Ольга Шорстова
Занятие по речевому развитию в средней группе «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по речевому развитию в средней группе.
Тема: «Я и моя семья» или «Дружная семейка».
Цель: закрепить знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.
Словарная работа:
а) ввести в словарь слова: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой пальцы;
Публикация «Занятие по речевому развитию в средней группе „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
б) активизировать слова: любить, хвалить, помогать, заботиться, ласковая, добрая, красивая, любимая, мамочка, мамулечка, папочка, папулечка.
Оборудование: силуэт ладошки из фанеры или плотного картона, шапочки на каждый палец с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребёнка, сюжетные картинки на тему «Как я маме помогаю, цветок со съёмными лепестками «Цветик- семицветик», небольшой мячик, музыкальное сопровождение, принадлежности для рисования.
Ход занятия:
Дети под музыку заходят в группу и садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку
«Пять да пять» – родные братцы,
Так все вместе и родятся,
Если вскапываешь грядку –
Держат все одну лопатку,
Не скучают, а играют
Вместе все в одну игрушку.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот какие «пять да пять».
Угадайте, как их звать?
(Дети отгадывают загадку «пальчики на руках»)
Воспитатель: А как вы догадались, что это пальчики (Ответы детей)
- А в какие теплушки они прячутся зимой? (Ответы детей «варежки, перчатки, рукавички»)
Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Знаю, что любите, ведь мы с вами часто играем, делаем пальчиковую гимнастику.
- Хотите научиться ещё одной игре?
Воспитатель: (разгибает из кулака пальцы и сопровождает движения текстом)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
(Дети подражают воспитателю)
- О чём эта игра? ( Воспитатель добивается от детей ответа: «О семье»)
- У меня есть вот такая ладошка (демонстрирует силуэт). Давайте же найдём на ней самый маленький пальчик – мизинец (Дети показывают).
- А в вашей семье, кто самый маленький, самый любимый? Как вас ласково называют в семье? (Дети высказываются).
Воспитатель предлагает детям отыскать шапочку, обозначающую ребёнка и надеть её на мизинчик ладошки – силуэта.
- А теперь, послушайте, пожалуйста стихотворение
Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шёл.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо!
- О ком это стихотворение?
- Почему девочке было хорошо с мамой?
- Расскажите, какая у вас мама?
- А как вы помогаете своей маме? (Беседа по сюжетным картинкам).
- Давайте найдём шапочку, на которой изображена мама и наденем её на следующий безымянный пальчик. (Дети надевают шапочку).
- А теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется «Мамочка».
(Дети становятся в в круг и передают друг другу мячик, говоря при этом, какая у каждого из них мамочка).
- Хотите узнать, о ком прозвучит следующее стихотворение? Тогда давайте послушаем.
Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые сильные руки.
И, если кому–нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
- Что можно сказать про такого папу?
- Какие слова вы бы хотели сказать о своём папе?
- Давайте найдём шапочку-папу и наденем её на средний палец.
- А теперь мы с вами ещё поиграем с нашими ладошками. (Читает стихотворение и сопровождает его жестами и движениями. Дети подражают.)
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! (Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинках собраны.
(Показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони добрые – предобрые
(Поглаживают ладони друг о друга)
Всё работали ладони долгими годами.
(Постукивают кулачком о ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами.
(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.
(Имитируют поглаживание)
И с любой печалью сладят
Тёплые ладони.
(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! (Хлопают в ладоши)
- Что же умеет делать бабушка?
- Что вы любите делать вместе со своей бабушкой?
-Давайте же похвалим сою бабушку «Моя бабушка самая-самая» (Дети произносят слова о бабушке, надевают соответствующую шапочку на указательный палец ладошки – силуэта).
- Ребята, у нас остался один пальчик – большой, как вы думаете, кто это?
- Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение.
У меня есть дедушка,
Как зима седой.
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на всё мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет.
- Ребята, а кто хочет рассказать о своём дедушке? Как дедушка заботится о вас?
- Продолжите предложение – А ещё мы с дедушкой…
(Дети рассказывают о своих дедушках и надевают последнюю шапочку).
Воспитатель: Друзья мои, посмотрите, у нас с вами получилась большая и дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу.
Физкультминутка.
Семейная зарядка.
Осенью, весною,
Летом и зимою.
Мы во двор выходим
Дружною семьёю.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку. (Становятся в круг).
Мама руки поднимает. (Руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает. (Приседания).
Повороты вправо – влево. (Повороты всем корпусом).
Делает мой братик Сева.
- Молодцы! А теперь давайте нарисуем себя и своих родных, а
потом рассмотрим эти рисунки и расскажем о тех людях, которые изображены на ваших работах. (Выставка, беседа).
Воспитатель: А теперь послушайте пословицы, которые русский народ сложил о семье :
При солнышке тепло, при матери добро.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Не нужен и клад, когда в семье лад.
Изба детьми весела.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Материнская ласка конца не знает.
Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
- Как вы понимаете эти пословицы?
Итог занятия.