабрь)
6) Новогодний карнавал (декабрь)
7) Игра – беседа «Игрушки в гостях у детей» (январь)
8) День вежливости. Викторина «Волшебные слова» (февраль)
9)Масленица (март)
10) Скоро в школу. Беседы. Выпускной бал. (май)
11) Международный день защиты детей (июнь)
12) День семьи, любви и верности (Июль)
13) День дружбы «Если с другом вышел в путь» (июнь)
14) День рождения детского сада (январь)
15)День литературных сказок «Добро побеждает зло» (февраль)
16) День театра. Театр игрушек на столе. (май)
17)Игры с правилами. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» (июль)
Таким образом, при реализации всех этих мероприятий ожидаются следующие результаты:
Готовность к духовному развитию и нравственному совершенствованию, самооценке и ответственному поведению.
Укрепление нравственности, основанной на свободе, духовных традициях, внутренней установке личности поступать по совести.
Способность и готовность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за результаты и настойчивость в достижении результата.
Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
Осознание ценности своей человеческой жизни, других людей, членов своей семьи.
В сфере общественных отношений ожидается:
Осознание себя гражданином России, принадлежности к многонациональному народу, своему Отечеству. Поддержание нравственных устоев семьи, таких как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность.