Ольга Кузьменко
Занятие по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в сказку. Порядковый счет в пределах 10. Решение задач»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия с детьми старшего дошкольного возраста
по формированию элементарных
математических представлений
на тему:
«Путешествие в сказку»
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад
«Светлячок»
Тамбовского района
Кузьменко О. В.
Цель:
Совершенствовать навык порядкового счета в пределах 10.
Закреплять умение распознавать геометрические тела (шар, куб, конус, цилиндр).
Упражнять в решение задач, умение соотносить количество предметов с числом.
Публикация «Занятие по ФЭМП в старшей группе „Путешествие в сказку, Порядковый счет в пределах 10, Решение задач“» размещена в разделах
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Порядковый и обратный счет
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
Закреплять умение моделировать геометрические фигуры, составлять тематические композиции из фигур по образцу.
Поощрять стремление детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний, совершенствовать речь как средство общения.
Развивать самостоятельность, инициативу, умение действовать в команде.
Формировать потребность в ежедневной двигательной активности.
Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Материалы и оборудование:
Зал разделен на зоны: тоннель, болото, озеро, лес, теремок.
План, кочки с «цифрами», кувшинки (4- с цветами, 6- без цветов).
Коррекционная дорожка, елочки, ворота (дуга для подлезания).
Картинки (теремок, звери: мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь).
Картинки для игр: заяц, лиса, волк, медведь, свекла, огурец, помидор, комары, головастики, лягушки.
Чудесный мешочек, набор геометрических тел: шар, конус, куб, цилиндр.
3 мольберта, набор «Танграмм» (по количеству детей, ткань голубого цвета (для озера).
Предварительная работа :
Чтение русских народных сказок;
Игры с дидактическим пособием «Танграмм», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек»;
Решение логических задач.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети входят в зал.
Воспитатель: В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Как вы думаете, о чем будет наше занятие? (О сказке) Я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие. Вы согласны?
Воспитатель: Хорошо, только знайте в путешествии, нас ждут волшебные превращения, приключения и трудные задания. С собой мы возьмем план. (Показывает план). Для чего он нужен? Что означают стрелки? (Ответы детей.) Как вы думаете, куда нам предстоит отправиться сначала? (в тоннель).
Воспитатель : А чтобы защитить себя от простудных заболеваний, надо провести массаж волшебных точек наших ушей
Игровой массаж по А. Уманской и К. Динейки
«Поиграем с ушками».
Подходи ко мне, дружок, становись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди и скорее покажи.
Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз, ушко, ты не отвались.
А потом, а потом, покрутили козелком.
Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно.
Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!
2. Вход в сказку.
Сегодня мы войдем в сказку через волшебный тоннель. Там немного темновато, кто не побоится и преодолеет свой страх, того ждут удивительные приключения вместе с героями сказки. (Дети проходят через тоннель).
Воспитатель: Посмотрите на план. Куда стрелка указывает? (На озеро.) Оно находиться за болотом. Как туда доберемся? (По кочкам.) Верно.
Дети прыгают по кочкам.
3. Освобождение царевны – лягушки.
Воспитатель:
указывает на лягушку со стрелой в лапе).
Что за необычная лягушка живёт в этом озере?
(Царевна-лягушка.) Как вы думаете,
из какой сказки эта лягушка? Она грустит.
Как вы думаете, почему? (Предложения детей.)
Воспитатель: Она ждет Иван-царевич, который отправился выполнять задания Кощея Бессмертного. От того зависит, превратится ли лягушка в царевну или век ей на болоте жить. Лягушка просит вас помочь Ивану-царевичу. Поможем, ребята? (берет задания у лягушки)
Первое задание Кощея.
- Сосчитайте кувшинки. (Счёт от 1 до 10, обратный счет.)
- Сколько кувшинок с цветками?
- Сколько без цветков?
- Каких кувшинок больше: с цветками или без цветков?
- На сколько больше?
- Что нужно сделать, чтобы и тех и других кувшинок стало поровну?
(Ответы детей.)
С первым заданием Кощея Бессмертного вы справились.
Воспитатель. Ребята, вы работали, ваши глазки устали, пусть они немного отдохнут.
Физкультминутка для глаз
(Движения глаз дети сопровождают словами)
Представьте, мы пришли в волшебный лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа берёзка в шубке стоит,
Слева – ёлка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Снежинки блестят и искрятся,
На ладошки к ребятам садятся.
Второе задание Кощея.
Воспитатель: На листьях кувшинок сидело пять лягушек. Одна спрыгнула в воду. Сколько лягушек осталось? (Ответы детей.)
Третье задание Кощея.
Воспитатель показывает детям картинки с изображением комаров и головастиков.
- Сколько комаров летает над болотом?
- Сколько головастиков плавает?
- В кого превращаются головастики?
Воспитатель: Вы помогли Ивану-царевичу выполнить задания Кощея, и через несколько секунд лягушка превратится в царевну. Закройте глаза. (Убирает лягушку, достает перчаточную куклу Царевну, говорит за неё.)
Царевна: Спасибо, дети! Счастливого пути! А я дождусь Ивана-царевича.
Физминутка.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг!
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели,
Два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
Воспитатель: Посмотрите на план. Куда стрелка указывает? (На дорожку, слева от неё - ёлочка.) Так вперёд по дорожке! (Дети проходят по массажной дорожке.)
- Мы подошли к воротам. Какие они по высоте? (Низкие.) Как через них пройти?
Дети проползают в ворота на четвереньках, садятся на кочки перед Теремком.
Воспитатель: Терем, теремок,
кто в тереме живёт?
Дети: Мышка - норушки,
лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик,
лисичка - сестричка, волчок - серый бочок,
медведь.
Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста, чем закончилась сказка «Теремок»? (медведь раздавил теремок, и звери разбежались.) Ребята, давайте попробуем помочь зверям построить новый теремок. Но это будет непросто. Необходимо выполнить несколько заданий. Вы согласны?
Первое задание от мышки – норушки.
Давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний».
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением зайца, лисы, волка, медведя. Дети называют лишнее животное и объясняют свой выбор. (Медведь, лиса, волк - хищные животные. Заяц нет. Заяц, волк, лиса - маленькие животные, а медведь большое животное. Медведь - ложится зимой спать в берлогу, а другие животные нет и т. д.).
Второе задание.
Заяц предлагает игру : «Отрицание».
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением помидора, свёклы, огурца. Заяц на огороде поливал овощи не красного цвета, но это были не огурцы. Что поливал заяц (Свёклу.) Поработали - теперь отдохните.
Третье задание. Разминка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом «Теремок»
Стоит в поле теремок, теремок,
(дети поднимают руки над головой, кончики пальцев левой и правой рук соединяют – это «крыша»)
Он не низок, не высок.
(«низок» - приседают, «высок» – встают)
На двери висит замок, да замок.
(сцепляют пальцы рук в «замок»)
Кто бы тот замок нам открыть помог?
(кивают головой один раз влево, один раз вправо)
Слева зайка, справа мишка – отодвиньте – ка задвижку!
(тянут руки в разные стороны, но пальцы остаются в «замке»)
Слева ежик, справа волк – нажимайте на замок!
(тянут руки в разные стороны, но пальцы остаются в «замке»)
Зайка, мишка, ежик, волк, открывают терем, теремок.
(разводят руки в разные стороны)
Четвертое задание.
Лиса предлагает игру : «Чудесный мешочек».
Дети на ощупь определяют геометрические
тела (конус, куб, шар, цилиндр). Молодцы!
Пятое задание.
Лягушка предлагает выложить на листе бумаги из геометрических фигур красивые домики.
Самостоятельная работа - конструирование домиков из геометрических фигур.
Воспитатель: Быстро вы справились. Да и домики замечательные получились!
Медведь благодарит ребят за помощь и раздает угощенье.
Воспитатель: Нам пора отправляться в путь. Дети, посмотрите на план. Куда стрелка указывает? (на детский сад.) (Дети проходят через тоннель).
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. В каких сказках вы побывали? Какие добрые дела сделали для персонажей сказок? (ответы детей.) Сегодня вы выручили сказочных героев. Надеюсь, и в жизни вы всегда будете всем помогать. Вам понравилось путешествие? А что было легко? А что сложно?
Воспитатель: Было всё легко и интересно, потому что вы такие умные и сообразительные и очень старались. Молодцы!