АННА Стеценко
Занятие в группе компенсирующей направленности «Звук и буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия
в подготовительной группе детей с ОНР
Цель:
Закрепить знания детей о звуке «С» и букве «С».
Продолжать тренировать навыки различения звука «С», уточнения его позиции в словах.
Формировать умение звукослияний в слоги.
Публикация «Занятие в группе компенсирующей направленности „Звук и буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Продолжать учить определять звук «С» по мягкости и твёрдости.
Закрепить умения деления слов на слоги, составления схем звукобуквенного анализа слова.
Закрепить обобщающее понятие «продукты питания». Развивать слуховое внимание, память, мышление.
Оборудование: картина с изображением сыщика, пособие «Город звуков», модели артикуляционных и акустических признаков звука «С», камешки и вата на каждого ребёнка, продукты питания на звук «С» (сухарики, свёкла, сахар, фасоль, сок, соль, ананас, капуста, сушка, картина с изображением старика, сундучок, картинки (по 2 на каждого ребёнка) для составления предложений, звуковые сигналы, буквы «С» на каждого ребёнка, пособие вагончик (с окошками для картинок, скатерть - самобранка, ИКТ "Модели к описанию характеристики звука С"
Ход занятия.
1. Логопед: Дети, у нас сегодня много гостей. Поприветствуйте их и подарите им тепло своих улыбок. Дети приветствуют гостей.
JI. Ребята, улыбка - это радость, веселье, хорошее настроение, но открою вам секрет, что обычные звуки речи могут нас тоже заставить улыбаться. Вспомните и подскажите, какой улыбчивый звук любит петь песенку водички?
Д. Звук «С».
JI. Правильно. Сегодня вы услышите необычную сказочную историю и станете её участниками, а называться она будет «Приключения Звука - улыбки»
(подвожу к «Городу звуков»)
Ананас стал невкусным,
Весёлое сделалось грустным,
Сахар не сладкий,
Соль не солёная,
Синее стало зелёное.
В домике звуков пропажа,
Может быть в домике кража?
Нет! Звук был улыбчивым,
Он расшалился.
Звук был забывчивым,
Он заблудился.
Вовсе его никто не украл
Просто с Тихой улицы
Звук «С» пропал.
Итак, с Тихой улицы из города звуков пропал звук «С». На его поиски вызвали сыщика (открываю изображения сыщика). Сыщик подумал и сказал: «Мне нужно прежде всего его описание и его характеристика. Давайте составим фоторобот и расскажем какой он звук «С».
2. Выставляются модели.
Л. Звуковичок синего цвета, значит какой звук»С».
Д. Согласный.
Л. Как участвуют в произношении этого звука губы и зубы.
Д. Губы растянуты как при улыбке, зубы приоткрыты.
Л. А язык.
Д. Язык упирается в передние нижние зубы.
Л. Какая воздушная струя при произнесении?
Д. Холодная.
Л. «Понятно» - сказал сыщик и спросил: «А почему он живёт на Тихой улице?»
Д. Потому что он глухой.
Л. Он согласный, а с кем он дружит.
Д. С гласными.
Л. Сыщик пошел на улицу, где жили гласные звуки. «Да» - сказали гласные -«Звук «С» был у нас, мы играли с ним в мяч и пели песенки».
3. Л. Давайте покажем, как они это делали.
Логопед бросает ребёнку мяч и отрывисто произносит звуки, ребёнок бросает мяч логопеду и произносит слог
Л: С, А Р: СА Л: С,О
Р: СО и т. д. (С,У - СУ; С,Ы - СЫ; А,С - АС; У,С - УС; О,С - ОС)
4. Л. Сыщик начал поиски пропавшего звука. Они привели его к одинокому вагончику, в котором жили слова. Вагончик рассказал сыщику о том, как ему было грустно и одиноко, а улыбчивый звук «С» развеселил его, играя со словами и выглядывая в окошки. Поселите в первое окошко со звуком «С» вначале, во второе в середине, в третье - в конце слова. Возьмите картинки и выполните задание.
(Дети берут картинки, называют изображение и вкладывают изображения в окошки вагончика)
Л: «А какой у него характер?» - спросил сыщик.
Д: Бывает твёрдый, бывает мягкий.
Л: Да твёрдый как камень, мягкий как вата.
5. Проводится игра «Камень - вата»
Слова для игры:
С: сон, сахар, кусты, носорог, суп, собака.
Сь: сети, гуси, сила, Ася, поросёнок, апельсин, серьги, север.
Л: «А что любит кушать пропавший звук «С»?» - спросил сыщик. А кушать он любил все продукты, в которых есть звук «С». В нашей необычной истории есть вот такая скатерть - самобранка. Как только вы назовёте продукт, так он и появится на ней.
Д: Солёное сало, сладкий сахар, свекольный салат, капустный салат, сочный ананас, хрустящие сухарики, суп рассольник, рисовый суп, сваренное мясо, сосиски в тесте,' сметана, сливочное масло, растительное масло, сливовый сок, сушка, красная фасоль (выставляются продукты питания на стол).
Л: Звук улыбается - история продолжается. Сыщик достал часы, посмотрел на время и решил передохнуть.
6. Физминутка.
Стук, стук, стучат часы - голова влево, вправо
Сыщик подкрутил усы - имитация
Он расправил бороду - поглаживание по бороде
Побродил по городу - ребёнок идёт вокруг себя
Посмотрел он влево, вправо - рука к козырьку и смотрят
Даже заглянул в канаву - наклон вперёд, вправо, влево
Он устал - вытирает поп со лба,
сел на стул – присесть
Потянулся и уснул - имитация.
7. Л: Сыщик отдохнул и продолжил поиски, они привели его в чудесную страну, где жил Седой Старик, он узнал, что Седой Старик спал и видел волшебные сны, по которым прогуливался звук «С».
Все свои сны Седой Старик складывал в сундучок.
- Давайте откроем сундучок и попробуем догадаться, какие сны сняться Седому Старику.
По двум картинкам надо составить необычное предложение, в словах которого будет звучать звук «С». Подумайте. (Вызываются дети, достают по 2 картинки, составляют предложения).
8. Звук улыбается, история продолжается. Сыщик узнал, что звуку «С» надоело быть невидимкой, и он зашёл в магазин, купил себе платье, одел и превратился в букву «С». Покажите. Найдите каждый букву «С». На что похожа буква «С» (на месяц, половинку бублика, ободок, подкову, коромысло, ручку у чайной чашки, на корку съеденного арбуза).
Звук «С» так увлёкся примеркой платья, что совсем не замечал и не знал, что его ищут.
9. Надо привлечь его внимание, то есть посигналить. Мы поиграем в игру «Сигнальщики».
Включим сигналы, составим схемы к словам (дети составляют схемы).
- Берите квадратики (меняю карточки).
10. Наступила ночь. Звук «С» подарил своё платье - букву «С», месяцу, он устал и заснул. Его надо разбудить и возвратить в слуховой домик. Поиграем в игру.
Игра «Хлопни столько раз, сколько слогов услышишь в словах».
Как в сказочной истории, всё хорошо кончается. Звуковичок звука «С» возвратился к своим друзьям на тихую улицу.
Мы скажем «Спасибо» сыщику и попрощаемся со сказкою.
А сами улыбнёмся солнышку, теплу, весне и отдохнём после долгих
поисков.
11. Релаксация. Опустите руки, расслабьтесь (пауза). Положите голову на грудь.
Закройте глаза.
Вам хорошо, спокойно, тепло.
Сядьте на пол, вы - лёгкие облака,
Г олова, руки, ноги, расслаблены,
Вам тепло, спокойно, хорошо.
Лягте на пол, вы легко плывёте по тихим волнам,
Тёплая вода нежно касается вашего тела, вы невесомы, легки.
Вам спокойно, тепло, хорошо.
12. Итог.