Наташа Владимировна Романченко
«Адаптация детей раннего возраста». Из опыта работы воспитателя первой младшей группы детского сада
«Адаптация детей раннего возраста»
Из опыта работы воспитателя первой младшей группы детского сада.
Публикация «„Адаптация детей раннего возраста“, Из опыта работы воспитателя первой младшей группы детского сада» размещена в разделах
При поступлении ребенка в ДОУ происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовые ситуации. Возрастная незрелость системы адаптации одних механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть, часто болеет.
Работая воспитателем первой младшей группы, я отметила для себя, что далеко не все родители понимают как тяжело ребенку адаптироваться к новым условиям. Родителям хочется побыстрее оставить ребенка на весь день. Что приводит к стрессу. Адаптация затягивается. Ребенок начинает болеть.
Поэтому, при первом знакомстве с родителями рассказываю почему постепенно надо приучать малыша к детскому саду. Приводить 2-3 часа первые 2-3 недели, Потом, постепенно увеличивая время пребывания ребенка в детском саду. Важно за некоторое время до прихода в детский сад, перевести малыша на режим, как в ДОУ. Больше рассказывать о детском саде, как здесь хорошо. Если малыш все время только с мамой, то оставлять его на некоторое время с другими родственниками.
Самое главное положительный настрой на детский сад самих родителей, если родители верят, что детский сад самое лучшее место на земле для ребенка, так же будет считать и малыш.
Конечно, труднее всего переносят изменения условий жизни малыши до 1,5 лет, потому что им еще необходим контакт с мамой.
Первое время рекомендуем принести ребенку любимую игрушку. Это его успокаивает. А некоторые дети у нас, даже приходили с любимым пледом.
Мы, воспитатели, со своей стороны, стараемся сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Создаем атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи. Внимание ребенка привлекают яркие красивые игрушки, разнообразные конструкторы (крупные, мебель для детей и кукол, книжки.
Творческая зона дает возможность детям выплеснуть свои эмоции: предлагаем детям цветные карандаши, мелки, пластилин.
Умиротворяюще действуют на детей упражнения с песком и водой. Такие упражнения имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающие и расслабляющее действие
Так же дети любят играть с мячами и шариками, что тоже помогает отвлечь и успокоить ребенка. Дети учатся играть вместе.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать любимую игрушку, посидеть рядом. Еще мы включаем колыбельные песни. Слушая колыбельную ребенок защищает свою психику.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Ребенок видит в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры у нас фронтальные, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.
Дети любят такие подвижные игры, как: «Иди ко мне», «Пришел Петрушка», «Хоровод», «Покружимся», «Прячем мишку», «Солнышко и дождик», «Поезд», «Догонялки» и др.
С удовольствием дети выполняют движения под музыку со словами: «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Капельки прыгают» и другие.
Большинство детей моей группы начало посещать детский сад летом. И летние тематические развлечения с разными героями тоже помогают в адаптационный период.
Особое внимание уделяю робким, застенчивым детям, чувствующим себя дискомфортно в группе. Использую пальчиковые игры, которые поднимают настроение детям так же они обучают согласованности и координации движений. Использую такие игры как «Кто в кулачке?», «Игра с кистями рук», «Фонарики», «Моем руки», «Заготавливаем капусту», «Месим тесто».
Дети двух - трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Основы общения закладываются именно в адаптационный период и помогут такие игры: «Передай колокольчик», «Зайка», «Позови» и др.
Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Стараюсь убедить родителей внимательно прислушиваться к нашим советам, принимать к сведению консультации, наблюдения и пожелания.
Если ребенок видит хорошие доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.