Анастасия Калинина
Занятие по экологии трех типов в старшей группе «Мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии 1 типа в старшей группе «Мир растений»
Подготовила: Калинина А. Д.
Цель: Познакомить детей с классификацией растений.
Задачи:
1. Учить детей классифицировать растения по ярусам.
2. Закреплять знания о разнообразии растений.
Публикация «Занятие по экологии трех типов в старшей группе „Мир растений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы: фотографии деревьев, кустарников, цветов, модели.
Предварительная работа: Чтение сказок, разучивание стихов и песен, рассматривание иллюстраций.
Ход НОД:
Включаю музыку природы (шум леса, пение птиц) на магнитофоне. Предлагаю детям расположиться на ковре и послушать музыку с закрытыми глазами.
- О чем была музыка? Что вы услышали? Что себе представили? Дима, что услышал ты? Какие интересные картины вы себе представили?
- Дети, а растения это живая или неживая природа? (дети называют признаки живой природы, а воспитатель выставляет модели:
дышит питается движется размножается
)
- Сейчас я загадаю загадку, а вы отгадайте, о каких растениях мы с вами будем разговаривать:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки
(Деревья)
- Растения в лесу располагаются этажами – ярусами. Количество ярусов зависит от типа леса. Вот и дерево в лесу занимает определённый ярус – первый и второй; Первый ярус занимают высокие деревья (дуб, сосна, ель, береза). Второй ярус занимают деревья пониже (рябина, ольха).
- Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья имеют свои отличительные признаки:
1. Наличие листьев
2. Осенью окраска листьев меняется из-за пигмента и разницы температур
3. Все лиственные деревья сбрасывают свою листву, это явление называется листопад
- Береза, рябина, клён, липа – Лиственные деревья.
- В отличии от лиственных деревьев, хвойные деревья не сбрасывают хвою осенью, поэтому их называют вечно-зелеными
- Ель, сосна, пихта, кедр – Хвойные деревья (называю деревья и выставляю их на доску).
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы будем разговаривать дальше:
Как отличить нас?
Очень просто
У дерева ствол выше ростом
Стволов же больше у меня
Так как же называюсь я?
(Куст)
- Какие кустарники вы знаете? Как вы думаете, чем кустарники отличаются от деревьев?
- Кустарники – это многолетние растения, они живут 10-20 лет. У кустарников нет главного ствола, они имеют несколько твердых стволиков, покрытых корой. Кустарники располагаются в третьем ярусе. Посмотрите, какие кустарники бывают : орешник, малина, жимолость (называю кустарники и выставляю фотографии на 3 ярус)
- Ребята, как вы думаете, что находится в 4 ярусе?
- Верно, четвертый ярус заселяют травы, цветы и почва.
- В лесу растут следующие цветы : герань лесная, подснежники, зверобой, роза лесная (выставляю фотографии на нижний ярус).
- Мы с вами познакомились с расположением растений в лесу. Повторим: Какие растения находятся в 1-2 ярусе? А где находятся кустарники? Маша, в каком ярусе находятся цветы?
- Теперь я предлагаю выполнить вам интересное задание: все фотографии наших с вами растений я перемешаю, а вы должны будете найти им свои этажи – ярусы.
Занятие по экологии 2 типа в старшей группе «Защитим лес»
Подготовила: Калинина А. Д.
Цель: Составить рекомендации для взрослых и детей по защите леса.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе.
2. Расширять представления детей об охране природы.
3. Закреплять правила поведения в природе.
Материалы: фотографии леса, убитого человеком и леса, убитого самой природой, модели.
Предварительная работа: Чтение сказок, разучивание стихов и песен, знакомство с ярусами леса, рассматривание иллюстраций.
Ход НОД:
Вывешиваю фотографию убитого человеком и леса, убитого леса самой природой.
- Ребята, представьте, что мы с вами зашли в лес. Каким вы его видите?
- Данил, представь, что ты находишься в этом лесу и стоишь вот тут, что ты видишь перед собой? А справа? слева?
Человек: мусор в лесу, пожары, вырубленные деревья, надписи на деревьях, гнезда без яиц.
- Даша, теперь ты представь, что находишься ы другом лесу, что ты видишь вокруг себя?
Насекомые: много насекомых на деревьях, погрызанная кора и листья деревьев и кустарников.
- Дети, а как вы думаете, из-за чего лес может потерять свою красоту? (дети отвечают, а я вывешиваю карточки:
По причине природы:
По вине человека:
- Навредить лесу может не только человек, но и сама природа, например: гусеница-шелкопряда питается хвоей и шишками. Жук – короед поедает кору деревьев.
Не получая питательных веществ, молодые и ослабленные деревья погибают. Также, вредители погибают от мороза.
- Какой вред лесу наносит человек? (дети отвечают по карточкам)
- Все верно! Люди разводят костры, не тушат их, из-за этого выгорает очень много леса. Также огромный ущерб наносит человек природе, вырубая деревья. Это только на первый взгляд кажется, что ничего страшного нет. А каждое дерево – это жизнь, дом для множества жучков, паучков и мошек. Гнездятся на деревьях птицы, обитают там и белки.
- Вы, ребята, молодцы! Теперь еще больше знаете о том, что так вредит лесу. Теперь нам с вами нужно придумать правила поведения в лесу, чтобы люди не забывали их.
Занятие по экологии 3 типа в старшей группе «Что нам даёт лес»
Подготовила: Калинина А. Д.
344 группа
Цель: Дать детям понятие о том, что лес – наше богатство.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о растениях в лесу.
2. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к лесу.
Материалы: фотографии леса, убитого человеком и леса, убитого самой природой, модели.
Предварительная работа: Чтение сказок, разучивание стихов и песен, знакомство с ярусами леса, рассматривание иллюстраций.
Ход НОД:
- Леса украшают нашу землю. Да и как им не быть украшением, если любоваться лесом можно во все времена года: летом он манит в зеленую чащу
Зимой притягивает нас сказочной тишиной и белизной
Осенью лес сверкает яркостью желтых и красных листьев
О лесе написано очень много красивых стихотворений:
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес,
Ты о чем шумишь листовою
Ночью темной, грозовой,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы твои!
- Ребята, чем лес полезен для человека?
- Леса – хранители влаги, они оберегают родники и реки от высыхания (фото). Они охраняют почвы оврагов и ветров (фото). Лес – хорошее место для отдыха, кладовая чистого воздуха. Ведь именно лес очищает воздух, он – легкие нашей планеты. Лес – это источник продуктов, он угощает нас ягодами (ежевика, малина, смородина, грибами, кедровыми шишками. (фото)
Немало здесь и лечебных растений, излечивающих человека от разных болезней, например: Шалфей – помогает при кашле и болях в животе (фото, Черемшу используют при гриппе (фото, отваром цикория промывают раны, а еще он улучшает аппетит (фото).
- Что еще нам дает лес? (древесину)
- Верно, в лесах заготавливают древесину, из которой делают мебель, бумагу, картон и другие нужные человеку изделия.
- Русские мастера вырезают из дерева ложки, чашки, шкатулки и различные игрушки (выставляю фотографии).
- Вы хорошо усвоили весь материал. Теперь я предлагаю вам зарисовать лес. Не забудьте про полезные растения, насекомых птиц. Но рисовать вы будете не весь лес, а только определенный ярус (ярус определяется жребием)
- Маша, у тебя попался 3 ярус, какие растения ты нарисуешь? Что добавишь?
- Паша, какой у тебя ярус? Что ты будешь рисовать?
- Не забывайте, что рисовать нужно не только растения, но и насекомых, птиц.
(во время работы детей – помогаю индивидуально)
(по окончанию, вывешиваю все работы на доску, согласно ярусам:
- деревья
- кустарники
- травы, цветы
- Еще раз повторим, какие растения находятся в 1-2 ярусе? В 3? В 4?
- Какой вред может причинить человек лесу? А насекомые?
- Что даёт лес людям?