Светлана Слепнева
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Расти здоровым»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 24 «Полянка»
Открытое занятие по познавательному развитию
«Расти здоровым».
Воспитатель: Слепнева С. А
Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Задачи:
Публикация «Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе „Расти здоровым“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Образовательные задачи: формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
Развивающие задачи : развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь;
Воспитательные задачи: воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни.
Методы и приё мы:
Словесный художественное слово, беседа, вопрос-ответ
Игровой физкультминутка, игры
Наглядный «солнышко» здоровья, лучики с заданиями, презентация
Практический дыхательная гимнастика, исследовательские действия
Оборудование: модель солнышка здоровья с лучиками,
Предварительная работа:
Беседы: «Что такое здоровье?», «Значение режима дня в жизни человека»; сравнительно-описательный рассказ «Больной - здоровый».
Чтение литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе». «Девочка чумазая», «Вредные советы»;
Активизация словаря: физические упражнения, физкультура, дыхательные упражнения, полезные продукты.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, как много у нас гостей, давайте поздороваемся.
Дети: здороваются.
Воспитатель: Вы сказали: «Здравствуйте!», и вам ответили: «Здравствуйте!». Значит, мы с вами подарили друг другу частичку здоровья, потому что «здравствуй» означает «Здоровья желаю!».
Недаром русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”.
Садятся на стульчики около доски. Презентация.
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу старинную легенду: (слайд 3) «Давным - давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля
Стали решать… Каким должен быть человек.
Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий: «Человек должен быть умным».
Но один из богов ответил так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам!»
И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море (слайд 4, другие за высокие горы (слайд 5) (слайд 6). А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека (слайд). Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Воспитатель: Ребята, скажите, куда спрятали Боги здоровье человека?
Дети: боги спрятали здоровье в самого человека, а значит в каждого из нас. (слайд 7)
Восп: Значит, здоровье - то оказывается спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе
Здоровье человека во многом зависит от его самого. (слайд 8)
Некоторые люди заботятся о своём здоровье, стараясь сохранить этот бесценный дар богов. Каждый день они «строят» сами себя. Стремятся к тому, чтобы стать сильнее, крепче, умнее, добрее. (слайд 9).
Другие бездумно тратят здоровье, разрушая себя. (слайд 10).(слайд 11)
Охарактеризуйте здорового человека
Дети: этот человек - сильный, умный, стройный, счастливый,
ловкий, радостный, аккуратный, у него красивая фигура, белозубая улыбка, блестящие глаза, лёгкая походка
Воспитатель: Охарактеризуйте больного человека
Дети: ленивый, мрачный, грустный, злой
Воспитатель: молодцы.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое красивое солнышко. (мольберт на нем солнышко с лучиками)
Давайте представим, что это солнышко наше с вами здоровье, а его лучики, это то, как мы с вами его будем укреплять. Давайте откроем первый лучик?
Дети: (да)
Восп: 1 лучик - закаливание.
Вы знаете, что такое закаливание?
Дети: обливание холодной водой
Восп: А только водой можно закаливаться или ещё как то мы можем сделать это?
Дети: ответы детей
Восп: Я вам расскажу: закаливаться можно солнцем, воздухом и водой. Знаете такую пословицу: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»? Дети: да
Воспитатель: (слайд 12) Когда вы летом загораете, вы закаляетесь солнцем, когда проветриваете комнату –то закаляетесь воздухом, ну и конечно же водой. (слайд 13) Даже есть такие люди, которые зимой в проруби купаются.
Знаете как их называют?
Дети: ответы
(если дети затрудняются помочь, или подтвердить их догадку сравнив человека и моржа: Моржи обитают вокруг Арктического Северного полюса, где всегда лежит снег и вода в море очень холодная, человек, который купается зимой в мороз поэтому тоже называют моржом.) (слайд 14)
Воспитатель: пришло время открывать второй лучик - физкультура.
Вы занимаетесь физкультурой? Где?
Дети: утренняя зарядка, физ. занятия в детском саду, подвижные игры, секции.
Воспитатель: Ребята, мы ежедневно слышим знакомые слова «физкультура», «спорт». Как вы думаете, в чем отличие этих двух понятий?
Дети. Физкультурой может заниматься каждый, а спортом нет.
Воспитатель. Правильно, ребята. Физкультурой может заниматься и взрослый и ребенок. Спортом занимаются самые сильные, крепкие люди. Но каждый физкультурник мечтает стать спортсменом.
Знаете ли вы, ребята, как называются самые главные соревнования у спортсменов всего мира?
Дети. Главные соревнования у спортсменов называются Олимпийские игры. Воспитатель: Каждый спортсмен мечтает выступить и победить в них.
А что же такое – Олимпийские игры?
Дети. это соревнования в различных видах спорта, в которых участвуют спортсмены из разных стран и континентов.
Воспитатель: девиз Олимпийского движения «Быстрее, выше, сильнее!» и эмблему Олимпиады – пять переплетенных колец. (слайд 15)
Ребята, что означают кольца на олимпийском флаге?
(слайд 16)
Воспитатель: Голубое кольцо символизирует Европу, желтое – Азию, черное – Африку, зеленое – Австралию, красное – Америку.
Для спортсмена медаль – самая главная награда в жизни. За каждой из них, будь то золотая, серебряная или бронзовая, - тяжелый труд ежедневных многочисленных тренировок; упорство, сила воли, трудолюбие… (слайд 17)
Воспитатель: Давайте и мы немножко отдохнем и сделаем зарядку.
Мы на плечи руки ставим
Начинаем их вращать,
Так осанку мы исправим
Раз, два, три, четыре, пять.
Руки ставим перед грудью
В стороны разводим
Мы зарядку делать будем При любой погоде.
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим,
Мы меняем их местами Плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе Пошагаем все на месте
Воспитатель: пришло время открывать третий лучик – гигиена.
Вы знаете, что такое гигиена?
Дети: Гигиена – это сохранение своего тела в чистоте.
Воспитатель: А вот как его сохранить в чистоте, мы с вами узнаем, собрав разрезные картинки.
Разделитесь на команды каждая получает задание.
-Что у вас получилось? (мальчик моется в ванной) мыться нужно регулярно. - У вас получилась расчёска, значит, что надо делать? (причёсываться)
-Зубная щётка – регулярно, два раза в день нужно чистить зубы.
-Мыло, вода, полотенце – мытьё рук. Когда нужно мыть руки? (перед едой, после туалета, после улицы).
Воспитатель: молодцы, ребята вы все справились с заданием
Пора открыть следующий лучик. А здесь задание.
нужно по порядку выложить цифры и прочитать слово.
- А зачем же нам с вами воздух?
Дети: дышать
Воспитатель: А каким воздухом лучше дышать?
Дети: (чистым)
Воспитатель: А где у нас чистый воздух?
Дети: (в лесу, в парке)
Воспитатель: Поэтому нужно как можно больше гулять на свежем воздухе, особенно в лесу.
-А ещё, чтобы наше дыхание было правильным, нужно делать дыхательную гимнастику. Я вам предлагаю её сделать. Встаньте, пожалуйста. Мы сейчас с вами будем индейцами. Но чтобы правильно выполнять это упражнение, послушайте правило: вдыхать нужно только носиком, а выдыхать можно и носиком, и ротиком. Следите за плечами, они не должны подниматься. Вдыхаем носиком и на выдохе произносим боевой клич индейцев.
О-о-о-о-о
Воспитатель: 4 лучик – это правильное питание.
Золотые правила питания.
- Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням. Напомните мне, ребята, правила питания
. • Первое правило – ешьте в одно и то же время.
Помните, что желудок выделяет желудочный сок, который помогает переваривать и растворять пищу. Но, желудочный сок выделяется не всегда. Если вы привыкли есть в одно и тоже время, то желудок уже знает – скоро обед, пора готовиться и выделяет желудочный сок, в который «ныряет пища» и быстро переваривается. А если организм не привык есть в одно и то же время, то пища попадает в сухой желудок, которому очень трудно переваривать непропитанную желудочным соком пищу.
Смотрите, стенки желудка похожи на наждачную бумагу. Мы сейчас посмотрим, как работает желудок. (На кусочке наждачной бумаги несколько детей (3-4) растирает кусочек продукта, например, хлеба). А если мы намочим пищу, она быстрее разотрётся? (Снова пригласить несколько детей для растирания пищи). Поэтому очень вредно перекусывать что-то на ходу. •
Второе правило - тщательно пережёвывать пищу. Эксперимент. -Желудок похож на воздушный шар. Когда мы не едим, желудок похож на спущенный воздушный шар. Один воздушный шар наполним крупными кусками пищи, зальём водой, другой – мелкими и тоже зальём водой. Будем осторожно сжимать. Где быстрее пища измельчится? Какой мы можем сделать вывод?
• Третье правило – не есть много сладкой, солёной, жирной, острой и жареной пищи.
• Четвёртое правило умеренность. Что значит умеренность? Когда пища попадает в желудок, то желудок раздувается. Если же человек сильно переедает, то желудок раздувается так сильно, что того и гляди лопнет. Очень трудно ходить и делать какие-то упражнения, когда переедаешь. Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переваривать.
• Пятое правило - разнообразие. Что значит «разнообразие»? Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.
Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло).
Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи).
А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти, развиваться и защищают от инфекций (ягоды, зелень, фрукты и овощи).
- Ребята, а есть еще продукты, которые вредны для здоровья. Это газированные напитки (попадая в желудок они несут с собой газы, которые вредят перевариванию пищи, чипсы, торты, жареные пироги, в них много жира, что очень вредно для нашего организма.)
Рефлексия:
Остался у нас последний 5 лучик – это хорошее настроение. Давайте с вами выйдем в круг и поделимся своим теплом, своим хорошим настроением и улыбками друг с другом. А для этого мы сначала согреем наши ручки, потрём руки сильно-сильно, ладошки, каждый пальчик, а теперь скорее взялись за руки, делимся своим теплом. Почувствовали тепло? (да) А теперь подарим наше тепло и улыбки друг другу, подуем с ладошек и улыбнёмся. -Понравилось вам, ребята, вести здоровый образ жизни? (да) Видите, как это увлекательно. Здоровыми жить здорово!