Получи документы

Знакомство с системой освоения музыкально-двигательной выразительности С. Д. Рудневой

Цема Ирина Михайловна
Знакомство с системой освоения музыкально-двигательной выразительности С. Д. Рудневой

Музыкальное движение Стефаниды Руднев

ой [/b]

Привлечение внимания к художественно-эстетическому воспитанию в XIX-XX вв. можно охарактеризовать и большим увлечением музыкально-ритмической деятельностью. В XX века ритмическое и тембровое начало в музыкальном искусстве, как выразительное средство, выходит на первый план. Важное место в музыкально-ритмическом воспитании занимает деятельность Стефаниды Рудневой. Она в сотрудничестве с О. К. Поповой, Л. С. Генераловой, Э. М. Фиш являются создателями «Гептахорда», считая музыкальное движение способом развития и усовершенствования личности. Эти педагоги направили свою работу на формирование личности ребенка, создавая методики, которые применялись в школах и гимназиях.

Публикация «Знакомство с системой освоения музыкально-двигательной выразительности С, Д, Рудневой» размещена в разделах

Стефанида Руднева (1890-1989) – это искусствовед и педагог, которая посвятила себя музыке, музыкальному движению, его активному распространению. Она работала в Москве и Ленинграде, выступала с докладами на семинарах по музыкально-ритмической работе, с ее участием разрабатывалась методика, задача которой «не просто зубрить с детьми непосильные движения, а воспитывать у них двигательные приемы, исходя из простой и забавной для них музыки».

Музыку дети начинают понимать через пластическую импровизацию, которая основывается на переживании музыкального материала. С. Д. Руднева так определяла педагогические задачи работы по методу музыкального движения в детском саду и начальной школе:

— воспитывать у детей умение слушать, воспринимать и оценивать музыку;

— развивать любовь к музыке;

— готовить будущих чутких слушателей и любителей музыки;

— воспитывать творческое начало, развивать воображение и музыкальность;

— создавать необходимые условия для естественного выявления <…> моторных реакций в движениях всех частей тела;

знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, переживать их, обогащать эмоциональный мир детей.

Работа по методу С. Д. Рудневой предполагает постепенное введение детей в мир музыки посредствам движения. Пластика и музыка неразрывно связаны, и детям необходимо это объяснять, доносить через одновременное воспроизведение музыки и двигательных реакций на нее. Так формируется целостный музыкально-двигательный образ. Автор говорит о мелодии, как о носительнице главной мысли в музыке, именно на нее стоит опираться в выборе движений, вслушиваться в нее, чувствовать и понимать. Она является как бы путеводной звездой, которая ведет детей от начала музыкального произведения до его конца, показывая развитие и содержание музыкального образа произведения в целом.

Основу начальных упражнений составляют привычные всем движения – это бег, прыжки, ходьба, повороты, простые танцевальные движения. Дети учатся с их помощью понимать язык движений, овладевать своим телом и некоторыми двигательными умениями и навыками, а затем выражать в их последовательности содержание музыкального образа. Заторможенность детей преодолевается через увлекательные задания, которые ярко контрастируют с долгим сидением за партами.

Эмоциональная выразительность в показах движений является неотъемлемой частью успеха правильного усвоения детьми новых элементов. С. Д. Руднева в своей методике стремилась к тому, чтобы все дети были одинаково активны и заинтересованы. Хочется отметить прием, при котором движения для упражнения или танца показывает хорошо успевающий ученик, так как зачастую дети лучше воспринимают новую информацию «из уст» ровесника.

Материал в системе С. Д. Рудневой состоит из шести разделов, в первом из которых происходит освоение приемов музыкально-двигательной выразительности. Это различные, пружинные, маховые и плавные движения. Сопровождает эти движения обычно веселая музыка, обусловливающая легкие движения, или же, пружинистая с чередованием двух фаз: сильной и слабой, то есть движениями тела вверх и вниз. Это помогает детям чувствовать различия между слабой и сильной долями и правильно выполнять упражнения. Руднева писала, что плавные движения труднее осваиваются детьми, чем движения пружинные и маховые. Использовался метод сообразности упражнений, например, с движениями крыльев, резинкой, которая туго и медленно сжимается и растягивается.

Второй раздел направлен на освоение основных движений различного эмоционально-динамического характера. Он включает в себя, ходьбу, бег и прыжковые движения. Материал постепенно усложняется и становится более насыщенным, движения детей совершенствуются, и это помогает им лучше справляться с новыми заданиями.

Третий раздел активизирует и развивает творческие способности детей, способствует проявлению креативности и самостоятельности. Воплощается это в игровых музыкально-пластических заданиях, которые впоследствие учащиеся выполняют самостоятельно, используя движения, соответствующие звучащей музыке.

Танцевальные упражнения составляют четвертый раздел, где используются элементы плясок и танцев, акцентируется внимание на положениях и движениях рук. Этот раздел также включает в себя исполнение элементов бальных танцев: галопов, мазурок, полек.

Пятый и шестой разделы посвящены музыкально-пространственным композициям, пляскам, хороводам и танцам. Эти упражнения способствуют развитию чувства единения коллектива, способности двигаться в общем темпе, слаженно, в едином сценическом пространстве.

Все разделы системы связаны между собой, упражнения усложняются на основе единого принципа спирали, включая уже пройденные элементы в новые танцы, игры. Упражнения системы С. Д. Рудневой нацелены на гармоническое развитие тела, на то, чтобы дать ученику музыкально-двигательную культуру художественного порядка, то есть развивать, раскрывать, обогащать в ученике природный музыкально-двигательный рефлекс.

С постепенным продвижением вперед, от детей ожидается более точное соответствие формообразованию музыки, исполнение ее деталей, которые они выполняют, исходя из уже приобретенного музыкально-двигательного опыта и знания множества движений.

Система музыкального движения включает в себя труды таких педагогов, как С. Руднева, Э. Фиш, Е. Дубянская, Н. Федорова, Т. Ломова, Е. Горкун, П. Гольдберг, Р. Френкель, Г. Соболь и многих других. Стефанида Руднева систематизировала и придала законченность их трудам, собрав все лучшее. Спустя годы эта система продолжает жить и быть популярной.

Для экспериментальной работы из данной методики выбраны некоторые методы и приемы работы подготовительного и первого из шести разделов С. Д. Рудневой, а именно:

• изучение основных исходных положений тела;

• начальные упражнения на освоение пружинистых и плавных движений;

• смена заданий после долгого пребывания в сидячем положении за партами;

• показ нового материала учениками, которые хорошо успевают.

Система музыкально-ритмического воспитания С. Д. Рудневой направлена на развитие у ребенка музыкального мышления, на развитие умения отражать содержание музыкальных образов в движении. Методика отличается способами и приемами взаимодействия с обучающимися, стремится к выработке умений и навыков у детей, которые они смогут применять самостоятельно в последствие.

Главной составляющей в методике ритмического воспитания С. Д. Рудневой является искусство пластической импровизации под музыку. В данной работе возможно использование некоторых упражнений на выработку основных стоек, освоение базовых шагов и движений, которые в дальнейшем дети смогут использовать в пластических импровизациях.

Публикации по теме:

Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией Критерий 1 "Результаты освоения воспитанниками образовательных про-грамм по итогам мониторингов, проводимых организацией" (по результатам.

Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольниковФон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность и законченность.

Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Консультация «Мастер класс как форма освоения профессионального опыта путем инновации»Консультация «Мастер класс как форма освоения профессионального опыта путем инновации» Консультация "Мастер класс, как форма освоения профессионального опыта путем инновации" Мое выступление на методическом часе внутри ДОУ.

Материалы семинара «Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО Сообщение из опыта работы на тему " Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО".

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Принцип эмоционального освоения в художественно-эстетическом образовании Принцип эмоционального освоения. Сегодня дошкольное образование обращает особое внимание на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Это нашло.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с системой освоения музыкально-двигательной выразительности С. Д. Рудневой
Опубликовано: 7 мая 2022 в 17:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД