Получи документы

Экологическое воспитание старших дошкольников посредством проектной деятельности в ДОО

Олеся Лютова
Экологическое воспитание старших дошкольников посредством проектной деятельности в ДОО

В Российской Федерации разработана общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Публикация «Экологическое воспитание старших дошкольников посредством проектной деятельности в ДОО» размещена в разделах

Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и предстаёт как сознательные, избирательные его связи с различными природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребностей, а также эмоциональных отношений любви и привязанности.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Экология (от др. греч. оо — обиталище, жилище, дом, имущество и — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». На сегодняшний день данное направление принято называть биологической либо классической экологией. Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению : научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.

Большое значение придавал природе и К. Д. Ушинский, он был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи К. Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е. Н. Водовозовой, которая уделяла много внимания природе, как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Е. Н. Водовозова раскрывает роль наблюдения как наиболее доступное средство ознакомления маленьких детей предметами и явлениями окружающей природы. По её мнению, наблюдение для детей даёт богатую пищу для развития детского ума и эстетических чувств [2].

В ряде научных трудов (А. И. Васильева, Н. К. Постникова, И. А. Хайдурова и др.) косвенно касающихся вопросов сенсорного развития детей показано значение анализирующего восприятия (умение видеть признаки объектов природы) для развития деятельности детей в процессе познания старшими дошкольниками взаимосвязей в природе. Таким образом, педагогические работы по ознакомлению дошкольников с природой раскрывают возможность и необходимость формирования сенсорных навыков у детей.

Тесное общение человека с природой становится наиболее необходимым направлением в экологии, ставшим основой таких развивающихся отраслей, как общественной экологии и экологии человека. Наиболее подходящие примеры использования человеком природных ресурсов и того, что следовало после этого общения с природой и на здоровье людей, имеют спрос в дошкольной педагогике с целью становления у дошкольников начальной позиции по экологическому воспитанию [11].

В основе экологического воспитания более приспособленные в дошкольном возрасте основные идеи экологии, которые рассматривают такие общие связи как: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [57].

В проекте Федерального закона «Об экологической культуре» сформулировано, что «экологическое воспитание дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды» [43].

Экологическое образование является непрерывным процессом воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленным на формирование норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению ко всему живому, а также получение специальных знаний и практических навыков по охране окружающей природной среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности [43].

Е. В. Гончарова говорит, что достаточно часто экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сочетают только с сочетанием ими любви и бережного отношения к природе.

Между тем психолого-педагогические исследования, по мнению автора, дают нам право понимать и конкретизировать предмет и содержание этого направления, а так же связать их с первоначальным понятиями экологии.

Автор говорит, что научно-экологический подход дает возможность перенаправить знакомство дошкольников с природой на экологическое воспитание и уже в среднем дошкольном возрасте начать воспитание экологической культуры. Задачи экологического воспитания нужно изучать, как направления и ориентиры, которыми будут обоснованны методы и приемы педагогического действия на развитие индивидуальности ребенка-дошкольника [13].

Экологическая культура имеет возможность изучаться как необходимая часть общечеловеческой культуры, включает в себя систему общественных взаимоотношений, моральных ценностей, норм и способов общения друг с другом и общества с окружающей природной средой; преемственно становится в каждом человеческом понимании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, а также помогает становиться здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально- экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека [42].

Тематика проектной деятельности в детском саду подбирается в соответствии с календарно-тематическим планированием. Реализация проектной деятельности зависит от педагогов и возрастной группы детей. Проектная деятельность проводится по блоку «Познавательное развитие» и может иметь любое направление. По направлению экологического воспитания реализуются различные по своей тематике проекты : «Сказы о земле Уральской» (знакомство с камнями, «Капелька», «Волшебница-вода», «Насекомые», «Птичья столовая», «Что нам осень принесла» и др.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети выполняют разнообразную деятельность : ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. В проектной деятельности участвуют дети младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагоги выбирают в зависимости от возрастных особенностей детей группы. Дети среднего дошкольного возраста выполняют меньший объем работы, используют самые простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К проектной деятельности обязательно подключаются родители и родственники (бабушки, дедушки) детей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (нарисовать рисунок или приготовить альбом с рисунками, создать гербарий цветов, сделать фотографии местных зимующих птиц или электронную презентацию на исследуемую тему). Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель предоставляет справочный, практический материал или рекомендует, где его можно найти.

Совместная деятельность педагога и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни объектов наблюдений (в уголке природы различные комнатные растения, животные запрещены по СаНПиНу) – главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов (результатов выращивания) позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений. В каждой группе есть уголок природы и уголок экспериментальной деятельности. Такие уголки содержат разнообразные материалы, которые дети могут использовать по своему усмотрению. Материалы тщательно отбираются воспитателем с тем, чтобы они стимулировали исследовательскую активность ребенка. Их раскладывают так, чтобы они были видны и доступны.

Одним из самых интересных проектов, реализованных в «Детском саду №11» был проект в старшей группы «Сказы о земле Уральской», который был направлен на знакомство с творчеством П. П. Бажова, а так же у него была творческо-исследовательская цель – знакомство с различными камнями родного края. Результатом этого проекта стала коллекция полудрагоценных и поделочных камней, их обследование «в породе» и обработанных. Был оформлен уголок «Хозяйки медной горы». Дети вместе с педагогом сделали панно-картину из камней, раскрасили камни-окатыши в животных леса (акриловая роспись на камнях). Дети старшей группы посетили презентацию этого проекта : они стали гостями на «Ярмарке», где могли сами рассматривать различные камни и поделки из их, познакомиться с «Хозяйкой медной горы» (кукла в мини-музее, рассмотрели рабочие инструменты для обработки камней. Дети познакомились с разнообразием камней в природе, некоторыми их свойствами и особенностями; поняли, что камни классифицируют по разным признакам.

Таким образом, в «Детском саду №11» проектная деятельность реализуется на постоянной основе, тематика проектной деятельности и характер деятельности субъектов проектной деятельности зависит от календарно-тематического планирования, а так же исходит из интересов детей. Творческая атмосфера, правильно организованный педагогический процесс, вовлеченность воспитанников и их родителей позволяют применять проектную деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста в данном детском саду. Найдена такая форма публичной презентации проектной деятельности на изучаемую тему, как представление её продуктов в конце тематических недель, но проводится не в системе, а время от времени. В проектной деятельности дети научились : анализировать наблюдаемые явления и объекты, проводить опытно-экспериментальную деятельность и формулировать выводы по ней, сформировались первоначальные представления о живой и неживой природе, начинают проявлять бережное и заботливое отношение к объектам живой природы, в природном окружении соблюдают элементарные нормы поведения, начинают давать оценку действиям других людей по отношению к природе.

Список использованных источников

1. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой СПб: Питер, 2016. - 464 с.

2. Годовикова Д. Как измерить детскую любознательность?//Семья и школа. 2015. № 10. С. 12-14.

3. Голицина Н. С., Сенновская И. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2015. - 200 с.

4. Гончарова Е. В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей. Нижневартовский государственный педагогический институт. Нижневартовск, 2016. - 200 с.

5. Гончарова Е. В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. Ростов-на-Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2011. 288 с. 11 13

6. Горшкова В. В. Интерпретация педагогической концепции Джона Дьюи в Российской педагогике 20-30 гг. ХХ века. М., 2015. - 150 с.

7. Гостева Л. А., Антонова Ю. Д. Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников [Электронный ресурс] : // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 102-104. URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9534/ ( Дата обращения: 04.11.2019)

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Экологическое воспитание дошкольников .

«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание старших дошкольников посредством проектной деятельности в ДОО
Опубликовано: 16 сентября 2020 в 14:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД