Папки-передвижки

Экологический проект «Волшебница-зима» для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Легкова
Экологический проект «Волшебница-зима» для детей старшего дошкольного возраста

Экологический проект "Волшебница-зима"

Автор работы: воспитатель старшей группы

Легкова Наталья Николаевна

Киров 2016

Актуальность проекта

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой? Как переживают холодное время года животные, птицы, растения? Что было бы, если бы зимой не было снега?Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

Публикация «Экологический проект „Волшебница-зима“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Проект дает детям старшего дошкольного возраста возможность в течение трех месяцев работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

Одна из задач перед воспитателем – это заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных.

Поддерживая стремления детей старшего дошкольного возраста к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Данный вид деятельности предоставляет большие возможности для творчества ребят, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе, он позволяет в условиях образовательной деятельности в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.

Цель проекта

Расширять и углублять знания детей старшего дошкольного возраста о зимнем времени года через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи проекта :

1. Создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования их представлений о зимних явлениях, о живой и неживой природе в зимний период, о зимних забавах, праздниках через интегрирование образовательных областей.

2. Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).

3. Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.

4. Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.

5. Развивать любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.

6. Воспитывать бережное отношение к природе.

7. Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

8. Развивать коммуникативные навыки,творческие способности.

9. Повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы

Тип проекта : познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта :среднесрочный (с 01.12.2014г. по 29.02.2015г.)

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатель старшей группы, родители, музыкальный работник, инструктор по физической культуре

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы реализации проекта :

- Словесные (беседа, составление рассказов, чтение художественной литературы, заучивание стихов)

- Наглядные (рассматривание иллюстраций о зиме, демонстрация фотографий)

- Практические (действия воспитателя, моделирование разнообразных ситуаций, опыты со снегом и водой, изготовление альбомов, аппликации, оригами и т. д)

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный:

- изучение эффективных технологий и методик по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

-выбор путей реализации проекта, оборудования и материалов

-информирование родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми старшего дошкольного возраста, анкетирование родителей на тему «Экологическое воспитание детей»

- подбор художественной литературы по теме

- преобразование предметно-развивающей среды в группе

- составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями

- диагностика у детей знаний о зиме

- определение и формулировка ожидаемых результатов.

Первоначальная диагностика детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию

на тему «Зима»

Знания о зимнем времени года, о явлениях неживой природы Знания об особенностях существования растений, птиц, животных зимой Знания о зимних праздниках, играх, забавах, видах спорта Исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования со снегом, водой и льдом. Бережное отношение к природе Умение замечать красоту зимней природы

35% 37% 42% 39% 48% 43%

Ожидаемые результаты

Дети

- формирование у детей старшего дошкольного возраста разносторонних представлений о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период

- развит исследовательский и познавательный интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы

- развито умение устанавливать зависимость жизни растений и жизни животных от изменений в природе

- воспитание бережного отношения к природе

- повышен интерес детей старшего дошкольного возраста к зимним праздникам, играм, забавам, видам спорта

- развиты коммуникативные навыки, творческие способности

- привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию

- расширение кругозора детей

Родители

- проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы

- привлекают детей к совместному труду в природе

- приобщаются в творческую работу с детьми, укрепляется заинтересованность в сотрудничестве с детским садом

2 этап - основной

План проекта

Виды деятельности Предполагаемая дата проведения Место проведения Наименование мероприятия Ответственный

Речевое развитие декабрь детский сад Чтение художественной литературы С. Иванов «Каким бывает снег»,

Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький снежочек…», «Снегурочка» (р. н. с., «Морозко» (р. н. с.)

Беседы «Зима в лесу», «Зима и дети. Зимние забавы», «Живая и неживая природа зимой»

Составление рассказа по картинкам «Зимушка-зима»,

разучивание пословиц и поговорок о зиме

Рассматривание иллюстраций и картин о зиме.

Беседа «Праздники зимой» воспитатель

январь детский сад Рассматривание иллюстраций «Звери зимой», «Птицы зимой»

Беседа «Зимние приметы», «Что делают деревья зимой?» «Нужна ли нам зима?»

Чтение произведений С. Есенин «Поет

Зима,аукает…»,И. Суриков «Зима».чтение сказки «Морозко». В. Бианки «Кто к кормушке прилетел»

Поэзия: А. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Вот, север, тучи нагоняя…»; К. Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»;

Прослушивание аудиозаписи «Кабы не было зимы…»

Разучивание стихотворений о зиме»

Рассказать детям о явлениях неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).

воспитатель

дети

февраль детский сад Разучивание стихотворений о зиме.

Чтение произведений Н. Павлова «Под снегом на лугу», З. Трофимова «Снег-что это такое?»В. Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет? Кто как читает?»; Г. Скребицкий «Зима»; Л. Воронкова «Снег идет», В. Одоевский «Мороз Иванович».

Пересказ прочитанных произведений

Составление рассказов «Игры зимой», рассказ о прогулках с родителями

Беседы «Как зимуют домашние животные», «Зимний лес»

воспитатель

Социально-коммуникативное развитие декабрь детский сад, участок для прогулки на улице Д/и «Зимние слова», «Зимующие птицы», «Времена года»

П/и «Смелее вперед», «Ловишки», «Заморожу»

С/р «Собираемся зимой на прогулку»

Прогулки, труд на участке, подкармливание птиц

Разукрашивание раскрасок на тему «Зимние виды спорта, игры и забавы»

Скольжение по ледяным дорожкам Воспитатель, инструктор по физической культуре

январь детский сад, участок для прогулки на улице Д/и «Что растет на елке…», «Когда это бывает?», «Чьи следы»

П/и «На дворе у нас мороз», «Два Мороза», «Снежный бой»,катание на санках и лыжах

Расчистка дорожек от снега во время прогулки

Игровое задание «Лепим комочки»(игра в снежки) Воспитатель, инструктор по физической культуре

февраль детский сад, участок для прогулки на улице П/и «Ледяные фигуры», «Заморожу», «Лиса и зайцы», «Ловишки»,катание на санках и лыжах.

Д/и «Подбери признак», «Четвертый лишний…», «Подбери родственные слова», «Ассоциации»

Прогулки, труд на участке

Викторина «Зимушка-зима»

С/р и «Путешествие в зимний лес»

Воспитатель, инструктор по физической культуре

Познавательное развитие декабрь детский сад, участок для прогулки на улице Наблюдение на участке «Участок нашей группы. Что изменилось?»

Предложить полюбоваться красотой снежных сугробов в ясный зимний день. Подбросить снег и посмотреть, как он блестит на солнце. Закрепить знания о свойствах снега в морозный день (легкий, пушистый, рассыпчатый, хрустящий).

Опыт «Свойства снега»,опыт «Лед. Какой он?»

Игра «Заморожу»

Наблюдение «Птицы зимой»

Наблюдение и беседа «Зачем нужна кормушка?»

Акция «Покормите птиц зимой» воспитатель

январь детский сад, участок для прогулки на улице Лепка различных форм из снега

Окрашивание снега красками

Опыт «Почему снег мягкий?»

Опыт «Почему снег греет?»

Наблюдение «Деревья зимой»

«Окучивание» снегом деревьев

«Вечер загадок о зиме»

Д/и «Найди ошибки» (чего не бывает зимой?

Рассмотреть морозные узоры на окнах. Полюбоваться их красотой. Развивать эстетическое восприятие окружающего. Загадать загадки о зимнем времени года. Предложить детям нарисовать морозные узоры на бумаге.

Наблюдение за трудом дворника воспитатель

февраль детский сад, участок для прогулки на улице Опыт «Откуда берется иней?»

Рассказ «откуда берутся осадки на земле?»

Опыт «замерзание жидкостей»

Наблюдение за ветром

Наблюдение «Как падает снег?»

Обойти кругом территорию детского сада. Отметить произошедшие изменения, глубину снежного покрова, состояние деревьев

Д/и «Какое небо»

Наблюдение за облаками, тучами

Словесная игра «Угадай на что похожи?»

Наблюдение капели с крыши в солнечный день. Подвести детей к пониманию ее появления в зависимости от температуры воздуха. воспитатель

Художественно-эстетическое развитие декабрь детский сад Оформление предметно-развивающей среды в группе, изготовление макета «зима»

Рисование «Зимние узоры»

«Волшебные снежинки»

«Деревья в снегу»

«Зима не даром злится»

Лепка «Серебряные снежинки»

Аппликация «Снеговики в шапочках и шарфиках»

Выставка детского творчества.

Рисование «Еловые веточки».

«К нам пришел Новый год»

Лепка «Нарядная елочка»

Праздник «Новый год» воспитатель

музыкальный работник, дети старшего дошкольного возраста

январь

детский сад Рисование «Закружила вьюга белые метели»

«В городе зимой»

«Белая береза под моим окном»

«Сосульки на крыше»

«Волшебные снежинки»

Лепка «Воробушки на кормушке»

«Лыжник»

Аппликация «Зимний лес»

«Кормушка для птичек»

Выставка детского творчества.

воспитатель, дети старшего дошкольного возраста

февраль детский сад Рисование «Морозные узоры на окне»

«Моряки»

«Самолеты и летчики»

«Папин портрет»

Рисование «нарисуй ветер»

Лепка «Я – русский солдат»

«Символ армии – звезда»

Аппликация «Корабли на рейде»

Изготовление праздничной открытки ко дню защитника отечества

Праздник «23 февраля»,выставка рисунков

Конкурс чтецов «Зимушка-зима» воспитатель, музыкальный работник, дети старшего дошкольного возраста

Физическое развитие декабрь детский сад, участок для прогулок на улице П/и «Заморожу», «Остановись возле снежка» (Игра на развитие внимания,«Попади в обруч» (Игра на развитие меткости, «Смелее вперед».

Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»

Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили…»

Пальчиковая гимнастика «Новый год»

воспитатель,

инструктор по физической культуре

январь детский сад, участок для прогулок на улице Игра – упражнение «Раз и два, раз и два,Лепим мы снеговика…»,

«Лыжник»

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Упражнение «Ветерок»

П/и «На дворе у нас мороз», «Два Мороза», «Снежный бой»

Катание на санках и лыжах воспитатель,

инструктор по физической культуре

февраль детский сад, участок для прогулок на улице Упражнение «Снежинка»

Физкультминутка «Вот на улице мороз»

Пальчиковая игра «Снежинки»

П/и «Ледяные фигуры», «Заморожу», «Лиса и зайцы», «Ловишки»

Катание на санках и лыжах

Зимний спортивный праздник воспитатель,

инструктор по физической культуре

Работа с родителями декабрь детский сад, участок для прогулок на улице Анкетирование «Экологическое воспитание детей»

Родительское собрание «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Акция добрых дел «Берегите птиц зимой»(изготовление кормушек для птиц)

Консультации «Как сделать прогулку зимой интересной»

Папка-передвижка в родительский уголок на тему «Зима»

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию «Берегите природу»

Изготовление поделок на конкурс «Новогоднее украшение»

Выставка поделок воспитатель, родители, дети старшего дошкольного возраста

январь детский сад, участок для прогулок на улице Совместный труд родителей с детьми по уборке снега на участке и на веранде.

Беседа с родителями на тему «Снежные постройки» Приобщить родителей к сооружению снежных построек на участке для игр детей.

Папка передвижка «Зима и зимние приметы» Расширить представление детей и родителей о времени года «Зима»

Консультация на тему: «Развитие исследовательских способностей детей в игре на природе»

Оформление фотовыставки

«Зимние забавы»

воспитатель, родители, дети старшего дошкольного возраста

февраль детский сад, участок для прогулок на улице Совместный труд родителей с детьми по уборке снега на участке

Консультация «Как провести выходной день с детьми» Помочь родителям организовать досуг детей.

Подборка стихов о зиме и зимних праздниках для разучиванияс детьми дома

Домашнее задание для родителей и детей : нарисовать рисунки к стихам, загадкам и поговоркам о зиме для создания альбома «Стихи, загадки и поговорки о зиме»

Спортивный праздник с участием пап воспитатель, родители, дети старшего дошкольного возраста

3-й этап - заключительный

Продукты проектной деятельности

- Оформлена предметно-развивающая среда в группе на тему «Волшебница зима» (сделан макет «Зима»,сделанамини библиотека книг на тему «Зима»,обновлен «Календарь природы»,дополнен «Центр художественно-творческой деятельности» рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.).

- Подборка литературы по теме.

- Составление плана взаимодействия с родителями

- Организация выставки «Новогодняя поделка»

- Изготовлены кормушки для птиц

- Конкурс чтецов «Стихи о зиме»

- Составление альбома «Стихи, загадки и пословицы о зиме»

- Обновление дидактических игр для группы «Четвертый лишний», «Зимующие птицы», «Чьи следы», «Ассоциации»

- Изготовление с детьми снежинок для украшения группы

- Оформлена фотовыставка «Зимние забавы»

- Выставка рисунков. аппликаций, поделок на тему «Зимушка-зима»

- Составление альбома «Атмосферные явления»

- Оборудование участка постройками из снега

Краткосрочные результаты проекта

- Углублены знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе в зимнее время года

- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с воспитателем. — развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря.

- Развитие творческих способностей детей.

- Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений, пословиц и поговорок о зиме.

- Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

- Расширение картотеки игр зимней направленности (дидактические, подвижные, пальчиковые, и употребление их детьми в свободной деятельности)

- Повышен интерес к участию в зимних забавах, играх через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы

- Развито чувство бережного отношения к природе.

Долгосрочные результаты проекта

Вести активную работу по экологическому воспитанию

Использовать различны формы работы, интеграцию образовательных областей

Использовать современные педагогические технологии

Распространять и обобщать опыт

Разработка и осуществление проекта «Юные экологи» в соответствии с ФГОС

Диагностика детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию на тему «Зима» на заключительном этапе

Знания о зимнем времени года, о явлениях неживой природы Знания об особенностях существования растений, птиц, животных зимой Знания о зимних праздниках, играх, забавах, видах спорта Исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования со снегом, водой и льдом. Бережное отношение к природе Умение замечать красоту зимней природы

35-75% 37-79% 42-85% 39-87% 52-84% 43-90%

Заключение.

Данный проект позволил в условиях образовательного процесса расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе, жизни птиц, лесных животных в зимнее время,исследовать разные состояния воды и снега. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях.

Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашей группе.

У детей сформировались положительные отношения к изучаемому материалу, желание активно познавать.

Таким образом, проект выявил положительные результаты в работе с детьми и их родителями. Полностью справился со своими задачами и может быть рекомендован для использования в других группах детского сада.

Список литературы

1. «От рождения до школы».Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. :Мозаика-Синтез,2014г.

2. С. Н. Николаева «Юный эколог».Программа экологического воспитания в детском саду-М:Мозаика-Синтез,2010г.

3. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы)- М. :ВАКО,2007г.

4. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Родительские собрания в ДОУ».Методическое пособие. -2-е изд. -М. :Айрис-пресс,2007

5. «Природа, как средство эстетического и нравственного воспитания детей».Дошкольное воспитание №1 2010

6. Формирование заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возрастаДошкольное воспитание №8 2009

7. «Экологическое воспитание дошкольников средствами народной педагогики»Дошкольное воспитание №5 2009

8. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : [д/с № 29 с. Русско-Высоцкое]//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2009.–№ 5.

9. Дошкольная педагогика. –2008.–№ 2.– Классификация дидактических игр; Дидактические игры экологического содержания;

10. Фокина В. Г. Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –2008.–№ 3. Организация уголка природы.

11. Якубенко В. Через активную деятельность – к любви: [формы экологического воспитания]//Детский сад со всех сторон. –2003.– № 42.

12. https://detsad-kitty.ru

13. www.maam.ru

14. Воспитателям. ру Сайт для воспитателей детских садов

15.https://doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika10-1.htm

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Лэпбук» для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка-зима»Дидактическое пособие «Лэпбук» для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка-зима» Дидактическое пособие - Лэпбук «Зимушка-зима" изготовлено из нескольких коробок из-под конфет, в которые вклеены кармашки, сложенные способом.

Конспект ООД по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста  «Волшебница вода» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Формирование целостной картины мира - Ознакомление.

Экологический проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возрастаЭкологический проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста Проект на тему: «Земля – наш общий дом» (экологический) для детей старшего дошкольного возраста. Тип проекта: творческий, исследовательский,.

Сценарий развлечения «Прощай, Зимушка-Зима» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий развлечения ««Прощай, Зимушка -Зима» для детей старшего дошкольного возраста Ведущая. Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие.

Экологический праздник «Добро пожаловать в лес!» для детей старшего дошкольного возрастаЭкологический праздник «Добро пожаловать в лес!» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование экологически грамотного отношения старших дошкольников к природе. Задачи: - воспитывать положительное отношение к окружающему.

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста «Птицы — наши пернатые друзья!»Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста «Птицы — наши пернатые друзья!» Экологический проект для детей младшей возрастной группы «Птицы- наши друзья».Разработала воспитатель Т. А. Сироткина Тип проекта: информационно.

Экологический проект для старшего дошкольного возраста «Насекомые»Экологический проект для старшего дошкольного возраста «Насекомые» Проект экологической направленности,информационный. Через проект планируется приобщить детей к природному окружению и формированию у них.

Экологический проект «Посадка семян салата» для детей дошкольного возрастаЭкологический проект «Посадка семян салата» для детей дошкольного возраста Экологический проект "Посадка семян салата" для детей дошкольного возраста к конкурсу "Маленький исследователь" в номинации «Мы - друзья.

Экологический проект «Волшебница зима» во второй младшей группеЭкологический проект «Волшебница зима» во второй младшей группе Автор проекта: Сутырина Е. И. Реализация проекта воспитателей Сутыриной. Е. И, Савиной О. А. Тип проекта: информационно-творческий, экологический.

Экологический проект «Здравствуй, зимушка-зима» (для детей 5–6 лет)Экологический проект «Здравствуй, зимушка-зима» (для детей 5–6 лет) Здравствуйте Уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня я хочу представить Вашему вниманию экологический проект «Здравствуй.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Волшебница-зима» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 08:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД