Папки-передвижки

Эмоционально-творческое развитие личности ребенка при интеграции музыки, изобразительного искусства и художественного слова

Ирина Храпковская
Эмоционально-творческое развитие личности ребенка при интеграции музыки, изобразительного искусства и художественного слова

С раннего возраста дети ярко воспринимают красоту вокруг, будь то красивая музыка, ритмичное стихотворение, явление природы или плод творческого труда человека. Также все без исключения дети стремятся творить! Художественно-эстетическое развитие – важнейшая составляющая гармоничного воспитания. Квалифицированный специалист в данной области должен понимать, что познание прекрасного индивидуально и многогранно, здесь нет строгой системы воспитания. Кроме того, согласно Федеральным государственным стандартам дошкольного образования, одной из главных целей педагога является развитие личности, способной на самоопределение и самореализацию. Значимой задачей для результативной педагогической деятельности является развитие эмоционального мира ребёнка [1].

Публикация «Эмоционально-творческое развитие личности ребенка при интеграции музыки, изобразительного искусства и художественного слова» размещена в разделах

В своей работе я попыталась осуществить оптимизированное и современное обучение при работе над проблемой «Эмоционально-творческое развитие личности ребенка при интегративном взаимодействии музыки, изобразительного искусства и художественного слова».

Необходимость обращения к синтезу искусств обусловлена возрастными особенностями детей. На этапе дошкольного детства художественное творчество носит синкретический характер, в котором не отделены и не специализированы различные виды искусства (Л. С. Выготский) [2]. Для ребенка естественна синкретическая ориентация в мире. В связи с этим возникает необходимость использования взаимодействия различных видов искусства как одного из эффективных путей амплификации общего и художественного развития дошкольников, развитие их творческих способностей (К. В. Тарасова) [3].

В основу моей работы положены современные теории в области педагогики и психологии: содержание и технологии личностно- ориентированного образования (Е. В. Бондаревской, В. Г. Фоменко) [4]; понимание художественной деятельности как способа освоения культурных ценностей (Е. В. Квятковский, Б. М. Неменский) [5]; рассматривание искусства как уникального средства развития у ребенка эмоционально-целостного и творческого отношения к миру (Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский) [6]; признание возможности синтеза искусств, в становлении личности ребенка и его творческих способностей (Б. П. Юсов, К. В. Тарасова, Р. М. Чумичева, Н. Г. Пешкова, Н. В. Корчаловская) [7] .

В течение нескольких лет, работая над темой эмоционально-творческого развития личности ребенка средствами искусства, мною были разработаны задачи и основное программное содержание для детей дошкольного возраста. Данная система работы рассчитана на детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Задачи, решаемые на занятиях, строились во всех возрастных группах по принципу усложнения, что позволяло ребенку плавно перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению от воображения к творчеству.

Задачи:

- развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;

- способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства, потребность общения с ними;

- подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в художественно-творческой деятельности;

Задачи конкретизировались на каждом возрастном этапе с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий детей. В контекст работы введена музыкальная игра-драматизация.

Искусство синкретично в своих истоках, как и детское творчество. Игра-драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма синтетического искусства, которая доступна детям.

Близость к игре как ведущему виду деятельности ребенка-дошкольника, характерное для игры перевоплощения в образ того или иного персонажа, превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Как показывает опыт, дети великолепно включаются в игру, «входят в роль», переносят элементы музыкального спектакля в самостоятельную игровую деятельность, продолжая «жить в образе».

Объединение в этом виде синтетической деятельности нескольких видов искусства, основанное на наличии универсальных компонентов художественного языка и обогащающее каждый из них, создает уникальные возможности для художественно-творческого развития детей. Музыкальные игры-драматизации объединяют в себе музыкальное движение, пение, художественное слово, мимику и пантомимику, подчиняя их главной задаче – созданию художественного образа.

Важно, что игра-драматизация – это коллективное и совместное со взрослыми действие, здесь возможна большая свобода для проявления индивидуальности и творчества.

Раскрытию эмоционально-художественной сферы и творческих способностей детей способствовала работа в театральной студии «Теремок». Данная работа строилась исходя из следующих этапов:

Первый этап: направлен на формирование интереса к театрально-игровой деятельности. В этот период важно было обеспечить условия, способствующие проявлению интереса и желания детей участвовать в различных театрализовано-игровых формах:

- создание развивающей предметно-пространственной сферы, обеспечивающей театрализованную деятельность детей;

- первоначальная ориентировка ребенка в новой для него деятельности, связанной с перевоплощением в другой образ;

- расширение круга представлений о театре, обогащение его новыми впечатлениями, накопление опыта.

Работа на этом этапе начиналась с погружения ребенка в мир театра сначала в условиях детского сада (настольный театр, фланелеграф, детский кукольный театр би-ба-бо, затем совместно со взрослым продолжается в процессе посещения детских спектаклей в театре (кукольном, драматическом, музыкальном).

Впечатления детей закреплялись в тематических беседах и занятиях на различные темы, например, «Что такое театр?», «Что мы видели в театре?», «Кто такие актеры (режиссер?»

Второй этап работы направлен на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия, представлений. На данном этапе работы я расширяла кругозор детей за счет увеличения информации, обеспечивали усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, понимание характерных особенностей их образов, формировали целостное видение сюжета и образа, представление детей о композиционном построении театрализованного действия.

Реализации этих задач в работе с детьми способствовало использование как знакомых народных сказок, так и авторских, а также разнообразных игровых заданий.

Чтобы дети могли воплотить сюжет или образ воспринятой сказки, они должны владеть техникой внешнего воплощения образа, средствами интонационно-пластической выразительности.

Третий этап – это формирование театрализовано-игровой деятельности, поэтому он направлен на овладение в доступной детям форме элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности образов и сюжета. На данном этапе дети приобщаются к «сценическому» воплощению образа в театрализованных играх, в музыкальной игре - драматизации, а также знакомятся с традиционными способами организации сюжета и структурой построения сказок, закономерностями появления и движения персонажей в театрализованном действии. Этому способствуют серии заданий «Если бы я был режиссер» и «Если бы я был актер», которые включают в себя специальные упражнения, направленные на овладения детьми техникой воплощения образа и сюжета.

В серии «Если бы я был актер» обучение осуществляется с помощью разных приемов: посредством подражания действиям взрослого; путем передачи внешних признаков поведения персонажа и особенностей его характера после словесного описания; посредством самостоятельной импровизации образа ребенком.

В игровой серии «Если бы я был режиссер» у детей формируются навыки совместных действий с педагогом по организации и разыгрыванию сюжета знакомой сказки, приемами троекратного повторения эпизодов, цельного построения композиции, появления персонажей, интонационной выразительности в передаче образа. Дети учатся разумно использовать пространство мини-сцены или экрана при показе сюжета.

Результатом деятельности детей в театральной студии явилось творчество детей, которое проявляется в трех направлениях – как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов, творческая интерпретация заданного сюжета, исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т. д.)

Процесс художественно-творческого развития дошкольников в условиях интегративного подхода выстраивается с опорой, как на творческую деятельность педагога, так и на необходимость создания художественно-развивающей среды.

Художественно-развивающая среда рассматривалась как художественно-эстетическое пространство, содержание которого определяется принципами построения развивающей среды жизни детей и взрослых в системе дошкольного учреждения (В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Стрелкова) и принципиальными походами Р. М. Чумичевой к организации предметно-развивающей среды художественно-эстетического характера [8].

Художественно-эстетическая среда представлена двумя мини-средами: культурно-познавательной и индивидуально-творческой.

Культурно-познавательная мини-среда представляет собой пространство, наполненное произведениями искусств, позволяющими ребенку соприкасаться с красотой, среда ориентирует ребенка в средствах выразительности искусств и обеспечивает его самоподготовку к усвоению культурно-сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, звук и т. д., отраженных в художественном образе.

Индивидуально-творческая среда позволяет ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал, принимать образ художника, музыканта, поэта, разворачивать художественно-творческий процесс (рисование, музыкальная и словесная импровизация).

Художественно-эстетическая среда выступает благоприятным полем для формирования эмоционально-личностного взаимодействия между детьми.

Следует отметить качественные изменения, произошедшие в деятельности и поведении детей: наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному; понимание языка эмоций (сопереживание, сочувствие, отраженных в произведениях искусства и реальных отношениях; приобретение навыков художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание их образного языка, развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности; усвоение нравственно-эстетических ценностей и стремление ребенка руководствоваться ими в повседневной жизни.

Результаты, полученные при выявлении динамики развития эмоционально-творческих проявлений детей, показывают, что с каждым годом дети все с большей легкостью, ярко и успешно выполняют предложенные им творческие задания, находя при этом нестандартные решения. Воспитанники стали активны, самостоятельны, инициативны в поиске содержания рисунков и рассказов, используют при этом разнообразные выразительные средства для создания художественных образов, что нашло отражение в их продуктивной деятельности. Творчество детей в театрализовано-игровой деятельности проявляется в трех направлениях – как продуктивное (творческая интерпретация заданного сюжета или сочинение собственных сюжетов, исполнительское творчество (речевое, двигательное, пластическое) и оформительское (обстановка игры, декорации, костюмы)

Опыт работы по проблеме «Эмоционально-творческое развитие личности ребенка при взаимодействии музыки, изобразительного искусства и художественного слова» был представлен на городском МО музыкальных руководителей.

Публикации по теме:

Инновационная программа «Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства и дизайна» Слайд №1 Предлагаем вашему вниманию Программу «Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства и дизайна»..

Мастер-класс «Нетрадиционные техники изобразительного искусства и их роль в развитии художественного творчества дошкольников» Районное методическое объединение воспитателей, работающих с детьми младшего дошкольного возраста «Нетрадиционные техники изобразительного.

Мастер-класс по нравственному воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста средствами художественного слова Мастер- класс по нравственному воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста средствами художественного слова (на примере произведения.

Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий.

Развитие ребенка дошкольного возраста посредством изобразительного искусства Первоочередная задача взрослых, педагогов и родителей, вырастить детей эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми,.

Реферат «Развитие у дошкольников предпосылок восприятия и понимания произведений изобразительного искусства» 1. Актуальность проблемы на современном этапе. Государство признаёт детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности.

Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства в рамках ФГОС «Дети должны жить в мире красоты, Игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. СухомлинскийРазвитие творческой фантазии на.

Мы рисуем музыку. Творческий проект «Гармония музыки, живописи и художественного слова» «Гармония музыки, живописи и художественного слова» - «Мы рисуем музыку» Творческий музыкальный проект Продолжительность проекта: краткосрочный.

Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка Изобразительное искусство было очень важным для человека даже в тот момент, когда он не умел говорить — в пещерах, на скалах мы четко различаем.

Влияние музыки на развитие личности Ни для кого не секрет, что ребенок с рождения живет в мире звуков, они окружают его везде и всюду. Для самых маленьких конечно подойдет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоционально-творческое развитие личности ребенка при интеграции музыки, изобразительного искусства и художественного слова
Опубликовано: 29 октября 2018 в 10:49
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД