МААМ-картинки

Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя для повышения качества коррекционно-образовательного процесса

Татьяна Куценко
Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя для повышения качества коррекционно-образовательного процесса

Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

для повышения качества коррекционно-образовательного

процесса в группе компенсирующей направленности

(из опыта работы)

Подготовил:

учитель-логопед

МБДОУ № 15

Куценко Т. А.

1. Введение.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошколь-ного образования, можно отметить тенденцию к увеличению количество де-тей, имеющих отклонения в речевом развитии.

Публикация «Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя для повышения качества коррекционно-образовательного процесса» размещена в разделах

Согласно п. 2.6. ФГОС ДО образовательная область речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогиче-ской и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуко-вой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов раз-личных жанров детской литературы.

Успех коррекционной работы в группе компенсирующей направленно-сти нашего учреждения определяется строго продуманной системой, суть ко-торой заключается в тесном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя группы. Эффективность коррекционно–развивающей работы в группе ком-пенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в рабо-те учителя-логопеда и воспитателей.

2. Цели совместной деятельности логопеда и воспитателя.

Совместная деятельность организуется в соответствии со следующими целями:

-повышение эффективности коррекционно-образовательной работы

-исключение дублирования воспитателем занятий логопеда : лого-пед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов, воспита-тель закрепляет сформированные речевые навыки.

3. Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее не-обходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отби-рает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

4. Направления работы педагогов.

Направления работы учителя-логопеда :

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выра-зительности речи, работа над просодической стороной речи.

Работа по коррекции звукопроизношения.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Работа по коррекции слоговой структуры слова.

Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, со-стоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предло-жений.

Предупреждение нарушений письма и чтения.

Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Направления работы воспитателя :

Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по те-кущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей мотори-ки.

Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, тек-стов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).

Закрепление навыков чтения и письма.

Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, вооб-ражения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

5. Формы взаимодействия.

Оформление логопедического уголка, в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, настольно-печатные игры для формирования дыхания, для развития мелкой моторики и т. д. Наглядный материал в лого-педическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала. Наглядный и речевой материал отбирает учитель-логопед. Воспитатель ока-зывает помощь в изготовлении пособий, игр и дидактического материала, папок-передвижек, уголков и стендов.

Работа с детьми по заданию логопеда в вечернее время.

Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми проводятся во второй половине дня после полдника. Во время вечерних занятий отрабаты-вается материал лексической темы, рекомендованный учителем-логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических за-нятий. Выполняются следующие виды упражнений:

-закрепление поставленных звуков (произношение слогов, слов, пред-ложений);

- повторение стихотворений, рассказов;

-упражнения на развитие фонематического слуха, лексико-грамматических категорий, навыков звукового анализа и синтеза;

-активизация связной речи в беседе на лексические темы.

Все задания знакомы детям и проводятся в интересной игровой форме. Всё это фиксируется в специальной тетради взаимодействия. В графе учёта воспитатель, как правило, отмечает освоенность материала детьми, у кого, и в связи с чем, возникали трудности, что позволяет учителю-логопеду наме-тить дельнейший маршрут коррекции.

Интегрированные занятия - как форма совместной деятельности специ-алистов, которые повышают профессиональную компетентность, а также комплексно решают профилактические задачи. Учитель-логопед разрабаты-вает и проводит занятие. Воспитатель принимает активное участие в подго-товке и проведении занятия. На слайде представлено интегрированное заня-тие по лексической теме «Посуда».

Ещё одной формой взаимодействия является такая форма, как оформ-ление картотек по разным разделам коррекционной работы : технология «Лепбук». Лепбук-самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, пере-кладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошколь-ного образования к пространственной предметно-развивающей среде: спо-собствует развитию творчества, воображения, обеспечивает игровую, позна-вательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Одной из форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей явля-ется совместная подготовка и проведение родительских собраний, цель ко-торых повышение педагогической компетентности родителей. Мы подбираем материал для сообщений и докладов на различные темы по вопросу логопе-дической работы, поскольку родители недостаточно осведомлены в вопросах коррекции речи, не знают и недооценивают значение своевременного устра-нения речевых нарушений. Родительские собрания проводим в форме засе-дания логопедической гостиной для родителей.

Заседание логопедической гостиной проводится и для педагогов ОО. Проведение гостиной проходит в тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогов. В ходе самой гостиной педагоги участвуют не как пассивные слу-шатели, а как активные участники диалога.

Совместные занятия театрализованной деятельностью, включающие подготовку и проведение спектаклей. Хочется отметить, что именно самосто-ятельная театрально-игровая деятельность способствует интенсивному рече-вому развитию. Применение театрализованных игр повышает эффективность коррекционной работы речевого развития детей за счёт комплексного аф-фективно-коммуникативного воздействия. Логопед подбирает материал с учётом особенностей речевого развития детей, а воспитатель закрепляет или разучивает диалоги индивидуально и с подгруппой.

Во всех формах взаимодействия используются информационно – ком-муникационные технологии (ИКТ) :

широко используются мультимедийные презентации для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня;

в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда воспитатель использует пальчиковые игры с детьми, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику и т. д с ис-пользованием компьютера.

Занятия с применением компьютерных программ и технологий прово-дятся с соблюдением норм СанПиНов:

использование новых моделей компьютера;

работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы пери-одически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 - 2 минуты на не-сколько секунд.

Критерии эффективности

Представленная система работы, заключающаяся в тесном взаимодей-ствии учителя-логопеда и воспитателя группы, способствует повышению эф-фективности коррекционной работы. Воспитанники группы компенсирую-щей направленности участвуют в конкурсах чтецов и иных мероприятиях, организованных в ДОУ, а также в городских конкурсах чтецов, получают заслуженные награды.

Не только воспитанники, но сами педагоги группы компенсирующей направленности проявляют активность и участвуют в городских конкурсах.

Таким образом, согласованный подход к речевому воспитанию детей по организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия и способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в работе инструктора по физкультуре с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе инструктора по физической культуре с целью повышения качества воспитательно.

Лист взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя «Звуки [Э], и [А], [У], [И], [О], [Э]» в с средней группе Дом построить мы решили. (Делают руками над головой «крышу».) Взяли гвозди, молоток (Сжимают и разжимают кулачки) И по бревнам тук-тук-ток.

Лист взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на май «Наш город. Моя улица» в средней группе Дети должны усвоить: название города главных улиц, площади, парка; основные достопримечательности; важные учреждения и предприятия. Лексика.

Лист взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на март в средней группе День Космонавтики Развитие мелкой моторики На Луну летать мы будем В небе скучно ей одной: Непременно нужно людям Познакомится с Луной.

Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на апрель в подготовительной группе Профессии. Звук и буква Ш. Развитие общей моторики. Руки в стороны — в полет Отправляем самолет. Дети бегут на носочках по кругу, расставив.

Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на апрель в средней группе Дикие животные весной. Звук О. Развитие общей моторики. Зайки белые сидят и ушами шевелят. (Дети приседают, держа ладони у головы. Вот так,.

Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на октябрь (средняя группа) Мебель. Звук. О Речедвигательные упражнения Раз, два, три. Дет шагают. - Раз, два, три. Шкаф высокий - посмотри! Руки высоко ПОДНЯТЬ вверх.

Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя. Подготовительная группа День Победы Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках,.

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества образовательного процесса Тема: «Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества образовательного процесса» Подготовила: Абдурагимова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя для повышения качества коррекционно-образовательного процесса
Опубликовано: 11 ноября 2019 в 22:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД