МААМ-картинки

Здоровьесбережение в условиях ДОУ (из опыта работы)

Маргарита Рабжаева
Здоровьесбережение в условиях ДОУ (из опыта работы)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА»

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья

Публикация «Здоровьесбережение в условиях ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах

По определению Всемирной организации здоровья (ВОЗ) здоровье — это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов.

В настоящее время решение этой воспитательной задачи — одно из важнейших направлений деятельности дошкольной образовательной организации, что зафиксировано в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС).

Детский сад — это первая ступенька взросления и становления детей. За 5—6 лет, 2—3 летние малыши становятся школьниками. Педагоги прикладывают массу усилий, чтобы дети чувствовали себя комфортно, окружают их теплотой и вниманием. Но прерывание педагогического процесса, системы адаптации у малышей являются болезнью. Дети, особенно в младших группах, часто и подолгу болеют. Самые негативное заключаются в том, что прерванная адаптация стимулирует новые заболевания. Так же фактором заболеваемости является плохая экология, несбалансированное питание и генетика. Как с этим бороться?

Ознакомившись с классификацией здоровьесберегающих технологий, предложенной А. М. Сивцовой, мы разработали систему, направленную на сохранение физического, психического, социального, нравственного здоровья воспитанников для нашей дошкольной образовательной организации. В таблице 1 представлены образовательные области ФГОС.

По наблюдению медиков МУЗ «Потанинская В. А.» и данным ежегодного обследования (диспанцеризации, дети за период нахождения в детском саду резко снижают процент заболеваемости в подготовительной группе и при обучении в дальнейшем в МБОУ «Потанинская СОШ» показывают хорошие результаты. Мы считаем это небольшой собственной победой и хотим поделиться опытом.

Таблица 1.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности дошкольников МБДОУ Детский сад «Ёлочка»

Образова

тельные

области

Элементы

ЗСД Физи

ческое разви

тие Позн

ание Социально-коммуника

тивное развитие Речевое развитие Художеств-енноо

эстетическое

развитие

Музыка Продук

тивная деятель

ность

Специально организованная физическая деятельность +

Подвижные, спортивные игры + +

Стрейчинг +

Ритмопластика + +

Динамическая пауза + + + +

Физкультминутки + + + +

Коммуникативные игры + + + + + +

Система знаний из серии «Уроки здоровья» +

Игротерапия, игротренинг +

Гимнастика (дыхательная, пальчиковая, зрительная) + + + + + +

Арт-терапия + + +

Музыкальное воздействие +

Сказкотерапия + + + + + +

Воздействие цветом + +

Коррекция поведения +

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении должна создаваться с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. В нашем дошкольном учреждении функционируют физкультурный зал совместно с музыкальным, спортивная площадка на улице. Они оснащены всем необходимым для совместной деятельности с детьми по их физическому воспитанию и оздоровлению, возможности развития индивидуальных свойств и качеств.

В самих группах созданы условия, учитывающие основные принципы здоровьесбережения : воспитательно-образовательный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, обустроены спортивные уголки с нетрадиционным и физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу.

Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей уделяется совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности воспитанников с учётом гендерного подхода. С этой целью учитывается двигательный режим детей в детском саду, который включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как: утренняя гимнастика, включающая гимнастику под музыку; индивидуальная работа с детьми (включая детей с ослабленным здоровьем, физкультминутки, подвижные и спортивные игры (в спортивном зале и на площадке ДОУ). В нашем дошкольном учреждении используются технологии: ритмопластика А. И. Бурениной; стретчинг А. Г. Назаровой; включенные в систему совместной деятельности — гимнастика для глаз, упражнения на укрепление осанки, и профилактика плоскостопия, ситбол — гимнастику, релаксацию.

Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники, которые проводятся 2 раза в год, спортивные досуги (1 раз в месяц, «Дни здоровья» (ежеквартально). Спортивные праздники и развлечения оказывают благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляют двигательные умения и навыки, развивают двигательные качества (быстроту, ловкость, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

Все виды деятельности направленные на решение этих задач можно объединить в одну группу — здоровьесберегающие образовательные технологии. Их целью является воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Формирование системы знаний происходит как в ходе организованной деятельности, так и в свободной деятельности дошкольников.

Широко в работе с детьми используется проектная деятельность. Темы проектов выбираются, исходя из интересов детей. Проблема проекта направляет поисковую деятельность детского коллектива. В ходе проектной деятельности дети учатся быть не только активными слушателями, но и деятельными исследователями. Проекты носят познавательно-исследовательскую направленность. Воспитатели Шульгина Н. В. и Корпусова М. С. организуют выставки детских или совместно подготовленных с родителями газет, плакатов, моделей, проводят тематические конкурсы, соревнования с участием детей и родителей.

Процесс познания должен иметь продолжение в практическом применении своих знаний. Поэтому педагоги внедряют различные виды здоровьесберегающих технологий в организованную деятельность детей, формируя знания и навыки, которые дети могут мотивированно использовать в повседневной жизни.

В нашем дошкольном учреждении реализуются различные формы и методы оздоровления воспитанников, ведется профилактическая работа (хождение по массажным дорожкам, обширное умывание, полоскание рта кипяченной водой комнатной температуры, утренняя гимнастика, различные формы прогулок, индивидуальное медицинское сопровождение детей (гипоаллергенная диета, коррекционная работа, коррегирующая гимнастика, гимнастика для глаз). У детей сформирован осознанный подход к соблюдению всех оздоровительных процедур и предписаний врача.

В рамках совместной деятельности с родителями проводятся мероприятия, способствующие повышению валеологической культуры не только у воспитанников, но и у их пап и мам. Пропаганда здорового образа жизни в рамках детского сада должна иметь поддержку дома, в противном случае, она не будет иметь положительного результата и сформирует двойственное отношение к вопросам поддержания своего здоровья. Для детей и родителей организуются тематические экскурсии (например, в музей гигиены, совместные КВНы и различные соревнования («Папа, мама и я — здоровая семья, мастер-классы и конкурсы («В гостях у Бабушки Яги», «Лучший рецепт чая», «Здоровая еда — здоровый я и др.)

Еще один блок составляют здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие социально-психологический комфорт ребёнка. Так как под понятием здоровья мы понимаем не только физическое, но и эмоциональное благополучие воспитанников, то этот блок здоровьесберегающих технологий является для нас не менее важным.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

В группах нашего учреждения имеются разнообразные виды театров, которые позволяют создать благоприятный климат для общения, способствующей эмоциональному раскрепощению, обогащению речи, развитию фантазии и коммуникативных навыков. Изготовлены различные маски, шапочки, подобраны элементы костюмов для выполнения музыкальных этюдов на развитие воображения, согласованности действий, внимания, умения слушать друг друга. В каждой группе есть ковролин разных размеров для показа эпизодов из сказок, обыгрывания игровых сюжетов, а так же специально изготовленная «Поляна сказок» с набором персонажей. В этом большую помощь оказывает родительница Борейко Т. И., которая сама занимается фотопечатью сюжетов с предоставлением ковролина. Подобрана фонотека из детских литературных и музыкальных произведений, классической музыки, детских песен. Разработаны конспекты занятий, сценарии развлечений. Созданы условия для развития общения между детьми в игре.

В своей работе мы используем игры — драматизации, кукольный театр, ложковый, пальчиковый театр, театр масок, стимулирующие коммуникативную активность детей, побуждающие их к общению со сверстниками, взрослыми, а так же развивающие мелкую моторику, формирующие положительно- эмоциональный фон (отсутствие страхов, негативных эмоций, отрицательной энергетики). Музыкальный руководитель Назарова Е. И. широко применяет их в деятельности.

Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей используем разнообразные формы работы : анкетирование, консультации, фотовыставки совместных работ детей и родителей, участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений, в групповых проектах, в спортивных мероприятиях.

Успешная социально-коммуникативная деятельность не может рассматриваться без коррекционно-развивающей работы. Они взаимосвязаны, так как хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей.

В своей коррекционной работе по развитию речи мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии : дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логоритмика, мяч и речь.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения. Цель артикуляционной гимнастики — выработать четкость, ловкость, правильность движения всех частей артикуляционного аппарата и координировать его работу с органами дыхания и голосообразования. Одновременно проводили работу по развитию дыхания, в том числе и дыхательная гимнастика. Сочетание артикуляционных и простых дыхательных упражнений формируют навыки речевого дыхания. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь.

Учеными и педагогами доказано о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Владея своими руками, ребенок может сделать много полезных и нужных вещей, стать творцом и самое главное, развитая моторика рук способствует развитию речи.

Систематически используемые пальчиковые игры и упражнения оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей.

Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

Целый комплекс задач позволяет решать целый комплекс задач, в том числе и оздоровительно, и коррекционные. В этот период совместной деятельности у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются дыхание, артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук. Развивается координации движений, закрепляются двигательные навыки и умения, ориентировка в пространстве, ловкость, выносливость, а так же совершенствуется процесс переключаемости движений.

В рамках здоровьесберегающей деятельности художественно-эстетическое развитие имеет особую ценность. Оно формирует базис личностной культуры ребёнка, и не может ограничиваться только специально организованным ситуациям по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия искусства, природы и собственного художественного творчества.

Задачи художественно-эстетического воспитания в образовании сводятся систематическому развитию интеллектуального и чувственного начала в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше он заложен, тем шире сфера эстетических потребностей и гармония выражения эмоций личности. Эстетическое чувство важно формировать, когда складывается духовный мир детей и они особенно чутки и восприимчивы к красоте: это дошкольный возраст.

Целью ознакомления детей с искусством является не только формирования умения понимать прекрасное, но и способности самим творить для украшения повседневной жизни. Система художественно-творческих образовательных ситуаций в нашем учреждении построена с использованием форм, средств и методов которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учётом целей и задач педагогики здоровьесбережения.

В наше время и при современных условиях для сбережения здоровья детей необходимо строго соблюдать режим чередования продуктивной деятельности и отдыха. Во время проведения образовательных ситуаций мы активно используем динамические паузы, физкультурные минутки, пластические этюды и т. д.

Посредством общения с предметами искусства у ребёнка снимаются нервные, психические, эмоциональные и мышечные напряжения, разрушаются коммуникативные барьеры.

Опосредованный характер сообщаемой информации способствует активному её усвоению, эмоционально переживается детьми и прочнее запоминается. Именно в дошкольном возрасте для ребёнка не представляет особого труда спроектировать чувственный опыт на цвет, линию, форму, звук, движение, слово. Наша задача в том, чтобы помочь ему открыть для себя красоту слова, услышать полифонию звуков и увидеть возможности цвета. Получить радость от этих открытий и осознать свои возможности в воплощении своего видения — быть счастливым, а значит здоровым.

Изучая проблему здоровьесбережения в условиях детского дошкольного учреждения, следует особое место уделить музыке. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Музыкальное развитие ребенка как одно из направлений здоровьесбережения, своей эффективностью не вызывает сомнений уже давно. Музыкой, как лечебным средством с самых древних времен пользовались целители для лечения и оздоровления пациентов. Существует целое направление в официальной медицине. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление — музыкотерапию. Исследования современных ученых подтверждают, что произведения П. И. Чайковского снимают нервное напряжение; музыка В. А. Моцарта и Ж. Бизе повышает общий тонус; фортепианная музыка Ф. Шопена, органная музыка И. С. Баха стимулирует творческое мышление.

Как самый доступный вид музыкальной деятельности пение занимает одно их ведущих мест в музыкально-эстетическом воспитании и образовании детей, формировании их личностных качеств. Пение развивает эстетическое восприятие, художественно-музыкальный вкус, расширяет кругозор. Совместное пение помогает объединить детский коллектив, решая проблемы коммуникации и психологического раскрепощения детей. Включая в репертуар песни о маме, доме, природе, Петербурге мы формируем у детей определённые нравственные качества, чувство патриотизма. Модель правильного поведения, содержащаяся в тексте, способствует формированию направления правильного поведения детей и в жизни.

Пение используется не только как один из наиболее любимых видов деятельности детей, но и как средство оздоровления. Вокалотерапия содействует укреплению организма детей. По мнению врачей, вокальное творчество является лучшей формой оздоровления органов дыхания, развития артикуляции, укреплению голосового аппарата, формирования правильной осанки.

Большое внимание уделяется формированию певческого дыхания. Помимо овладения навыком традиционного вокального, артикуляционного и диафрагмального дыхания, вокалотерапия предусматривает овладение методиками оздоровительного дыхания : «Дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой». Доказано, что профилактическая дыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, что является прекрасной защитой от острых респераторных заболеваний, которым так часто подвергаются наши дети.

Музыка содержит в себе ритм, и в координации с движением образует музыкально-ритмическое движение.

Наряду с традиционным использованием движений нас интересуют оздоровительные возможности данного вида деятельности. Музыкально- ритмические движения способны влиять на физиологические процессы детского организма, увеличивать амплитуду дыхания, лёгочную вентиляцию, укреплять сердечную мышцу, создавать определённый эмоциональный настрой. Движения под музыку объединяет детей, содействуя развитию коммуникативной сферы, создаёт условия для выражения чувств и мыслей, выхода отрицательных эмоций, снятия физического напряжения. Первоочередная задача состоят в том, чтобы музыка вызывала у детей желание двигаться, затем умение двигаться в соответствии с характером и содержанием музыкального произведения, стимулировала детей к творческой импровизации.

Помогая детям проявлять творческое воображение в движениях под музыку, мы тем самым предоставляем им возможность ощутить и духовную свободу, свободу действий и самовыражения. В процессе пластических импровизаций под музыку не только развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение.

Известно, что наиболее важные мысли и переживания ребенка, прежде всего, проявляются в виде образов. Эмоционально-образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него — на всю структуру личности. Существует несколько видов арт-терапии, которые мы используем в совместной деятельности с детьми. Это, сказкотерапия, цветотерапия, фольклорная арт-терапия, улыбкотерапия.

Положительные эмоции, развитие коммуникативных и когнитивных процессов, погружение ребёнка в атмосферу радости, творчества создают фундамент формирования человека созидательного, устойчивого к неожиданным жизненным ситуациям, менее подверженного стрессам и разочарованиям.

Недаром врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между оптимизмом, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека!

Важность и значимость формирования и воспитания полезных привычек для полноценного развития детей доказана исследованиями учёных и практиков. Особенно важны такие из них, которые способствуют формированию основы здорового образа жизни. Нами была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме здоровьесберегающей деятельности педагогов ДОУ и необходимости формирования установок на здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста. Выявлено, что в процессе целенаправленной здоровьесберегающей деятельности педагогов ДОУ с привлечение специалистов и родителей формируется понимание необходимости заботиться и укреплять своё здоровье.

Разнообразные формы здоровьесберегающей деятельности, органично включенные во все образовательные сферы в детском саду, способствуют полноценному развитию у детей основ здорового образа жизни, полезных привычек и, в итоге, готовят их к обучению в школе. Неоценима роль родителей, педагогов, их личная приверженность к здоровому образу жизни, а так же профессиональные качества для организации деятельности по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесбережение в условиях ДОУ (из опыта работы)
Опубликовано: 5 мая 2020 в 12:17
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД