Папки-передвижки

Взаимодействие в работе логопеда и дефектолога по использованию чистоговорок в группе для детей с речевыми нарушениями

Лидия Франк
Взаимодействие в работе логопеда и дефектолога по использованию чистоговорок в группе для детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Дети дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, отличаются неусидчивостью, быстрой утомляемостью, истощаемостью, низкой работоспособностью, снижением интереса во время занятий и нуждаются в постоянном стимулировании своей деятельности.

Для преодоления имеющихся проблем, мы используем в коррекционной работе малые фольклорные формы. С помощью малых форм фольклора специалист легко устанавливает с ребенком эмоциональное общение. К малым формам фольклора относятся скороговорки и чистоговорки. Этот жанр, созданный народной мудростью специально для тренировки органов речи, способен воспроизводить все звуки родного языка. Чистоговорки – народно – поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Это речевая игра, зарифмованная фраза. «Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль).

Публикация «Взаимодействие в работе логопеда и дефектолога по использованию чистоговорок в группе для детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Скороговорки и чистоговорки среди разнообразия речевого материала непосредственно направлены на воспитание звуковой кульуры речи, для отработки дикции, силы голоса, темпа речи. Чистоговорки формируют устойчивую мотивационную направленность на формирование процесса правильного произношения.

Таким образом, работа с чистоговорками позволяет решать следующие задачи:

• Развитие правильного произношения.

• Формирование интонационной стороны речи, тембра, силы голоса.

• Совершенствование слухового восприятия, чувства ритма.

• Развития фонематического восприятия и представлений.

• Расширение словарного запаса.

• Формирование грамматического строя речи.

• Развитие связной речи.

С помощью чистоговорок можно учить дошкольников правильно употреблять предлоги, согласовывать слова и даже составлять короткие рассказы. Подбирая чистоговорки с учетом индивидуальных возможностей детей, мы превращаем скучную однообразную работу по автоматизации звуков в увлекательную игру. Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предлагаемый к изучению материал. Они помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи умственного и нравственного воспитания. В рамках чистоговорок можно провести физминутку, дать возможность снять детям напряжение. Чистоговорки, как ритмическая организованная речь, активизируют весь организм ребенка, способствуют развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков. Использование чистоговорок в работе с детьми помогает формировать все стороны речи, а также познавательные психические процессы, такие как мышление, память, внимание. На занятиях по формированию грамматического строя речи и по ознакомлению с окружающим миром, в зависимости от уровня речи и возраста детей, чистоговорки можно «укорачивать», т. е., сокращать количество слов и, наоборот, «наращивать», т. е., увеличивать количество повторяющихся слогов и слов.

Совместная деятельность по использованию чистоговорок логопеда и дефектолога организуется с соответствующими словесно – логическими темами и с целью исключения дублирования работы специалистов. Организация единого образовательного пространства на занятиях для детей с нарушениями речевого развития и совместного использования чистоговорок - с разными целями.

Формы нашего взаимодействия строятся на следующих принципах:

• Принцип взаимодополнения предполагает взаимопроникновение, а не дублирование методов, задач и приемов работы.

• Принцип целостности и законченности предполагает использование чистоговорок в полном объеме в соответствии с требованиями блока адаптированной программы.

• Принцип эффективности реализуется посредством распределения и выполнения поставленных задач между двумя специалистами, когда достигается общая цель в соответствии со спецификой деятельности специалистов.

• Принцип творчества и разнообразия предполагает создание творческой отмосферы с использованием развивающих заданий игрового характера.

Методика работы с чистоговорками.

• Специалист проговаривает чистоговорку 1- 2 раза;

• Дети проговаривают хором 1 – 2 раза;

• Специалист проговаривает чистоговорку снова, интонируя звук, который слышится чаще всего;

• Детям предлагается проговаривать, как специалист, выделяя голосом звук чистоговорки.

Виды работ с чистоговорками :

1. Повтори, не ошибись.

2. Скажи сразличной интонацией.

3. Скажи тихо, громко.

4. Скажи медленно, быстро.

5. Выдели слово интонацией.

6. Закончи чистоговорку (добавь словечко).

7. Придумай чистоговорку по картинке.

8. Проговори чистоговрку ритмично, подбрасывая и ловя мяч руками.

9. Проговори чистоговорку, перебрасывая мяч из одной руки в другую.

10. Проговори чистоговорку, прлхлопывая ритм ладошками.

11. «Прошагай» чистоговорку.

«А, теперь давайте поиграем с чистоговорками :

«Скажи чистоговорку тихо – громко».

Цель: учить детей менять силу голоса

Специалист проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее стой же силой голоса.

Зе- зе – зе, зе – зе – зе – несем сено мы козе.

«Скажи чистоговорку медленно – быстро» :

Цель: учить детей менять темп речи.

Та – та – та хвост пушистый у кота.

«Скажи с различной интонацией» :

Цель: учить детей произносить чистоговорку с вопросительной или восклицательной интонацией.

Логопед проговаривает чистоговорку и просит детей повторить : очень весело и так, как – будто спрашиваешь:

Ом – ом – ом – мы построим новый дом!

Ом – ом – ом – мы построим новый дом?

«Скажи, какой или какая?»

Цель: автоматизировать звук во фразовой речи

Логопед : ла – ла – ла синяя юла? (красивая, маленькая, звучащая).

«Составь чистоговорку по картинке».

Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.

Дефектолог просит посмотреть на картинку и придумать по ней чистоговрку.

Ок – ок – ок – это детский городок.

Ок – ок – ок – какой красивый теремок.

Ры – ры – ры – Рома катится с горы.

Ра – ра – ра – очень рада детвора.

«Скажи, где?»

Цель:учить детей употреблять предлоги, четко проговаривая звуки в словах.

Дефектолог перемещает игрушку в пространстве, задавая вопрос о ее местонахождении в форме чистоговорки. Ребенок отвечает чистоговоркой.

Дефектолог : Ик – ик – ик – где шарик?

Ребенок: Ик – ик –ик – на столе шарик.

Ик – ик – ик за шкафом шарик.

Ик – ик – ик – под стулом шарик.

Ик – ик – ик – в руке у Маши шарик.

«Посчитай».

Цель: учить согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.

Дефектолог показывает ребенку предмет и говорит чистоговорку :

Аш – аш – аш – это карандаш.

Аш – аш – аш – один карандаш.

Ша – ша – ша – два карандаша.

Шей – шей – шей – пять карандашей.

Дети могут сами придумывать чистоговрки. Этому детей в старшем дошкольном возрасте можно научить. Вначале необходимо выделить основу чистоговорки. Для этого берется последний слог слова со звуком, над которым нужно поработать, и он повторяется несколько раз. Например, при работе над четким произношением звука [ж], берем слово еж, для чистоговорки берем слово ежа. Составляем основу: жа – жа – жа – мы видели в лесу ежа.

Картотека чистоговорок.

Чистоговорки распределены нами по лексическим темам, а внутри каждой темы – по звукам. Можно использовать не только на занятиях логопеда, но и на занятиях дефектолога.

Времена года.

Осень.

[а] а- а – а – осень дивная пора.

[у] у- у – у –листья плавают в пруду.

[о] о – о – о – этой осенью тепло.

[ы] ы – ы – ы – пожелтели все кусты.

[п] оп – оп – оп – спелый желудь с дуба хлоп.

[б] бы – бы – бы – идем в лес мы по грибы.

[м] – ма – ма – ма – найду я ягодки сама.

[в] ву – ву – ву – подберезовик сорву.

[н] на – на – на – нынче осень холодна.

[т] ат – ат – ат – посмотрите – листопад.

[д] ди – ди – ди – ты по лужам не ходи.

[о] ди – ди – ди –ты по лужам не ходи.

[к] ок – ок – ок – вырос маленький грибок.

[г] гу – гу- гу – в лес по ягоды бегу.

[х] ох – ох – оз - под сосной зеленый мох.

[с] ос- ос – ос – скоро будет мороз.

[з] озы – озы – озы – отшумели грозы.

[ц] цу – цу – цу – стучит дождик по крыльцу.

[ш] аш – аш – аш облетает садик наш.

[ж] жи – жи – жи – улетают стрижи.

[ч] уч – уч – уч – в небе много туч.

[ щ] щи – щи – щи – осенью нужны плащи.

[й] ет – ет – ет – дождик льет, льет, льет.

[ль] ли – ли – ли – улетели журавли.

[р] – ор – ор – ор – вырос красный мухомор.

Зима.

[а] – а – а – а – вот пришла зима.

[у] – у – у – у – боюсь с санок упаду.

[о] – о –о – о – все дороги замело.

[ы] – ы – ы – ы – долго ждали мы зимы.

[п] – оп – оп – оп – с санок хлоп в сугроб.

[б] – бу – бу – бу – снег лопатою гребу.

[м] – ом – ом – ом – мы построим снежный дом.

[в] – ва – ва- ва – нам к зиме нужны дрова.

[н] – ни – ни – ни – горят на елочке огни.

[т] – ты – ты – ты – снег укрыл кусты.

[д] – ду – ду – ду – с санок спрыгну на ходу.

[к] – ок – ок – ок – мы поедем на каток.

[г] – га – га – га – всюду белые снега.

[х] – ах – ах – ах –снег лежит на всех домах.

[с] – су – су – су – очень холодно в лесу.

[з] – за – за – за – снег слепит глаза.

[ц] – ца – ца- ца – снег до самого крыльца.

[ш] – ош – ош – ош – снеговик хорош.

[ж] – жу – жу – жу – на коньках скольжу.

[ч] – чу – чу – чу – я с горы качу.

[щ] – щи – щи – щи – санки с горки тащи.

[й] – ой – ой- ой – хорошо зимой.

[л] – ла – ла – ла – ледяная скала.

[р] – ар – ар – ар – изо рта струится пар.

Весна.

[а] – а- а –а –к нам пришла весна.

[у] –у – у –у – у – я на улицу хочу.

[о] –о – о- о –как весною хорошо.

[и] – и- и- и- прилетели соловьи.

[ы] – ы – ы- ы- ы- зацветают все сады.

[п] – уп – уп- уп – зеленеет дуб.

[м] – ам- ам- ам- огород вскопаю сам.

[н] – на – на – на - травка первая видна.

[т] – от – от - от – тает в речке лед.

[д] – да – да- да – в ручейке журчит вода.

[г] – га – га- га – тают белые снега.

[х]- ох – ох – ох – сад уже просох.

[с] – са – са – са – зеленеют леса.

[з] – за – за – за – солнце бьет в глаза.

[ц] – цы – цы – цы- к нам летят скворцы.

[ш] – ша – ша- ша – вот цветы для малыша.

[ж] – жи – жи – жи – просыпаются ежи.

[ч] – чей – чей – чей во дворе журчит ручей.

[щ] – щи- -щи – щи – птичка веточку тащи.

[й] – ай – ай – ай – скоро месяц май.

[л] – ла – ла – ла – вишня наша зацвела.

[р] – ра – ра- ра – гнезда вить пора.

Игрушки.

[а] – а – а – а – нам играть пора.

[у] – у – у- у –у – заведу юлу.

[о] –о – о- - о – мы рисуем хорошо.

[и] – и – и – и – строим город посмотри.

[ы] – ы – ы – ы – надуваем шары.

[п] – пи – пи – пи – мама самолет купи.

[м] – ми – ми – ми – кубики возьми.

[ф] – аф – аф – аф – уберу игрушки в шкаф.

[в] – ва – ва- ва – вот стеклянная сова.

[н] – ан – ан- ан – вот летит аэроплан.

[т] – ти- - ти- - ти – мишку в тачке прокати.

[к] – ку – ку – ку – спит Петрушка на боку.

[д] – да – да – да – будем строить города.

[г] – ги – ги – ги – за машиною беги.

[х] – ух – ух – ух – развалилась башня, бух!

[с] – со – со –со – у Сони колесо.

[з] – за – за – за – у куклы синие глаза.

[ц] – ца – ца – ца – крути ключик до конца.

[ш] – ша – ша – ша – вот флажок для малыша.

[ж] – жу – жу – жу – я с Женей дружу.

[ч] – чу – чу – чу – я тележку качу.

[щ] – щу – щу – щу – грузовик с песком тащу.

[й] – ой – ой – ой – поиграй со мной.

[л] – лу – лу – лу – заведу юлу.

[р] – ра – ра – ра – начинается игра.

Овощи, работа в огороде.

[а] – а – а – а – урожайная пора.

[у] – у – у – у – помидоры я сорву.

[о] – о – о – о – соберу морковь в ведро.

[и] – и – и – и – помидорчики сорви.

[ы] – ы- -ы – ы – соберем плоды.

[п] – оп – оп- оп – подрастай укроп.

[б] – бы – бы – бы – зреют крупные бобы.

[м] – ам – ам – ам – все вскопал я сам.

[ф] – аф – аф – аф – я присел, устав.

[в] – ва – ва – ва – вся прополота трава.

[н] – на – на – на – желта репа, как луна.

[т] – от – от – от – мы пойдем в огород.

[д] – ди – ди – ди – в огород к нам приходи.

[к] – ка – ка – ка – отдохну пока.

[г] – гу – гу – гу – все вскопать я не смогу.

[х] – ох – ох – ох – уродился горох, в огороде не плох.

[с] – су – су – су – я капусту несу.

[з] – зы – зы – зы – овощи клади в тазы.

[ц] – цы – цы – цы – поспевают огурцы.

[ш] – шу – шу – шу – дам горошка малышу.

[ж] – жу – жу – жу – я морковку посажу.

[ч] – чок – чок – чок – зеленый кабачок.

[щ] – щи – щи – щи – из капусты варим щи.

[й] – ай – ай- ай – урожай наш поспевай.

[л] – ал – ал – ал – я копать устал.

[р] – ор – ор – ор – я срываю помидор.

Фрукты, работа в саду.

[а] – а – а – а - фрукты убирать пора.

[у] – у – у – у – груши соберу.

[о] – о – о – о – в саду влажно и тепло.

[и] – и - и – и – груши собери.

[ы] – ы – ы – ы – от фруктов ломятся столы.

[п] – оп – оп – оп – яблоко на землю хлоп.

[б] – бок – бок – бок – там на ветке колобок, бок- бок – бок – у него румяный бок.

[м] – ам- -ам – ам- мандарины кушай сам.

[ф] – оф – оф – оф – в саду много плодов.

[в] – ва – ва – ва – зреет желтая айва.

[н] – ин – ин – ин – висит сладкий апельсин.

[т] – ты – ты – ты – пострижем в саду кусты.

[д] – ды – ды – ды – здесь фруктовые сады.

[к] – ки – ки – ки – сад фруктовый у реки.

[г] – ги – ги – ги – сливы рвать мне помоги.

[х] – ха – ха – ха – наша вишня не плоха.

[с] - ас – ас – ас – вкусный ананас.

[з] – зу – зу- зу- в тачке фрукты везу.

[ц] – ца – ца – ца – растет груша у крыльца.

[ш] – ша – ша – ша – наша слива хороша.

[ж] – жу – жу- жу – в саду груши посажу.

[ч] – чу – чу – чу – тачку с фруктами качу.

[щ] – щи – щи – щи – ты арбуз тащи.

[й] – ой – ой – ой – фрукты мой перед едой.

[р] – ра – ра- ра – урожай собрать пора.

Чистоговорки для формирования у детей четкой дикции, автоматизации поставленных звуков и для развития лексико – грамматических категорий.

[л]

Ла – ла – ла, ла – ла – ла – лампа, ласточка, зола.

Лу – лу – лу, лу – лу – лу – лужа, лунка, лук, пилу.

Лы – лы – лы, лы – лы, лы – малыши, полынь, столы.

Ло – ло- ло, ло- ло – ло – лодка, ложка, лоб, село.

Лу – лу – лу – насорили на полу.

Ла – ла – ла – Алла пол метлой мела.

Лы – лы – лы – у нас чистые полы.

Лу – лу – лу – я купила пастилу.

Ле – ле – ле – положила на столе.

Ли – ли – ли – вы попробовать пришли.

Ла – ла – ла – ну, и где же пастила?

[с]

Со – со – со, со – со – со – сом, осока, колесо.

Сы – сы – сы, сы – сы – сы – сыр, сынок, усы, весы.

Ас – ас – ас, ас – ас – ас – маска, паста, каска, бас.

Ос – ос – ос, ос- ос – ос - нос, полоска, абрикос.

Са – са – са – к нам летит оса.

Су – су – су – как боимся мы осу.

Си – си – си – быстро ноги унеси.

Сы – сы – сы – убегаем от осы.

Сы – сы – сы – тихо тикают часы.

Ас – ас – ас – свет в окне погас.

Ус – ус – ус – как на елке много бус.

Си – си – си – друга в гости пригласи.

[з]

За – за – за, за – за – за – запад, зал, забор, глаза.

Зу – зу – зу, зу – зу – зу – зуб, внизу, ползу, грызу.

Зо – зо = зо, зо- зо –зо – зонтик, золото, позор.

Зы – зы – зы, зы – зы – зы – козырек, пузырь, возы.

Зу – зу – зу – на базар козу везу.

Зы – зы – зы – обменяю там тазы.

Зи –зи –зи – ты мне пальцем не грози.

За – за – за – не нужна тебе коза.

За – за – за – собирается гроза.

Зе – зе – зе – зонтик нужен при грозе.

Зу – зу – зу – я с собой его везу.

Зы – зы – зы – он укроет от грозы.

[ш]

Ша – ша – ша, ша – ша – ша – шапка, шайба, шаг, лапша.

Шу – шу – шу, шу – шу – шу – шуба, шутка, шум, дышу.

Ши – ши – ши, ши – ши – ши – шина, ширма, камыши.

Шо – шо – шо, шо – шо – шо – шепот, шорох, хорошо.

Ши – ши – ши – наши груши хороши.

Шу – шу – шу – я объелся, чуть дышу.

Шо – шо – шо – скушать грушу хорошо.

Ши – ши – ши – тихо шинами шуршим.

Ша – ша – ша – едем в горы не спеша.

Ше – ше – ше – заночуем в шалаше.

[ж]

Жа – жа – жа, жа – жа – жа – жаба, жабры, жар, межа.

Жу – жу – жу, жу – жу – жу – абажур, гляжу, хожу.

Жи – жи – жи, жи – жи – жи – жидкий жир, моржи, ежи.

Же – же – же, же – же – же – этажерка, жук, уже.

Же – же – же – расскажи мне о еже.

Жи – жи – жи – очень колкие ежи.

Жа – жа – жа – погляжу я на ежа.

Жу – жу – жу – молоко налью ежу.

Же – же – же – мы приплыли на барже.

Жу – жу – жу – по лужку я поброжу.

Жа – жа – жа – пчелы кружатся жужжа.

Жи – жи – жи – ты мне пчелку покажи.

[р]

Ра – ра – ра, ра – ра – ра - радость, радуга, жара.

Ру – ру – ру, ру – ру, ру – рукав, рубить, беру.

Ро – ро – ро, ро – ро –ро – роща, роза, рот, перо.

Ры – ры – ры, ры – ры – ры – комары, рыбак, дворы.

Ра – ра – роа – собираемся с утра.

Ро – ро – ро – мы поедем на метро.

Ре – ре - ре – в гости к маминой сестре.

Ры – ры – ры – тетя купит нам шары.

Ыр – ыр – ыр – есть мы будем вкусный сыр.

Ор – ор – ор и добавим помидор.

Ар – ар – ар – ставь, Сережа, самовар.

Ир – ир – ир – я сегодня командир.

Орь – орь – орь – ты сейчас со мной не спорь.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Взаимодействие воспитателя и логопеда в проекте «Неделя книги и театра» в старшей группе №4 по сказке К. Чуковского.Взаимодействие воспитателя и логопеда в проекте «Неделя книги и театра» в старшей группе №4 по сказке К. Чуковского. Взаимодействие воспитателя и логопеда в проекте «Неделя книги и театра» в старшей группе №4 по сказке «Дедушки Корнея». Кто не любит театр?.

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе логопеда «Здоровье — это главное!» Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда • «Здоровье это состояние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие в работе логопеда и дефектолога по использованию чистоговорок в группе для детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 23 октября 2021 в 11:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие в работе логопеда и дефектолога по использованию чистоговорок в группе для детей с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Франк (УИ 823671) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД