Получи документы

Звуковая культура речи: работа со звуками [Ж]-[Ш]

Анна Ноздрина
Звуковая культура речи: работа со звуками [Ж]-[Ш]

Цель: Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Задачи:

1. Образовательные:

Публикация «Звуковая культура речи: работа со звуками [Ж]-[Ш]» размещена в разделах

- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

2. Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ;

-развивать мышление, память, связную речь;

Ход ООД:

1 этап – мотивационно- ориентировочный

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете отгадав загадки.

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

(ЖУК)

Выставляется игрушка

Воспитатель:- Правильно ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.

-Как жужжит жук? (жжж).

А давайте пожужжим как жук.

(ж-ж-ж)

-А сейчас встретим другого гостя.

-Послушайте загадку.

Вот оказия какая,

Нас в траве не замечают.

И на дереве порою.

Мы висим вниз головою.

Разозлюсь – услышишь: «Ш-ш-ш!»

Убегай, чего стоишь?

Нас боятся все не зря,

Лишь на вид проста – …

(Змея)

Выставляется игрушка

Воспитатель:-Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу.

-Как шипит змея? (шшш)

2 этап – поисковый

Воспитатель: -Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).

Воспитатель:-Ребята, а вам не кажется, что наши гости чем-то расстроены, по моему они поссорились.

Жук Жужу: -Да, мы в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать чем шипеть.

Воспитатель:- Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с ребятами докажем вам, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи.

-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить.

- А какие это звуки гласные или согласные? (согласные)

- Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)

-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)

- А теперь звук – ш-ш-ш.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)

- Чем похожи эти звуки? (оба звука – всегда твердые, согласные).

3 этап – практический

-Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.

Артикуляционная гимнастика.

«ШМЕЛЬ».

Ротик открыть. Язычок в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», язычок движется медленно назад «жжж».

-Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А вы хотите поиграть в игру со звуками «Ш-Ж»

1. Дидактическая игра «Слушай внимательно»

Воспитатель:- Возьмите карточки. Что на них изображено?

- Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж)

- Как шипит змея? (ш-ш-ш)

-Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, поднимайте карточку с жуком, звук –ш, поднимайте карточку со змеёй.

Слова: плюшка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, машина, флажок. шайба, журнал, швабра, жираф, желтый.

Воспитатель:- Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.

2. «Добавь слово»

Воспитатель: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.

1. И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по… (животикам).

2. Лежебока рыжий кот

Отлежал себе… (живот).

3. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)

4. Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему… (поможет).

5. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)

Воспитатель: -Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.

3. Игра «Четвертый лишний» (Презентация (Приложение1)

Воспитатель: -А сейчас давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый лишний» Перед вами четыре картинки, в названиях которых спрятаны звуки «Ж-Ш»,они прячутся в начале, в середине и конце слова, одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

Картинки: шишка, шарик, кошелёк, шоколад. Какая картинка лишняя, почему? (кошелёк)

-Правильно ребята, в слове кошелёк звук «Ш» находится в середине слова, а в других словах в начале

-Сейчас назовите следующую лишнюю картинку.

Картинки: малыш, шкаф, шахматы, штаны. Какая картинка лишняя, почему? Малыш лишняя, звук «Ш» находится в конце слова, а в других словах в начале.

Картинки: жираф, жвачка, жилет, мороженное. Какая картинка лишняя, почему? В слове мороженное звук «Ж» находится середине слова, а в остальных в начале.

Картинки: жёлудь, нож, морж, ёж. Какая картинка лишняя, почему? В слове жёлудь звук «Ж» находится в начале слова, а в других в конце.

Воспитатель: -Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием, нашли все лишние картинки.

4. Воспитатель:- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть и поиграть с пальчиками, согласны?

«Белочка»

Скачет белка-шалунишка

(«бегают» пальчиками по столу)

Рвёт с сосновых веток шишки

(сжимают поочерёдно кулачки на правой и левой руках).

Лапками сжимает ловко

(сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)

И несёт в свою кладовку

(«бегают» пальчиками по столу).

Воспитатель: -Молодцы ребята.

5. Следующее задание называется

«Поймай звук»

Дети встают в круг, воспитатель в центре. Воспитатель называет слова, дети ловят мяч, если слышат в словах звук [Ш] или [Ж]. Если звуков нет- мяч отбрасывают.

Шаги, гусь, жаль, осень, школа, шалун, песок, желтый, чулок, жара.

-Молодцы, ребята!

6. Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитатель: -Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький.

Например: снег-снежок

Слова:

утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок

7. Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением.

Дети выполняют движения около стульчиков

На лужайке, на ромашке (Кружение с поворотом)

Жук сидел в цветной рубашке (Приседание руки на пояс.)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

Тихо по ветру качаюсь, (Наклоны вправо, влево)

Низко -низко наклоняюсь. (Наклоны в преред)

Воспитатель: -Следующее задание «Повтори чистоговорки»

8. «Повтори чистоговорки»

Ша-Ша-ша наша Нюша хороша.

Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.

Жи-Жи-Жи у меня ножи.

Шу-Шу-Шу шубу я ношу.

Жу-Жу-Жу жук жужжал Жжжу-Жжжу.

Аш-Аш-Аш мы доделали шалаш.

Аж-Аж-Аж есть у нас багаж.

Ыш-Ыш-Ыш плачет наш малыш.

Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж.

Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ.

Ушу-Ушу-Ушу скушай быстро грушу.

Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок.

Ошка-Ошка-Ошка на окошке кошка.

Ужа-Ужа-Ужа впереди большая лужа.

Ышка-Ышка-Ышка там маленькая мышка.

Воспитатель: -Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут ругаться и спорить кто главнее. Жужу и Шушу благодарят вас за помощь. Давайте проводим наших гостей и попрощаемся с ними. (Игрушки прощаются с детьми за руки, дети могут потрогать,по гладить их. В группе 10 детей)

4 этап – рефлексивно- оценочный

Воспитатель: -Ребята, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)

-С какими звуками мы сегодня играли?

- Чем они похожи, чем отличаются?

-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)

Последующая работа :

1. Закрепление полученных знаний через развивающие игры со звуками ж-ш.

2. Произношение и разучивание чистоговорок, скороговорок со звуками ж-ш

3. Упражнения для речевого аппарата

Публикации по теме:

Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко»Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко» Сегодня я представляю третий вариант многофункциональной игры «Любопытное солнышко». Направление: развитие речи и звуковая культура.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

Консультация для воспитателей «Рисуем» картину звуками»Консультация для воспитателей «Рисуем» картину звуками» Дети – прирождённые художники, так утверждают учёные. В своих рисунках они увлечённо отображают своё восприятие мира. Необходимо расширять.

Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками»Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками» Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками».Блог. Лариса Гацко. Игра «Звукомор». Воспитатель надевает на руку куклу Петрушка..

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуковая культура речи: работа со звуками [Ж]-[Ш]
Опубликовано: 4 февраля 2021 в 22:18
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД