МААМ-картинки

Экскурсия, как средство обогащения опыта и развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы) (1 фото)

Валентина Ладынина
Экскурсия, как средство обогащения опыта и развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Л. И. Божович высказала интересную мысль, что начиная с младенческого возраста у человека проявляется инстинктивная потребность познания, потребность новых впечатлений; эта потребность ненасыщаема, поэтому она стимулирует и определяет внутреннее содержание процесса психического развития — развития остроты ощущений, становления интеллекта, облагораживания эмоций. Воспитатель обязан обеспечить ребенку условия, в которых в полной мере удовлетворялась бы эта потребность.

Публикация «Экскурсия, как средство обогащения опыта и развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Знакомство человека с миром начинается с того, что он видит, что его окружает: вот он сам — его руки, пальцы, ноги, вот близкие люди — мама, папа, вот предметы — молоко, каша, соска, ложка, миска, кровать, стул, стол, коляска, комната, дом, улица, город. Узнает (осознает) все это ребенок тогда, когда называет словом. Но слово всегда имеет грамматическую форму, т. е. оно не только кодовый знак определенных явлений действительности, но и кодовый знак связей и отношений между данными явлениями. Следовательно, родной язык помогает ребенку осознать окружающий его мир таким, каков он есть: мир реальных вещей и явлений, существующих в связях и отношениях.

Без участия речи ребенок не может осознавать мир.

Таким образом, у ребенка есть спонтанный психологический стимул к овладению родной речью. Воспитатель должен только разумно направить его речевое развитие — поставить его в зависимость от ознакомления с окружающим

Успешное овладение содержанием познавательной деятельности возникает только тогда, когда оно опирается на достаточный уровень психического развития ребенка, удовлетворяет его потребности и создает условия для его активной деятельности.

Важное место в системе работы по обогащению опыта дошкольников занимает экскурсия. В процессе экскурсии возникает возможность познакомить детей с деятельностью и отношениями людей в естественных условиях их протекания (в магазине, на почте и т. п.). Эффективность экскурсии определяется целым рядом факторов. Во-первых, перед экскурсией должна стоять понятная и близкая для ребенка цель (пойдем к врачу, чтобы врач осмотрел Машу и полечил ей коленку и т. п.). При этом по пути к месту экскурсии необходимо многократно напоминать детям о том, куда они идут, что будут смотреть, с кем познакомятся. Педагог не должен отклоняться на посторонние наблюдения, разговоры с детьми, чтобы не отвлекать внимания их от основного содержания экскурсии. Во-вторых, на экскурсии должны быть созданы условия для активной деятельности детей (покупают овощи на компот, отправляют письма на почте и т. п.). Благодаря этому, выполненные ребенком действия прочно входят в его непосредственный жизненный опыт и ему будет проще их воспроизвести в условиях игры. В-третьих, наблюдение детьми за деятельностью взрослых людей должно быть соответствующим образом организовано, ребенок должен иметь возможность четко видеть все выполняемые действия. Наблюдение должно проходить под руководством педагога, который обращает внимание детей с помощью объяснений и вопросов на выполняемые людьми действия, их последовательность, используемые предметы, возникающие между ними отношения (покупатель - продавец, покупатель - кассир и т. п., четко фиксирует их в речи и стимулирует повтор новых для детей слов. Желательно, чтобы взрослые, с чьей деятельностью дети знакомятся, включились в общение с ними: рассказывали о своих действиях, отвечали на вопросы педагога, задавали вопросы детям. В-четвертых, вся экскурсия должна быть эмоционально насыщенной. Взрослый стремится сосредоточить внимание детей на гуманных поступках, проявлениях нравственных чувств, свойственных людям той профессии, с которой он знакомит детей. У детей должен быть создан положительный настрой, составляющий благоприятный фон для восприятия информации. Это будет способствовать тому, что все увиденное и проделанное ребенком легче и прочнее запомнится им, у него возникнет желание отобразить увиденное в своих играх, рисунках.

Для обогащения опыта детей, расширения их словаря и кругозора мы проводим с детьми экскурсии, начиная со второй младшей группы. Организуя данную деятельность, мы учитываем:

возрастные особенности детей,

• их словарный запас,

• прежний социальный опыт,

• тематизм (иногда приходиться отступать – например: экскурсии с выездом).

Для получения максимального эффекта от экскурсии, для развития у детей внимания, памяти, обогащения словаря, расширения кругозора и жизненного опыта мы стараемся использовать деятельностный подход в организации экскурсий. Сначала проводим предварительную беседу, в ходе которой выявляем знания детей по данной теме и знакомим их с тем, куда и зачем мы собираемся идти. Если в ходе экскурсии нам предстоит общение с другими людьми (продавец, врач или библиотекарь, то предварительно договариваемся с ними о том, какие вопросы мы планируем задать и какую проблемную ситуацию мы хотим решить с их помощью, заранее планируем какую деятельность с детьми будем выполнять во время экскурсии и после неё, так как закрепление детских впечатлений через рисунок, лепку, конструирование или игру, не менее важно, чем сама экскурсия и деятельность непосредственно во время её.

Например: экскурсия в хлебный магазин «Колосок» (начало старшей группы). После предварительной беседы, дети с воспитателем пошли в магазин для того чтобы купить там продукты, необходимые для выпечки калачей (мука, сметана, яйца). Перед входом в магазин воспитатель обратила внимание на вывеску, на которой нарисованы колосья (перед этим на занятиях дети рассматривали колосья пшеницы, рисовали их с натуры, познакомила детей с названием магазина, предложила детям подумать, что могут продавать в магазине с таким названием. После этого мы с детьми зашли в магазин и после беседы с продавцом купили необходимые продукты и сушки к чаю. На прощание дети пообещали принести и угостить продавцов готовыми калачами. В детском саду дети вместе с воспитателем замесили тесто и настряпали калачи, а после сна кушали их сами и угощали родителей. В совместной деятельности детям было предложено нарисовать, как они делали калачи, параллельно дети рассказывали воспитателю, где и как они покупали продукты и описывали процесс работы. На следующий день с воспитателем другой смены дети снова сходили в магазин и отнесли готовые калачи в угощение продавцам. В конце старшей группы при опросе детей было выявлено, что практически все дети помнят название хлебного магазина, помнят, какие продукты они там покупали и что с ними делали. Не все дети вспомнили покупку сушек.

Конечно, не все экскурсии можно провести с такой максимальной отдачей, но в наших силах сделать каждую экскурсию наиболее насыщенной для детей.

Со своими детьми мы проводили следующие экскурсии : в магазины: «Колосок», «Ткани», «Сад и огород»; в библиотеку, на почту, в аптеку, в ателье, в музеи: краеведческие, ж/д транспорта, музей Солнца, музей школы №61; к светофору, по улицам Академгородка, в лес, на перекрёсток, на стройку, к деревьям (дуб, берёза, в ботанический сад, на станцию юных натуралистов и конюшню, в зоопарк, в авто городок, в военное училище, к Монументу Славы и др.

К сожалению, в современных реалиях, нам не всегда удаётся посетить с детьми те или иные места. У этого есть свои объективные причины: удалённость объектов, жёсткие правила транспортировки детей и высокая её стоимость, сан-эпид обстановка и пр. Но, посещая с детьми даже только то, что нам доступно, мы достигаем в развитии и обучении детей положительных результатов.

Что касается развития речи детей, то уже давно известно, что речь бывает отражённой и смысловой, или сознательной. Психология познания такова, что знания об окружающем мире входят в сознание человека в вербальной (словесной) форме. «Благодаря тому, что отражение приобретает словесную форму, — пишет А. Н. Леонтьев, — и, следовательно, его содержание выступает для человека в объективных явлениях — явлениях языка, человек не только получает впечатления от воздействующих на него предметов и явлений, но и приобретает возможность, словесно называя предметы и явления, отдавать себе отчет в содержании своих впечатлений. А это и означает, что его впечатления (образы, представления, мысли) становятся сознательными. Хотя сознательное отражение, как и всякая другая форма отражения, возникает в мозгу на основе воздействия самих окружающих предметов и явлений, однако это возможно лишь при том условии, если воздействующие явления так или иначе обозначаются в речи человека (внешней или внутренней, т. е. мысленно). Сознательное отражение действительности, как было сказано, осуществляется посредством языка, речи».

Мы надеемся, что при подобном проведении экскурсий и при такой организации деятельности, у детей будут преобладать смысловая речь и осмысленное поведение.

Экскурсия, как средство обогащения опыта и развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экскурсия, как средство обогащения опыта и развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 13 сентября 2020 в 08:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД