Светлана Шавлач
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В последнее время в дошкольных образовательных организациях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Так как только при тесном сотрудничестве и единстве требований всех участников коррекцинно-развивающего процесса возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.
В нашем детском саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Занятия в группе строятся по лексическим темам, которые дети изучают с учителем-логопедом и воспитателями. Педагоги постоянно пополняют словарный запас в режимных моментах: во время дежурства, на прогулке, во время трудовой и самостоятельной деятельности детей, систематически контролируют звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с воспитанниками.
Основную работу по формированию речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков. Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя-логопеда и воспитателей не только при совместном планировании, но и при обмене информацией, обсуждении достижений детей, как в речевом развитии, так и по другим разделам освоения программы.
Вместе с этим чётко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателей, чтобы исключить возможность дублирования коррекционно-развивающего материала. Для этого воспитатели присутствуют на логопедических занятиях, а тот в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателей с целью контроля за качеством речи детей, а также оказания методической помощи.
В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:
-Принцип комплексного подхода к организации коррекционно- развивающего процесса;
-Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-развивающего процесса;
-Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями, родителями и детьми;
-Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-развивающего процесса;
-Принцип дифференцированного подхода к детям в процессе формирования у них правильной речи;
Деятельность учителя-логопеда предусматривает:
-Мониторинг уровня речевого развития детей, определение направления работы.
-Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.
-Коррекцию звукопроизношения.
-Развитие фонематического слуха.
-Усвоение норм лексико-грамматических категорий речи.
-Формирование связной речи, свободного смыслового высказывания.
-Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.
-Коррекция нарушений слоговой структуры.
-Развитие просодической стороны речи.
-Профилактика нарушений письма и чтения.
-Совершенствование общей и мелкой моторики.
Деятельность воспитателей предусматривает:
-Обследование всех видов детской деятельности, установление соответствия их возрастной норме.
-Создание условий, способствующих активизации речи.
-Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программой, а также индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда в вечернее время.
-Систематический контроль качеством детской речи.
-Объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям для закрепления дома пройденного материала.
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем
логопедической группы:
-Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
-Закрепление произношения поставленных учителем-логопедом звуков.
-Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.
-Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
-Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на речевом материале.
-Формирование связной речи.
-Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей
логопедической группы:
-Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.
-Применение воспитателями комплексов артикуляционной, дыхательной, зрительной гимнастики, самомассажа, физкультминуток на занятиях.
-Взаимопосещение занятий.
-Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.
-Занятия, консультации, семинары-практикумы в рамках «Логопедической гостиной».
-Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.
-Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в разработке тем по самообразованию.
-Совместный выпуск газеты для родителей и детей «Солнышко».
Эта газета выпускается каждый месяц. В ней родителям рассказывается о некоторых теоретических аспектах развития и воспитания ребёнка, помещаются интересные высказывания детей, заметки для родителей о семейном воспитании, рассказы воспитателей, фотографии о жизни детей в группе. Рисунки и работы детей размещаются в постоянно действующей рубрике «Наш вернисаж».
Важным пунктом в вопросе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей является организация и проведение занятий в «Логопедической гостиной». Тематика бесед «Логопедической гостиной» может быть разнообразной:
Сентябрь. Итоги диагностики, планирование работы на учебный год.
Октябрь. Формирование речевого дыхания.
Ноябрь. Использование самомассажа в коррекции речи.
Декабрь. Развитие монологической речи и творческого воображения детей посредством сочинения сказок.
Январь. Формирование у детей лексико-грамматических категорий речи посредством дидактических игр.
Февраль. Обогащение словаря детей в процессе их социально-эмоционального развития.
Март. Совершенствование диалогической речи дошкольников посредством драматизации русских народных сказок.
Апрель. Этот трудный звук Р. Автоматизация звука Р в игровой деятельности.
Май. Подведение итогов коррекционно-развивающей работы.
Здесь мы обсуждаем новинки литературы, интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы работы.
В рамках занятий «Логопедической гостиной» были опробованы, а теперь применяются на практике комплексы массажа И. Архиповой.
Одной из эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и родителей логопедической группы является совместное обсуждение и проведение итоговых мероприятий после изучения лексической темы. Данный вид работы позволяет аккумулировать знания детей по данной теме, предусматривает привлечение родителей к жизни детей в ДОУ посредством проведения развлечений, выставок совместного творчества, изготовление атрибутов к играм и т. д.
В вечернее время 2-3 раза в неделю выделяется время для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. На «логопедическом часе» педагог планирует свою работу с учетом требований как основной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой учителем-логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.
Таким образом, только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.