наталья новикова
Экспериментально-познавательная деятельность в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма совместной деятельности : Экспериментально - познавательная
Форма организации: Подгрупповая
Раздаточный материал: Воздушные шары разных цветов, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики с мыльным раствором, гуашь, листок бумаги А4 на каждого ребёнка, салфетки для рук, фартуки, волшебная баночка с плотной крышкой, камни и пенопласт на каждого ребёнка, тазы с водой.
Цель: Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС:
Публикация «Экспериментально-познавательная деятельность в подготовительной группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Закрепить и расширить знания детей о свойствах воздуха
Задачи:
Обучающие: Уточнить знания детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способе его обнаружения.
Закрепить знания детей о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Воспитательные: Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Развивающие: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов
1. Организационный момент
Задача: собрать внимание детей
Ребята давайте поздороваемся с гостями.
- Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что сегодня праздник (ответы, вы сейчас отгадайте сами. Как он называется. Слушайте мою загадку.
Загадка:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)
2. Мотивационно-целевой этап
Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность
Правильно сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький.
- А что нужно сделать, чтобы шарик стал веселым, большим, круглым?
- Правда? Вот какой он красивый получился! А интересно, что у него внутри?
- Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! - А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?
Получается, воздух какой?
Ответы детей.
Дети садятся на стульчики
- Надо его посильнее надуть.
- Воздух.
- Прозрачный, бесцветный и невидимый.
3. Восприятие предмета
Опыт№1
– Проходите в лабораторию. Ребята, я придумала, как нам поймать и увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
- Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
- Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Интересно, почему?
- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
- А давайте проверим!
Проходят к столу:Полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка
-он пуст
Ответы детей
-Пакет опять стал пустым.
Ответы детей.
4. Практическая работа
Задача: создать условия для самостоятельной деятельности детей Опыт№2
Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с мыльной водой тихо, тихо.
Не забывайте о мере безопасности: При вдыхании воздуха будьте внимательно осторожны чтобы мыльный раствор не попал в рот и в глаза.
– Раздувание мыльных пузырей. (На данном этапе происходит отработка более глубокого вдоха через нос и более длительного выдоха через рот).
Вывод: - Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в мыльную воду и получаются пузырьки.
- Ребята давайте мы нарисуем из мыльных пузырьков красивые картины.
-“Начинаем колдовать, в чудеса все превращать”
“Вот и получилось у нас настоящее волшебство, настоящее чудо:
“Сказка мыльных пузырей”
-Ребята, а давайте нашу картину назовем “ От работы добрых рук, волшебство случилось вдруг”
- Ну что ребята, что произошло с мыльной водой?
Рисуют мыльными пузырями
Делаем вывод: воздух не твердое тело.
Опыт№3 Камни, пенопласт, воздушные шары на каждого ребёнка, таз с водой
Опускают камни в тазик с водой.
опускают шарики и пенопласт в тазик с водой.
Делаем вывод:
- Оказывается, шарик и пенопласт не тонет, потому что они легче воды, а камни тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
- Ребята я вас приглашаю к следующему столу. - Что это?
- Возьмите в руки камни, какие они.
Воспитатель – Камень - это твердое тело. А можно ли взять в руку воздух и сжать его. А давайте эти камни бросим в воду и посмотрим, что произойдёт.
- Ребята, что мы видим, когда бросаем камешки в воду?
- Интересно, а почему камни тонут?
- Получается, что камни тяжелые, поэтому они тонут.
а вот интересно, если мы опустим в воду пенопласт и воздушные шарики, они утонут?
- Почему вы так думаете?
А давайте проверим Воспитатель: - Странно, камни утонули, а шарики и пенопласт нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?
- Да, как много мы узнали о воздухе.
5. Дид. игра «Волшебная баночка» Волшебная баночка с запахами
Задача: снять мышечное напряжение (смена видов деятельности)
Делаем вывод: -Правильно, чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват : присваивает себе чужие запахи.
Ребята, у меня есть волшебная баночка.
- Сейчас мы с вами угадаем, что в ней лежит, а угадывать будем по запаху, давайте закроем глаза и втянем в себя воздух.
- Чем пахнет?
- Ой, я люблю конфеты, апельсины а вы?
- Ну-ка подставляйте ладошки я сейчас буду насыпать.
А где же конфеты? Ребята, баночка пустая пахнет. Как так происходит?
- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?
Дети садятся на стульчики
6. Подведение итогов
Задача: выход из игровой ситуации
Ребята, давайте вспомним что мы узнали о воздухе. Передавая шарик друг другу будем говорить - Какой он? Для чего он нужен?
- Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. У меня для вас есть угощенье сладкие, вкусные конфеты и воздушные шарики.