МААМ-картинки

Конспект занятия по речевому развитию «Звук [Х] и буква «Х» в старшей группе

Бадретдинова Венера
Конспект занятия по речевому развитию «Звук [Х] и буква «Х» в старшей группе

Задачи:

Обучающая задача:

• Познакомить с новой буквой «Х».

• Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.

• Отработать навыки слогоделения.

Развивающая задача : Развивать связную речь (монологические и диалогические формы, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей.

Воспитательная задача:

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Звук [Х] и буква „Х“ в старшей группе» размещена в разделах

Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование и материалы, используемые на занятии.

Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; картинка с изображением трамвая; картинка из серии «Азбука».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: - Собрались все дети вкруг

Ты мой друг и я твой друг.

За руки мы все возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются Гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки прячутся в этой букве.

II. Основная часть.

Дифференциация гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.

Воспитатель: - Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!

Воспитатель: - Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки! Например, как рычит собака: р-р-р… или как в коляске плачет малыш: а-а-а…

Воспитатель: - Какие бывают звуки? Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными?

Воспитатель: - Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.

Воспитатель: - А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Ребята, а звуки мы можем видеть? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно! Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные - кружком синего цвета, но а мягкие согласные - кружком зеленого цвета.

Воспитатель: - Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Дифференциация понятий «звук» - «буква».

Воспитатель: - Кто из вас подскажет мне: помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?

Дети: - Буквы!

Воспитатель: - Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.

Знакомство с буквой «Х».

Воспитатель: - А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!

Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. –Хотите верьте, хотите нет – начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: - Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: -Хрю-хрю, хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. – Ух, ты! – воскликнули хомяки. – Иду себе дальше, - продолжает хомяк – снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я….- Что, что потом? - хором спросили хомяки. – Я … потом… -Да не тяни же ты! –взмолились хомяки. –Хорошенькое дело! –обиделся хомяк-хвастунишка. – Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел? Вот такая история! Воспитатель: - Вы внимательно слушали историю, где же собирались хомяки, чтобы послушать истории хомяка-хвастунишки? (Ответы детей)

- Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)

- А что делал слон? (Хрюкал)

- Это правда или нет? (Нет)

- Кого еще встретил хомяк? (Змей)

- Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)

- А это правда или нет? (Нет)

Воспитатель: - Замечательно, вы очень внимательны! А сейчас ответьте на такой вопрос:

Воспитатель: - Какой один и тот же звук Вы слышите в начале слов «хомяк», «хвастун», «храпеть», «хрюкать»? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно! А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? (Ответы детей)

Воспитатель: - А кто назовет младшего братца звука «Х» и расскажет про него? (Ответы детей)

- Звуки «Х» и «ХЬ» мы можем видеть? (Ответы детей)

- Звуки «Х» и «Хь» прячутся в букве «Х».

Воспитатель вывешивает изображение буквы «Ха» на доске.

Воспитатель: - Ха на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Воспитатель: - А на что еще похожа буква «Х»? (Ответы детей)

Воспитатель: - А давайте сейчас построим букву «Х» с помощью счётных палочек? Как Вы думаете сколько нам понадобиться палочек? (Ответы детей)

Воспитатель: - А в какие еще буквы может превратиться буква «Х»? (Т, Л, Г)

Воспитатель: - А теперь давайте посмотрим в каких же словах спряталась буква «Х»? (Дети называют предметы с картинки на букву «Х» и определяют место звука в слове : в начале, в середине, в конце слова)

Задания на закрепление буквы «Х».

Воспитатель: - Послушайте первую загадку:

1. На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"

Веселая игра.

Дети: - Хоккей!

- Х-хоккей. Есть знакомый звук?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Как звучит?

Дети: - «Х»!

Воспитатель: - Где стоит?

Дети: - В начале слова.

Воспитатель: - Он гласный или согласный?

Дети: - Согласный!

Воспитатель: -Твёрдый или мягкий?

Дети: - Твердый!

Воспитатель: - А бывает мягким?

Воспитатель: - Слушайте вторую загадку загадки:

2. Дернуть если за веревку,

Стрельнет громко, как винтовка,

И на верх фонтаном ярким,

На гостей и на подарки,

Устремится конфетти

В нам не ведомом пути.

Эта праздника подружка

Называется. (Хлопушка).

Дети: - Хлопушка!

Воспитатель: - Х-хлопушка. Есть знакомый звук?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Как звучит?

Дети: - «Х»!

Воспитатель: - Где стоит?

Дети: - В начале слова.

- Воспитатель: - Он гласный или согласный?

Дети: - Согласный!

Воспитатель: - Твёрдый или мягкий?

Дети: - Твердый!

Воспитатель: - А бывает мягким?

III. Итоги занятия.

Воспитатель: - Чем мы занимались на занятии?

Воспитатель: - С каким звуком мы познакомились?

Воспитатель: - А наше занятие, тем временем, подошло к концу. Спасибо за работу.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие на остров О. Звук [О] и буква «О» в старшей группеКонспект занятия «Путешествие на остров О. Звук [О] и буква «О» в старшей группе Цель: -Учить находить гласный звук[ О] в общем потоке звуков; -Познакомить с буквой О. -Совершенствовать умения в использовании местоимений.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С»Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С» Цели занятия: Обучающие: • Познакомить детей со звуком и буквой «С» • Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звук [Ы]» Дорогие друзья и коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия по речевому развитию. Это открытое занятие я показывала недавно.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А] и буква А» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А Задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: -Уточнить артикуляцию звука Ц. -Познакомить с буквой Ц; -Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.

Конспект занятия по развитию речи «Звук и буква М» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Насекомые». Ознакомление с буквой М, формирование умения находить.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш»Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш» Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе звук [ш], буква Ш. Цель: знакомство со звуком и буквой Ш. Образовательные.

Конспект занятия по речевому развитию «Звук [О]и буква [О]»Конспект занятия по речевому развитию «Звук [О]и буква [О]» Цель: знакомство с гласным звуком [О], с буквой «О». В игровой форме дети учатся выделять звук "о" из начала, середины, конца слов. Учатся.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию «Звук [Х] и буква «Х» в старшей группе
Опубликовано: 25 мая 2023 в 00:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД