Ольга Маракасова
Занятие по обучению грамоте в старшей группе. «Дифференциация гласных звуков [У]—[А]»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте в старшей группе.
«Дифференциация гласных звуков У—А»
Коррекционно-образователъная:
- Учить детей дифференцировать звуки А, У изолированно, в слогах, в словах.
Коррекционно-развивающие:
- Закреплять понятия «слово», «гласный звук»; звуко-буквенные связи;
- Развивать фонематические процессы;
Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе, „Дифференциация гласных звуков [У]—[А]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Гласные звуки
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
- Совершенствовать умение детей определять место звуков А,У в словах (начало слова).
- Развитие графомоторных навыков.
Коррекционно-воспитателъная:
- Воспитывать у детей усидчивость, умение сопереживать.
Оборудование: зеркала для каждого ребенка, предметные картинки со звуками А и У в начале слов, схема для характеристики звуков, буквенный конструктор, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буквы А и У, тетради, карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Учитель-логопед: Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться - «Доброе утро».
Доброе утро! Я рада вас видеть!
Разогреем свои ладошки,
поздороваемся друг с другом ладошками.
2. Развитие артикуляционной моторики. (слайд 4)
Артикуляционная гимнастика. «Трубочка», «Улыбочка», «Блинчик», «Наказать не послушный язычок», «Вкусное варенье», «Лошадка».
3. Работа над развитием дыхания и голоса. (слайд 5)
Игра «Погрели ладошки». Выдох на ладошки с произнесением звука «У». Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А___». Резко развести руки и коротко произнести: «А». Резко развести руки и коротко произнести: «У». Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «У___».
4. Объявление темы занятия.
Учитель-логопед говорит, что на занятие к детям пришли две куклы: Аня и Уля. Ане нравится звук А, а Уле нравится звук У. Они спорят, какой звук лучше? Как вы думаете, почему Ане нравится звук А? (Её имя начинается на звук А.) Почему Уле нравится звук У? (Её имя начинается на звук У.) Давайте расскажем куклам об этих звуках, и они не будут больше спорить.
5. Акустико –артикуляционный образ звуков. (слайд 6) Дети вспоминают характеристики звуков, их символы, чем они похожи, а чем отличаются.
6. Развитие фонематического слуха. (слайд 7)
Игра «Хлопай, топай, не зевай».
Учитель-логопед произносит ряд звуков, слогов, слов. При произношении звука У учителем-логопедом, дети хлопают в ладоши, при звуке А - топают ногами.
Дифференциация звуков А, У:
- в ряду звуков (а, у, и, а, о, и, п, а, а, у, к, у, а.)
- в ряду слогов (ап, уп, ах, ат, ут, ам, ум,ту, ма, ха, пу, та, му)
- в ряду слов (астра, улитка, автомобиль, кот, арбуз, апельсин, уши, кит, Аня, удав)
7. Дифференциация звуков «А», «У». (слайд 8)
На столе картинки со звуками А,У в начале слова. Дети вспоминают, где могут "прятаться" звуки в словах, и вместе с учителем-логопедом выясняют, что в данных словах звуки А,У "спрятались" в начале слова. Учитель - логопед предлагает детям составить предложения с данными словами (У меня абрикос.) и подарить картинки куклам (Ане - картинки на звук А, Уле - картинки на звук У).
8. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения. (слайд 9)
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для чижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка – кожура.
9. Связь звуков и букв. (слайд 10)
Учитель-логопед предлагает детям вспомнить: какими буквами обозначаются звуки А, У; на что похожи буквы А, У; стихотворения о буквах.
Дети выкладывают буквы из буквенного конструктора.
10. Графамоторные навыки.
Работа в тетради: обводим букву красным карандашом и разукрашиваем, простым карандашом пишем элементы буквы и саму букву.
11. Итог занятия.
Учитель-логопед спрашивает: О каких звуках говорили на занятии?
Кто приходил на занятие? Какой буквой обозначается звук А? Какой буквой обозначается звук У?