Приложение МААМ

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Светлана Шавлач
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР» размещена в разделах

В последнее время в дошкольных образовательных организациях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Так как только при тесном сотрудничестве и единстве требований всех участников коррекцинно-развивающего процесса возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.

В нашем детском саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Занятия в группе строятся по лексическим темам, которые дети изучают с учителем-логопедом и воспитателями. Педагоги постоянно пополняют словарный запас в режимных моментах: во время дежурства, на прогулке, во время трудовой и самостоятельной деятельности детей, систематически контролируют звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с воспитанниками.

Основную работу по формированию речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков. Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя-логопеда и воспитателей не только при совместном планировании, но и при обмене информацией, обсуждении достижений детей, как в речевом развитии, так и по другим разделам освоения программы.

Вместе с этим чётко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателей, чтобы исключить возможность дублирования коррекционно-развивающего материала. Для этого воспитатели присутствуют на логопедических занятиях, а тот в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателей с целью контроля за качеством речи детей, а также оказания методической помощи.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

-Принцип комплексного подхода к организации коррекционно- развивающего процесса;

-Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-развивающего процесса;

-Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями, родителями и детьми;

-Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-развивающего процесса;

-Принцип дифференцированного подхода к детям в процессе формирования у них правильной речи;

Деятельность учителя-логопеда предусматривает:

-Мониторинг уровня речевого развития детей, определение направления работы.

-Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.

-Коррекцию звукопроизношения.

-Развитие фонематического слуха.

-Усвоение норм лексико-грамматических категорий речи.

-Формирование связной речи, свободного смыслового высказывания.

-Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.

-Коррекция нарушений слоговой структуры.

-Развитие просодической стороны речи.

-Профилактика нарушений письма и чтения.

-Совершенствование общей и мелкой моторики.

Деятельность воспитателей предусматривает:

-Обследование всех видов детской деятельности, установление соответствия их возрастной норме.

-Создание условий, способствующих активизации речи.

-Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программой, а также индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда в вечернее время.

-Систематический контроль качеством детской речи.

-Объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям для закрепления дома пройденного материала.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем

логопедической группы:

-Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

-Закрепление произношения поставленных учителем-логопедом звуков.

-Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.

-Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

-Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на речевом материале.

-Формирование связной речи.

-Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей

логопедической группы:

-Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.

-Применение воспитателями комплексов артикуляционной, дыхательной, зрительной гимнастики, самомассажа, физкультминуток на занятиях.

-Взаимопосещение занятий.

-Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.

-Занятия, консультации, семинары-практикумы в рамках «Логопедической гостиной».

-Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.

-Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в разработке тем по самообразованию.

-Совместный выпуск газеты для родителей и детей «Солнышко».

Эта газета выпускается каждый месяц. В ней родителям рассказывается о некоторых теоретических аспектах развития и воспитания ребёнка, помещаются интересные высказывания детей, заметки для родителей о семейном воспитании, рассказы воспитателей, фотографии о жизни детей в группе. Рисунки и работы детей размещаются в постоянно действующей рубрике «Наш вернисаж».

Важным пунктом в вопросе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей является организация и проведение занятий в «Логопедической гостиной». Тематика бесед «Логопедической гостиной» может быть разнообразной:

Сентябрь. Итоги диагностики, планирование работы на учебный год.

Октябрь. Формирование речевого дыхания.

Ноябрь. Использование самомассажа в коррекции речи.

Декабрь. Развитие монологической речи и творческого воображения детей посредством сочинения сказок.

Январь. Формирование у детей лексико-грамматических категорий речи посредством дидактических игр.

Февраль. Обогащение словаря детей в процессе их социально-эмоционального развития.

Март. Совершенствование диалогической речи дошкольников посредством драматизации русских народных сказок.

Апрель. Этот трудный звук Р. Автоматизация звука Р в игровой деятельности.

Май. Подведение итогов коррекционно-развивающей работы.

Здесь мы обсуждаем новинки литературы, интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы работы.

В рамках занятий «Логопедической гостиной» были опробованы, а теперь применяются на практике комплексы массажа И. Архиповой.

Одной из эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и родителей логопедической группы является совместное обсуждение и проведение итоговых мероприятий после изучения лексической темы. Данный вид работы позволяет аккумулировать знания детей по данной теме, предусматривает привлечение родителей к жизни детей в ДОУ посредством проведения развлечений, выставок совместного творчества, изготовление атрибутов к играм и т. д.

В вечернее время 2-3 раза в неделю выделяется время для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. На «логопедическом часе» педагог планирует свою работу с учетом требований как основной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой учителем-логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.

Таким образом, только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Публикации по теме:

Система работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности по программе Нищевой Н. В Выступление на методическом объединении в МБДОУ детский сад № 19 «Система работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с ТНР в театрализованной деятельности «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с ТНР в театрализованной деятельности» Новоселова Марина Николаевна, учитель-логопед.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Мебель» Тема: «Мебель». Пр. сод. : Расширение и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана.

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР «Мы дышим правильно» Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем группы» Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции ФФНР у детей дошкольного возраста. Характеристика речевого развития детей 5-7.

Мероприятие для родителей и детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР 6–7 лет. Игра «Это мой ребенок» Цель: формирование семейных ценностей. Задачи :способствовать созданию тёплых семейных взаимоотношений; - воспитание любви и уважения.

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Пояснительная записка: Данное занятие является этапом коррекционно – развивающей работы с детьми старшей логопедической группы с элементами.

Рабочая программа организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5–6 лет старшей группы компенсирующей направленности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской муниципального образования.

Рабочая программа учителя-логопеда для детей подготовительной группы с ТНР Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104 комбинированного вида» Утверждено от «__»___20___г ___Н. Ф.

Выступление логопеда на первом родительском собрании в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНРВыступление логопеда на первом родительском собрании в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Мастер – класс логопеда Уважаемые родители, я пригласила Вас для обсуждения важной темы – выполнения методических рекомендаций логопеда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Опубликовано: 11 марта 2019 в 11:20
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шавлач (УИ 363241) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД