Папки-передвижки

«Астороном и Я». Программа дополнительного образования

Оксана Пуминова
«Астороном и Я». Программа дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования детей объединения «Астрономия и космос» реализует естественно - научную направленность, способствует формированию у воспитанников элементарных астрономических знаний, расширению их общего кругозора, привитию познавательного интереса к окружающему миру, развитию в рамках предмета специальных практических умений и навыков.

Публикация «„Астороном и Я“, Программа дополнительного образования» размещена в разделах

В детстве и юности формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность, сформированность космического мышления. Это способствует расширению кругозора человека, дает ему возможность ощутить свою связь со Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.

Можно выделить две основные идеи, базовые для астрономического просвещения, которые в последнее время все более актуальны. Суть первой состоит в том, что курс астрономии в любом образовательном учреждении (кроме вузов, должен быть образовательным и преимущественно мировоззренческим. Вторая по значимости идея - гуманизация и гуманитаризация астрономии. Имеется в виду не немедленное превращение в профессиональных астрономов всех, кто изучает астрономию. Напротив, усвоенные представления об объектах, процессах и масштабах Вселенной, органично связанные с другими предметами естественно – научного цикла, завершат и обобщат экологическое, нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Вселенная дошкольника-

недавно это казалось абсурдным. А сегодня? Малышей 6 лет приходится готовить к школе. Существуют различные программы воспитания и обучения старших дошкольников. Они предусматривают ознакомление детей с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством и экологической культурой. Немало внимания уделяется формированию у детей коммуникативности, развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Все это необходимо, но нелегко реализуемо. Потому большинству родителей и педагогам-воспитателям не до высших материй, в том числе и не до Вселенной с ее тайнами, о которых, к сожалению, многие взрослые сами не имеют никакого представления…

Между тем, «Вселенная» не есть некая добавка к и без того перегруженному содержанию обучения малышей. Правильнее иное: ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе – своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе.

Считая, что детям интересен окружающий их мир, составители программ дошкольного обучения забывают (или не понимают, что это касается не только того мира, который вокруг них, но и над ними. Внимание нормального ребенка не могут не привлечь Солнце, Луна, звезды. Редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в Космос, что космонавты там видят и т. д. Нередко малыши задают совсем не детские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, «что кушает Солнышко» или «какие они, эти “черные дыры”»… Многие маленькие дети очень хотят побольше узнать о Вселенной и с удовольствием будут слушать рассказы о ней и играть в «астрономические игры».

Обоснование возможности и целесообразности «дошкольной астрономии» необходимо, но недостаточно. Надо обозначить, по крайней мере, еще три проблемы и показать варианты их реализации.

Во-первых, содержание обучения – вопрос о том, чему учить малышей. Можно сказать, что «дошкольная астрономия» – это первоначальное ознакомление детей с системой представлений о мире небесных тел. Иными словами, мы должны постараться систематизировать уже имеющиеся у детей разрозненные представления о Солнце, Луне, звездах и т. д.

Во-вторых, выбор методов обучения, то есть способов и приемов обучения. Как содержание обучения, так и методы обучения должны быть адекватными психолого-педагогическим особенностям развития детей старшего дошкольного возраста. В противном случае вместо формирования у детей любознательности, интереса к астрономии, космонавтике (и вообще к учебе) получится нечто совершенно противоположное (что нередко наблюдается в практике работы общеобразовательной школы). К числу наиболее приемлемых методов занятий с малышами можно отнести ролевые игры (дети играют «в Солнышко», «в Луну» и т. д.) и беседы с детьми. А соответствующие «теоретические знания» должны сообщаться детям через увлекательные «астрономические сказки», написанные в наиболее воспринимаемой детьми диалогической форме.

В-третьих, необходимо создать доступные и интересные дошкольникам наглядные таблицы (картины) и компьютерные игры и программы. Существующих книжек для малышей, конечно, совершенно недостаточно.

Возникает необходимость применения таких методических приемов и таких технологий, чтобы при обучении астрономии ребенок учился и читать, и говорить, и сочинять, и задавать вопросы, и логически мыслить, и работать руками (рисовать, конструировать, лепить, восполняя недополученное на других занятиях.

В этом состоит актуальность программы.

Зачем современному молодому человеку знание астрономии? Можно выделить следующие причины.

1. Астрономия – одна из самых интересных наук. Занятия ей увлекательны и радостны.

2. Знание астрономии поможет понять причину различных явлений (смена дня и ночи, времен года, изменение вида Луны, затмения, появления комет и «падающих звезд»).

3. Астрономия раскрывает картину мира, в котором мы живем. Современная астрономическая картина поражает своей грандиозностью.

4. Знание основ астрономии необходимо каждому культурному человеку. Особенно сейчас, когда активизировались колдуны, маги, всевозможные предсказатели судьбы и т. д.

5. Человечество вступило в космическую эру и космонавтика, неразрывно связанная с астрономией, в настоящее время играет очень важную роль в решении различных народнохозяйственных, научных и военных задач.

6. Астрономия поможет научиться мыслить широко, космическими масштабами и добиться успеха в любой творческой деятельности.

Исходя из специфики сферы занятий астрономией, можно выделить значимое для любителей астрономии качество личности – любознательность. Она является основой мотивации при изучении астрономии, а также базой для других качеств личности. Любознательность рождает основную движущую силу процесса познания – познавательный интерес. Учащиеся хотят знать не только что? и где, но и как? когда? и почему?

Настойчивость, целеустремленность, направленность – вот качества личности, которые формируются в процессе получения не только теоретических знаний, но и выполнении практических работ (работа с телескопом, проведение наблюдений, их описание, сравнение их со справочными данными, работа с картой звездного неба)

Усвоение учебного материала способствует активизации качеств мышления, способности к абстрагированию. Ведь изучаемые космические объекты и процессы их развития и взаимодействия нельзя соизмерить с привычными для детей объектами человеческой жизни. Поэтому для отчетливого представления изучаемых явлений необходимо научиться пользоваться моделями, схемами, таблицами и соотносить модели объектов с самими объектами изучения. Работа в коллективе единомышленников проявляет и усиливает такие качества личности, как дружелюбие и коммуникативность. Увлеченность общим делом, возможность обсудить любую тему, совместное выполнение практических работ способствуют сплочению и дружбе ребят.

Способность осознать реальность далеких планет, звезд, галактик, масштабы расстояний между ними, закономерности движения и развития формируют еще одно качество личности – компетентность. Понимание мироустройства усиливает и уверенность в себе, в своих способностях.

Эмоциональность – еще одно качество личности, неизменно присущее учащимся, увлеченным астрономией. Опыт показывает, что большая часть детей стремится поделиться своими знаниями с друзьями, родителями, ребятами в классе и во дворе. Даже у замкнутых детей часто формируется тяга к обсуждению интересных тем, то есть желание общаться, то есть коммуникативность. Она сопряжена с дружелюбием и еще одним качеством личности – толерантностью. Формируемое умение спокойно принять суждение, отличное от собственного, с уважением относиться к чужому мнению, очень важно для дальнейшей адаптации в обществе, т. е. социализации личности.

Сформированное средствами астрономии миропонимание не позволит учащимся принять сомнительные науки и учения – астрологию, уфологию и др. Поэтому можно выделить еще одно качество личности, формируемое в процессе астрономического просвещения – критичность. Хотя толерантность и критичность являются в некотором смысле противоположными качествами личности, их сформированность и сбалансированность необходима для дальнейшего развития и взросления.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

2.1. Цель программы :

формирование устойчивого интереса дошкольников к астрономии, привитие детям специальных умений и навыков, воспитание положительных, индивидуально – значимых качеств личности каждого ребенка.

2.2. Задачи программы :

Обучающие:

• Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство»

• Ознакомить с точкой зрения древних людей о мироздании

• Ввести понятия «звезды», «созвездия», «планеты», «кометы», «спутники», «метеоры», «метеориты», «астероид», «солнечная система»

• Объяснить, что представляет собой Солнечная система, ознакомить с простейшими характеристиками планет и тел солнечной системы

• Познакомить с Землей, планетой на которой мы живем

• Рассказать об истории освоения космоса, ярких сведениях биографии Циолковского, Королева, Гагарина.

• Научить находить на небе созвездия Большая и Малая медведица, Полярную звезду

• Вызвать у ребят познавательный интерес к окружающему миру

Воспитательные:

• Привить навыки коллективной и индивидуальной работы;

• Привить умение оценивать результаты своего труда;

• Привить любовь к своей планете, бережное отношение к природе, умение удивляться ее чудесам и восхищаться ими

• Воспитать любознательность, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, коммуникативность, культуру межличностных отношений и другие ценностные качества личности;

Развивающие:

• Развить аналитические умения (умение наблюдать, анализировать сравнивать предметы и явления, устанавливать общие признаки и отличительные черты сопоставляемых предметов и явлений, обобщать, делать выводы);

• Развить познавательные умения, привить воспитанникам специфические практические умения и навыки в в рамках предмета (проводить наблюдения невооруженным глазом, зарисовывать результат наблюдений);

• Развить творческое воображение и мышление, зрительную память, эмоциональную сферу;

• Развить речь обучающихся (обогатить словарный запас, ввести в лексику специальную терминологию, формировать речевую культуру;

• Развить мелкую моторику (рисование, лепка, работа с конструктором)

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.

Отличительной чертой программы является ее ориентация на интеграцию естественно – научного и гуманитарного образования, духовно – нравственное становление детей, подготовку их вхождения в мир взрослых через общение и воспитание.

ОСНОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ ЯВИЛИСЬ ПРИНЦИПЫ :

наличие системного подхода к подбору программного содержания, формулированию поисково-познавательных задач;

соответствие развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольников;

прогнозирование, видение предметов и явлений окружающего мира в их движении, изменении и развитии;

оптимальное соотношение процессов развития и саморазвития;

занимательность изложения материала;

формирование творчества на всех этапах обучения;

деятельностный подход к развитию личности;

ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

для педагогов - повышение знаний педагогов по данной теме; создание условий для обеспечения полноценного развития детей; создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности ребенка;

для детей - сформированность знаний, представлений об устройстве Солнечной системы, основных космических явлениях, покорителях космоса; развитие мыслительных способностей, умений самостоятельно делать выводы, умозаключения.

В структуре Программы выделяется три раздела, отражающих основные направления деятельности по теме «Формирование у дошкольника представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях» :

«Мир планет» - предполагает углубление и расширение представлений детей о Солнце, планетах, Солнечной системе, космических телах, вселенной с использованием наглядно-демонстрационного материала (карт, иллюстраций, фотографий, модулей, помогает получить представление об окружающем мире с последующим углублением в ходе поисковой деятельности.

«Технический прогресс» - позволяет детям в доступной форме с использованием иллюстраций, фотографий, тематических выставок, познать историю развития авиации; от первых летательных аппаратов до космических станций. Дети знакомятся с различными техническими средствами (воздушный шар, дирижабль, отмечая их достоинства и недостатки.

«Покорители космоса» - даёт представления о первых живых существах, полетевших в космос (собаках, обезьянах, о первом полете человека в космос; первых космонавтах Ю. Гагарине, Г. Титове, А. Леонове, женщинах-космонавтах В. Терешковой, С. Савицкой.

Реализация программы осуществляется в рамках работы кружка «АстрономиЯ» один раз в неделю, с сентября по май. Непосредственно образовательная деятельность проводится во второй половине дня, курс работы кружка рассчитан на два года: для детей 5-7 лет. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности соответствует «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Санитарно – эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», возрасту детей 5-7 лет - 25 минут.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1. Введение в астрономию

Предполагается рассказать ребятам, как выглядит Земля из космоса, ввести понятия «космос», «вселенная», объяснить, что есть в космическом пространстве и «на чем все в космосе держится»

2. Как развивалась наука о Вселенной

Планируется познакомить ребят с представлением о небесах и Земле в древности.

3. Что мы знаем о Вселенной

3.1 Солнечная система

В этом разделе программы рассказать о голубой планете Земля, причинах смены дня и ночи и времен года, изображении Земли на глобусе и картах, как устроена Земля внутри, почему бывают землетрясения и вулканы, что такое полезные ископаемые, что такое атмосфера и почему меняется погода. Провести наблюдения за солнцем, оценить расстояние до солнца, рассказать, почему оно светит и греет и почему бывают полярные сияния. Провести наблюдение вида луны, совершить воображаемую прогулку по луне и составить карту луны. Рассказать о солнечной системе – семье планет, астероидах, кометах, метеорах и метеоритах.

3.2 Звездный мир. Вселенная

Рассказать царстве звезд во Вселенной, звездных картинках – созвездиях, двух звездных ковшах, Кассиопее, зимнем Охотнике и весеннем Льве, похожи ли Солнце и звезды, почему звезды мерцают и взрываются.

4. Исследование космоса

Рассказать о нашем месте в космосе, что можно увидеть в космосе, кому принадлежит идея полета в космос и кто ее осуществил. Рассказать о Ю. А. Гагарине – первом человеке в космосе, о работе в космосе, космических аппаратах, станциях, поиске жизни в космосе.

5. Практические наблюдения и опыты

Рассказать легенды и сказки о созвездиях Зодиака и некоторых других, потренироваться в нахождении их на карте звездного неба. Провести наблюдения звездного неба осенью, зимой и весной. Провести опыты по астрономии. В заключение занятий по итогам года проводится игровая неделя «Большое космическое путешествие».

Образовательный процесс при реализации Программы строится следующим образом :

три раза в месяц организуется познавательно-исследовательская деятельность (исследовательская деятельность, проблемные ситуации, моделирование, экспериментирование.);

один раз в месяц – продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, конструирование (из различных материалов и в разных техниках).

Уровень эффективности реализации Программы определяет диагностика знаний, умений и навыков детей, проводимая в начале и конце учебного года

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Астороном и Я». Программа дополнительного образования
Опубликовано: 13 ноября 2022 в 12:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД