Получи документы

Экспериментальная программа театра импровизации для дошкольников

Лысенко Виктор
Экспериментальная программа театра импровизации для дошкольников

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Художественно-эстетическое направление

ТЕАТР-СТУДИЯ «ИМПРОВИЗАЦИЯ»

Срок реализации: 1 год

Уровни программы : Общекультурный (базовый)

Возраст обучающихся: 5-6 лет

г. Луганск

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Экспериментальная программа театра импровизации для дошкольников» размещена в разделах

Проблема развития творческих способностей личности дошкольников является одной из приоритетных в педагогике, поскольку прогресс общества - это путь постоянного творчества, преодоления стереотипов и выработка новых, нестандартных, зачастую, неожиданных идей, оригинальных подходов и путей к их воплощению.

Театр - это синтез многих искусств: литературной деятельности (чтение пьесы по ролям, постановка спектакля); изобразительной деятельности (подбор одежды персонажей, рисование декораций, изготовление атрибутов); музыкальной деятельности (исполнение песен, инсценированных музыкальных произведений и тому подобное).

Театр - это мир искусства, который духовно обогащает человека, помогает глубже познать красоту окружающего мира.

Актуальность экспериментальной программы «Театр импровизации» заключается в том, что она предусматривает творческое развитие дошкольника, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и интересов; формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

Программа имеет практическое направление. Содержание программы нацелено на выявление и реализацию актерских способностей дошкольников, формирование коммуникативных навыков.

Экспериментальная программа разработана для реализации в творческих объединениях по интересам образовательных дошкольных учреждений Луганской Народной Республики и рассчитана на обучающихся, возраст которых не младше 5-6 лет.

Экспериментальная программа предусматривает использование технологии социального проектирования, игровых, информационно-коммуникативных, исследовательских технологий, а также технологии проведения культурно - массовых мероприятий, методики активного обучения, которые позволяют успешно реализовать механизм художественно-эстетического воспитания дошкольников, сформировать некоторые актерские навыки.

Целью экспериментальной программы «Театр импровизации» является создание условий для личностного роста дошкольников, развитие их творческого потенциала посредством занятий театральной деятельностью.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить

следующие задачи.

Обучающие:

познакомить дошкольников историей и театральным направлениям импровизации развития театрального искусства импровизации;

формирование знаний, умений и навыков театрального искусства импровизации;

способствовать овладению различными техниками ораторского

искусства импровизации.

Развивающие:

развивать природные задатки дошкольников, их творческий потенциал, фантазию, наблюдательность, импровизацию;

развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание импровизацию;

развивать положительные эмоции и волевые качества; Воспитательные:

приобщать дошкольника к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;

побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности;

воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Программа рассчитана на 1 год обучения и предусматривает один уровня реализуемого содержания.

Первый уровень - общекультурный (базовый, включающий в себя один год обучения, комплектуется из обучающихся не имеющих навыков работы и не имеющих теоретических знаний. Учебные занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю по два академических часа (4 часа в неделю, 144 часа в году).

Содержание программы представлено следующими направлениями:

1. Приобретение дошкольниками знаний о театре импровизации. Они знакомятся с театром как культурным учреждением и правилами поведения в театре. Процесс знакомства с непосредственными и опосредованными участниками спектакля происходит последовательно.

2. Использование знаний о театре импровизации в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольниками. Учебный процесс направлен на усвоение различных типов творческих упражнений, которые направлены на развитие понимания образа. Эти упражнения обеспечивают постепенное усложнение заданий. На их основе дошкольники подходят к организации самостоятельной театрализованной деятельности.

Формы организации деятельности с детьми предусматривают внедрение современных педагогических технологий, содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей дошкольника. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия детей в работе.

Усвоение программного материала оценивается по следующим критериям:

овладение основными умениями и навыками актерского мастерства, правилами работы над образом, требованиями к сценической речи;

наличие постоянного ощущения актерского ансамбля, чувство партнерства;

умение анализировать свою сценическую работу и работу партнера по сцене;

умение хорошо ориентироваться в разных сценических жанрах и амплуа и использовать приобретенные знания и умения в постановке номеров;

мастерское исполнение индивидуальной программы декламатора;

участие в театральной и концертной деятельности коллектива;

участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.

Показателем успешного освоения учебного материала программы является показах спектаклей, сценических миниатюр, по театральному искусству импровизации.

Прогнозируемые результаты.

Дошкольники должны знать :

о возникновении театрального искусства импровизации;

основные профессии в театре и их роль в создании импровизированного спектакля;

Дошкольники должны уметь :

менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;

произносить скороговорки и стихотворный текст в движении;

четко произносить в разных темпах по 5 скороговорок и считалок;

двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки;

ориентироваться в пространстве, равномерно распределяясь на сцене;

строить диалог с партнером на заданную тему;

составлять диалоги героев произведений

выразительно читать стихи, диалоги, монологи, пьесы;

подбирать к словам рифмы, четверостишия;

взаимодействовать с партнером на сцене;

- принимать участие в постановке спектаклей;

владеть навыками общения и коллективного творчества;

управлять своими эмоциями;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(общекультурный (базовый) уровень, 1 год обучения - 144 часа)

п/п Название раздела Всего

часов Количество часов

Теория Практика

1 Вступительное занятие. 2 2

2 Введение. Основы театральной азбуки импровизации. 7 2 5

3 Актерская пластика импровизации. 10 1 9

4 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать.) 20 1 19

5 Развитие голоса и речи 13 1 12

6 Театральный вокал 10 1 9

7 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 80 5 75

8 Итоговое занятие. 2 2

Всего 144 13 131

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вступительное занятие (2 часа)

Теоретические занятия: беседа с воспитанниками о цели, которая ставится перед ними в процессе обучения. Элементарные сведения о жанре и его направления. Техника безопасности при выполнении физических упражнений и усвоении необходимых навыков.

2. Введение. Основы театральной азбуки импровизации (7 часов)

Теоретические занятия:

Театр - как вид искусства.

Театр - одно из древнейших искусств.

Родина театрального искусства импровизации.

Народные истоки театрального искусства - обряды, игры, праздники.

Культ предков.

Возникновение российского и украинского театров импровизации.

Скоморохи - первые профессиональные актеры импровизации.

Возникновение театра в нашем городе.

Практические занятия: беседы с дошкольниками : «Что такое театр, «Театр в моей жизни», «Зачем люди ходят в театр.

Викторина «Сдаем экзамен на воспитанность» (по правилам поведения в театре, кино).

Русские народные игры; игры-импровизации в шутов.

Поход в театр.

3. Актерская пластика импровизации (6 часов)

Теоретические занятия: Неязыковые средства выразительности. Игра мимики и жестов. Свободная выразительность движениями.

Практические занятия:

Имитационные импровизированные пластические игры.

Пластические импровизированные игры и упражнения.

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. Музыкально-пластические импровизации.

Действия с воображаемыми предметами.

4. Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать). (20 часов)

Теоритические занятия:

Беседа Что такое Сторителлинг. Еще раньше, в древности, этот способ передачи информации называли — сказительством. Порой часто слышим, что это метафоры.

Практические занятия:

Сочинение классического сценария Сторителлинга;

1. вступительная часть с описанием ситуации и событий в Сторителлинге;

2. основная, средняя части рассказа;

3. решение данной проблемы;

4. заключительная часть.

Советы для работы над Сторителлингом:

Если живой персонаж, то гипотетический или реальный субъект. Может быть организация, а так же существо придуманное.

Должны в жизни персонажа произойти перемены, важные для него. Иначе история теряет смысл действительности.

Эмоционально насыщенная история, чтобы слушатель переживал и связывал себя с главным персонажем. Впоследствии эта история должна рассказываться другим людям, т. е. жить в их сердцах.

События должны быть реальными, задать ограничительные рамки т. е. указать место и время происходящего.

Благополучной истории нужна конкретность: реальные событие, явление, живые примеры, а не общие фразы, слова. Таким способом передаются другим артистам навыки, снижается стресс у новичков, если их преследует неудача. Или вдохновят на хорошие поступки ради своих сверстников и достижения актерского роста.

5. Развитие голоса и речи (13 часов)

Теоретические занятия: выразительность языка - основное

требование к речи актеров. Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция. Громкость речи.

Практические занятия:

Звуковая подача.

Сила голоса.

Упражнения на дикцию.

Творческие игры со словами.

Скороговорки, считалки импровизированная игра.

Диалоги.

Работа над логическими ударениями.

Речевые ситуации, их анализ.

Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей на основе

сказочных сюжетов.

6. Театральный вокал (10 часов).

Теоретические занятия: музыкальное сопровождение при создании спектакля.

Практические занятия:

- упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных;

вокальные упражнения на разные слоги, пение звукоряда, музыкальные стишки, считалочки с элементами игры;

исполнения песен и музыкальных упражнений;

упражнения по хоровому пению (народные, детские песни);

- разучивание песен и музыкальных номеров к спектаклю.

7. Работа над импровизированной зарисовкой (80 часа)

Теоретические занятия: ознакомление с репертуаром. Распределение ролей.

Практические занятия:

Постановка импровизированного мини-спектакля на основе сказочных сюжетов.

Летопись театрального кружка : фотовыставка.

8. Итоговое занятия (2 часа)

-Практические занятия: Показ творческой работы спектакля. Подведение итогов работы за год, анкетирование. Поощрение лучших детей участников театра

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

/МЛАДШАЯ ГРУППА Ясли сад №127 (2021-2022г.)

п/п № урока

в теме Тема урока Дата проведения кол.

часов

по плану по факту

Работа по комплектованию группы

Работа по комплектованию группы

Работа по комплектованию группы

Работа по комплектованию группы

1 1 Вступительное занятие ТБ. Введение. Беседа.

Основы театральной азбуки импровизации. 2

2 2 Основы театральной азбуки импровизации. Народные истоки театрального искусства. 2

3 3 Актерская пластика импровизации. Игры имитационные пластические. 2

4 4 Основы театральной азбуки импровизации.

2

5 5 Развитие голоса и речи.

2

6 6 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

7 7 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

8 8 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

9 9 Актерская пластика импровизации

Игра мимики и жестов. 2

10 10 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать). 2

11 11 Развитие голоса и речи

Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

12 12 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать).

Развитие голоса и речи.

Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция. 2

13 13 Актерская пластика импровизации.

Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать). 2

14 14 Актерская пластика импровизации.

Игры и упражнения на пластическую выразительность 2

15 15 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать).

Развитие голоса и речи.

Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция. 2

16 16 Актерская пластика импровизации.

Игры и упражнения на пластическую выразительность 2

17 17 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать). 2

18 18 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

19 19 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

20 20 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

21 21 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

22 22 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

23 23 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

24 24 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

25 25 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

26 26 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

27 27 Актерская пластика импровизации.

Игры и упражнения на пластическую выразительность 2

28 28 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать). 2

29 29 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать). 2

30 30 Развитие голоса и речи. Звуковая подача. Сила голоса. 2

31 31 Развитие голоса и речи. Звуковая подача. Сила голоса. 2

II полугодие

32 32 Вступительное занятие ТБ. Введение. Беседа. Актерская пластика импровизации. 1

1

33 33 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать).

Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

34 34 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать).

Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

35 35 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

36 36 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

37 37 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

38 38 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать). 2

39 39 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

40 40 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

41 41 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

42 42 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать) 2

43 43 Театральный вокал. 2

44 44 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать) 2

45 45 Актерская пластика импровизации. 2

46 46 Развитие голоса и речи

Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

47 47 Развитие голоса и речи. Громкость речи.

Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

48 48 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

49 49 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

50 50 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

51 51 Развитие голоса и речи. Громкость речи.

разучивание песен и музыкальных номеров к спектаклю. 2

52 52 Развитие голоса и речи. Громкость речи.

Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

53 53 Театральный вокал. - разучивание песен и музыкальных номеров к спектаклю. 2

54 54 Театральный вокал. Разучивание песен и музыкальных номеров к спектаклю. 2

55 55 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать) 2

56 56 Театральный вокал. - разучивание песен и музыкальных номеров к спектаклю.

Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

57 57 Театральный вокал. - разучивание песен и музыкальных номеров к спектаклю. 1

58 58 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

59 59 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

60 60 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

61 61 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

62 62 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

63 63 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

64 64 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

65 65 Театральный вокал. - разучивание песен и музыкальных номеров к спектаклю. 2

66 66 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

67 67 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

68 68 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

69 69 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

70 70 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

71 71 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2

72 72 Итоговое занятие. 2

РАСМОТРЕНО

Протокол заседания

МО Дополнительного образования

от___ 08.2021 №___

СОГЛАСОВАННО

Зам. директора по УВР

.

(Подпись)

___ .08.2021

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербовская Н. П., Головина О. М., Уранова В. В. Искусство речи. - М., 1977.

2. Вижанкова Т. М. Развитие устной монологической речи // Начальная школа. №4,1991.

3. Григорьева Н. М. Учимся сочинять загадки // Начальная школа. №4, 2003.

4. Елизарова Е. М. К тайнам слова. Занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку: Издательство «Учитель». - Белгород, 2007.

5. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения в начальной школе проектного метода // Начальная школа. №2, 2004.

6. Ладыженская Т. А., Сорокина В. И., Никольская Р. И. Детская риторика 1 - 2 класс. - М., 1994.

7. Леонарди Е. И. Дикция и орфоэпия. - М., 1967.

8. Ляшко Б. Как надо и как не надо говорить в эфире: Учебное пособие. - М. : Институт истории и социальных проблем телевидения, 1999.

9. Митяш В. Проектная деятельность младших школьников. - М., 2004.

10. Петрова А. И. Сценическая речь. - М., 1981.

11. Сиротина О. Б. Современная разговорная речь и ее особенности. - М., 1974.

Публикации по теме:

Экспериментальная деятельность младших дошкольников с водойЭкспериментальная деятельность младших дошкольников с водой В рамках тематической недели "Разноцветная неделя" предложила я своим дошколятам превратиться в фокусников. И каждому попробовать показать.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Экспериментальная деятельность в летний период для младших дошкольников Примеры экспериментов, проводимых в летний период 2016 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Аистёнок» Объекты экспериментальной.

Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Эти опыты мы с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Эколята-защитники природы» Дети принимали активное участие в опытах.

Фотоотчёт  «Волшебный мир театра. День театра в детском саду для всех дошкольников ДОУ»Фотоотчёт  «Волшебный мир театра. День театра в детском саду для всех дошкольников ДОУ» «Волшебный мир театра» - День театра в детском саду. Педагоги и воспитанники МБДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» города Пикалёво.

Конспект музыкальной импровизации «Звуки лета» Цели и задачи: развивать звуковую импровизацию, воображение, ассоциативное мышление, навыки создания свободных композиций прививать навыки.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Экспериментальная деятельность для старших дошкольников в летний период Примеры экспериментов, проводимых в летний период 2016 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Аистёнок» Объекты экспериментальной.

Экспериментальная деятельность дошкольников. Опыт «Вода — прозрачная!»Экспериментальная деятельность дошкольников. Опыт «Вода — прозрачная!» Цели: - закреплять у детей знания и представления о простейших свойствах воды: прозрачная, бесцветная, обладает текучестью; - формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная программа театра импровизации для дошкольников
Опубликовано: 23 октября 2021 в 23:18
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД